Найти в Дзене
Йошкин Дом

Дашка

Мы с Дашкой дружили с пятого класса. Она перешла к нам из другой школы и почему-то сразу же подошла ко мне. - Привет. - Привет. - Осторожно ответила я. Осторожно, потому что не сказать, что у меня в моём классе было слишком много друзей. Инга Митрофанова, Женька Корбут, да, пожалуй, ещё Вадик Черницын. Они тоже хорошо учились, но не слишком хорошо умели находить общий язык с окружающими, в точности как и я. На этой почве мы сошлись, общаясь маленькой группкой исключительно в случае необходимости. А Дашка, она была совсем другая. На учёбу ей было откровенно плевать, хотя, на удивление, обладая отменной памятью, она неплохо успевала по всем предметам. Живая, общительная, таких ещё называют "зажигалками", новая девочка почему-то выбрала не Алису Строкову и Макса Горского, признанных лидеров класса, а меня, тихую и незаметную Леру Клюеву, именуемую в простонародье Клювик. Как бы то ни было, но спустя некоторое время Даша уговорила нашу учительницу пересадить её ко мне, и с тех пор и до око

Мы с Дашкой дружили с пятого класса. Она перешла к нам из другой школы и почему-то сразу же подошла ко мне.

- Привет.

- Привет. - Осторожно ответила я.

Осторожно, потому что не сказать, что у меня в моём классе было слишком много друзей. Инга Митрофанова, Женька Корбут, да, пожалуй, ещё Вадик Черницын. Они тоже хорошо учились, но не слишком хорошо умели находить общий язык с окружающими, в точности как и я. На этой почве мы сошлись, общаясь маленькой группкой исключительно в случае необходимости.

А Дашка, она была совсем другая. На учёбу ей было откровенно плевать, хотя, на удивление, обладая отменной памятью, она неплохо успевала по всем предметам. Живая, общительная, таких ещё называют "зажигалками", новая девочка почему-то выбрала не Алису Строкову и Макса Горского, признанных лидеров класса, а меня, тихую и незаметную Леру Клюеву, именуемую в простонародье Клювик.

Как бы то ни было, но спустя некоторое время Даша уговорила нашу учительницу пересадить её ко мне, и с тех пор и до окончания школы, мы сидели вместе. Я давала ей списывать, потому что она была моим другом, а она никогда не давала меня в обиду.

- Иди отсюда! - Отвечала подруга очередному задире. - А ты, Клювик, чего всё время молчишь? Дай им разок как следует, чтоб не лезли.

Мама и папа учили меня решать проблемы словами, а Даша без раздумий пускала в ход кулаки, и мало кто рисковал связываться с этой пусть хрупкой, но отчаянной и не лезущей за словом в карман девочкой.

Когда стали старше, и пришло время знакомиться с парнями, то я без Даши никогда в жизни не попала бы ни в одну компанию. Так бы и сидела дома, обнявшись со своими книжками и лишь мечтая о чувствах, которые так ярко описаны в них. Но подруга тащила меня из дома.

- Хорош сидеть, Клювик. - Убеждала она. - Сдашь ты эти экзамены, и я сдам. И в институт свой поступишь, и какую-нибудь кандидатскую защитишь. Только всё это будет потом, а пока надо идти гулять. Чувствуешь, как пахнет?

Даша распахивала окно, и в комнату вместе с ветром врывался запах весны и приключений. Я сдавалась, и мы уходили на берег реки, где по вечерам весной и летом собиралась городская молодёжь.

- Знакомься, это Стас. - Представляла она мне очередного кавалера. - Он играет на гитаре, верит в переселение душ и какой-то там тёмный князь в безумно сложной компьютерной лабуде.

Стас пытался что-то возразить, но подруга перебивала его.

- А ещё у него есть байк. Да, Стасик? Покатаешь нас?

Парень только кивал. А в следующий раз Даша появлялась с кем-то другим. А я... Что я? По-прежнему жутко смущалась. Годы общения не сделали меня похожей на Дашу, как бы мне того ни хотелось. Поэтому все мои знакомства заканчивались быстро. Парни вежливо улыбались и больше не приходили и не звонили. Поэтому лучшим вариантом для меня стала возобновившаяся дружба с Вадиком Черницыным, с которым мы по счастливой случайности поступили в один и тот же институт, хоть и на разные факультеты. Правда, это было чуть позже, а сначала уехала Дашка.

Однажды пришла ко мне, уселась, будто кошка, на подоконник и вздохнула.

- Всё, Клювик, я сваливаю.

- Куда? - Удивилась я.

- Мать с отцом разводятся. - Она задумчиво почесала нос. - Уже и квартиру продали.

- Как это? - Глаза мои округлились. - Вот так взяли и развелись?

- Почему, вот так? Это давно зрело.

- Ты никогда ничего не говорила.

- А зачем? Запомни: людям не интересны чужие проблемы.

- Неправда! - Возразила я. - Мне интересны твои. Мы же подруги.

Даша свесила ноги с подоконника и с любопытством посмотрела на меня.

- Ну, узнала бы ты. И что бы сделала?

- Ничего. - Я поникла. - Может быть, тебе было бы легче.

- Вот то-то и оно, что ничего. - Не слыша меня, огрызнулась Даша. - Так что, Клювик, не свисти. Жизнь на этом не заканчивается.

- А сваливаешь куда? - Уточнила я.

- В Волгоград, к бабке, материной матери. Придётся нам с ней перекантоваться. Квартиру так сразу не купишь. Денежки-то пополам поделили. Отец здесь со своей мамахен останется, ну а мы на вокзал и на мамкину родину.

- А с отцом остаться? - Робко спросила я. - Жалко, если уедешь.

- Не вариант. - Даша мотнула головой. - Его мать, бабка моя, терпеть меня не может. Всю жизнь отцу пела, что мать меня нагуляла. Так что, как ты понимаешь, тёплых чувств мы с ней друг к другу как-то не питаем.

- Понимаю. - Вздохнула я. - Тогда конечно.

Я очень скучала по ней, по её жаргонным словечкам, грубоватому юмору и крепкому надёжному плечу. Странно, наверное, говорить так о девушке, но что поделать, если Дашка была именно такой.

Потом мы снова сблизились с Вадиком. Встретились в институте и начали встречаться. Моя мама была просто счастлива. Он всегда нравился ей, ещё со времени нашей совместной учёбы в школе.

- Славный молодой человек. - Говорила она. - Скромный, воспитанный. Таких сейчас можно встретить крайне редко.

- Ага, прямо краснокнижный экземпляр. - Иронизировала я. Но не признать мамину правоту было трудно, тем более, что Вадик мне и самой был по душе.

Поэтому, когда, перейдя на третий курс, мы решили жить вместе, мама не возражала. Хотя про свадьбу всё же заикнулась.

- Закончим учёбу, поженимся. - Пообещала я. - А пока надо притереться друг к другу.

- Это Вадик так считает или ты? - Настороженно поинтересовалась она.

- Оба. - Отрезала я, подыскивая съёмную квартиру. - Мы так договорились.

- Хоть с детьми-то не спешите. - Попросила мама.

- Не будем. - Твёрдо пообещала я. - У нас другие планы.

- Хорошо, что они вообще есть. - Вздохнула она.

* * * * *

Дашка позвонила неожиданно. Она не баловала меня звонками, но в свете перемен в собственной жизни, я не придавала этому особого значения.

- Привет. - Поздоровалась она. - Я в городе. Встретимся?

- Привет! - Обрадовалась я. - Конечно. Ты давно приехала?

- Не очень. - Неопределённо хмыкнула Даша. - У тебя?

- Можно и у меня. Только я теперь не дома. Мы с Вадиком сняли квартиру.

- С Поттером? Ну вы даёте. Молодец, Клювик, не ожидала от тебя.

Вадик почти всю жизнь носил очки. В старших классах в круглой оправе. И Дашка с этого же времени звала его Поттером.

- А он меня не выгонит, твой волшебный мальчик?

- Брось. - Отмахнулась я, догадываясь, что Вадим вряд ли будет рад Дашкиному приезду. - Он хороший парень.

- Вадик парень неплохой... - Задумчиво протянула подруга. - Ладно, говори адрес.

Она ничуть не изменилась. Такая же юная, хрупкая. Нет, пожалуй, Даша стала красивее, женственнее, что ли. Осмотрела квартиру, с сожалением провела ладонью по подоконнику.

- Узкие.

И уселась на диван.

- Как живёшь, Клювик?

- Нормально. - Я обвела взглядом комнату. - Мы с Вадиком находим общий язык.

- Просто общий язык? - Даша пристально смотрела на меня. - Почему ты не говоришь, что любишь его? А он любит тебя?

Почему-то мне неловко стало от её вопроса, и не хотелось говорить об этом. Я не знала, люблю ли Вадима. Мне просто было хорошо с ним, и, если честно, я не представляла себе, как бы жила без него. Может быть, это и есть любовь? Просто раньше я не задумывалась об этом.

Вадик пришёл, подозрительно и сдержанно поздоровался с Дашкой. Не особо стремясь выслушать её ответ, спросил, как дела. Она, как обычно, отшутилась. Всё прошло гораздо более мирно, вопреки моим опасениям. Когда пришла пора Даше уходить, она вдруг спросила.

- Можно я останусь?

- До утра? - Поинтересовался Вадим.

- На некоторое время.

Мы переглянулись.

- Оставайся, конечно. - Опередила я Вадима. Я потом поговорю с ним, а Дашка не стала бы напрашиваться в гости, если бы на то не было необходимости.

- Что случилось? - Спросила я, когда Вадим ушёл спать.

- Так. Мне придётся пока пожить с бабкой, а ты же знаешь, какие у нас отношения.

- А отец?

- Давно где-то на Севере. Кажется, женился там.

- Расскажи о себе. Как ты живёшь? Работаешь? Учишься?

- Работаю. - Даша кивнула. - Удалённо.

- Ты живи, сколько надо, Даш. А на Вадима не обращай внимания. Он поймёт.

Она не мешала нам. Вставала после того, как мы уходили в институт. Возвращалась иногда поздно, иногда не приходила вовсе, объясняя своё отсутствие тем, что осталась у бабушки.

- Странная какая-то. - Пожимал плечами Вадим. - То не ладит с родственниками, то вроде ничего.

- Дашка всегда была странная, Вадик.

- Ну да, пожалуй. - Согласился он. - Интересно, как она работает удалённо, если её никогда нет дома.

Однажды я застала Дашку в какой-то панике.

- Что-то случилось?

- Телефон глюканул. Представляешь? Клювик, он нужен мне позарез. А я не могу включить.

- Хочешь, купим тебе новый? Если денег нет, я дам, а потом отдашь, когда будет возможность.

Мы с Вадимом оба давно подрабатывали, поэтому деньги у меня были, хотя и не сказать, что много.

- Мне нужен этот! - Дашка почти кричала. Если честно, я никогда раньше не видела её в таком состоянии. Она поняла мой взгляд и уже спокойнее пояснила. - Там все контакты. По работе.

- Вадик придёт, сделает.

- А что, Поттер соображает в этом? Ничего себе. А я боялась, что придётся куда-то нести. Реально сможет включить?

- Думаю, да. Вадим вообще раньше работал в мастерской. Сейчас просто другую работу нашёл.

Когда он вернулся, Даша протянула ему телефон.

- Посмотришь?

- Давай.

Он повозился некоторое время. Покачал телефон в руке.

- Нет, Даш. Дома не справлюсь. Надо к ребятам на старую работу заглянуть.

Она прикусила губу, нахмурилась, потом спросила всё же.

- Завтра сможешь?

- Завтра смогу. - Кивнул Вадим.

Когда мы легли спать, он сел на постели, посмотрел на меня каким-то особенно долгим взглядом.

- Лер, мне надо тебе кое-что показать. - Он достал Дашин телефон.

- Ты включил? - Обрадовалась я. - Класс, Вадь. Надо отдать Дашке. Она наверняка ещё не спит.

- Включил. - Вздохнул он. - Там делов-то было.

- А зачем соврал? - До меня только дошло, что телефон он не отдал специально.

- Потому что тут такое. Смотри сама.

Чем больше я смотрела, тем яснее понимала, чем занимается моя подруга. Сразу вспомнилось, как мама примерно год назад тревожно рассказывала про соседку.

- Позвонили, сказали, что сын попал в аварию, что сам в больнице в тяжёлом состоянии, но если выкарабкается, то его судить будут, потому что сбил кого-то. Что вопрос можно решить, надо только денег дать.

- Опять? - Спросила я тогда. - Уж сколько раз твердили миру... И что, она отдала деньги?

- Не успела, Лер. Собралась снимать идти, потому эти сказали, что человека пришлют, который сможет передать, да так и осела на пороге, у неё же сердце слабое. Я сама ей скорую вызывала, а сегодня вот в больнице навещала.

- А что сын?

- Сын жив и здоров. Он вообще в командировке в то время был. Нет, ну ты представляешь, какие... - И моя интеллигентная мама добавила не вполне интеллигентное определение.

- Мама, сколько говорят обо всём этом. - Возмутилась я. - Неужели ещё кто-то верит?

- Страх за близких ослепляет и отупляет, Лера. Особенно за детей. Вот будут свои, поймёшь.

Я с удивлением и недоумением смотрела на переписки, скрипты, отчёты. Моя Дашка работала с этими людьми. Нет, не конкретно с этими, но с такими же, как они.

- Вадик, а почему она это не удалила?

- Она удалила. - Вздохнул Вадим. - Только достать всё удалённое можно умеючи. Лер, я завтра пойду с этим в полицию.

- Не смей. - Я вскочила. - Она моя подруга.

- А ты хоть понимаешь, что творит твоя подруга?! - Таким сердитым я Вадика ещё не видела. - Ты представляешь, скольких людей она обманула?

Я всё понимала, осознавала, но...

- Это не просто чужой человек, Вадь. Это моя Дашка!

- Я понимаю. Но не хочу быть соучастником или молчаливым свидетелем её преступлений. Лера, я напишу заявление.

- Вадечка, милый. Ну давай не завтра. Пожалуйста. Я поговорю с Дашкой. Я должна с ней поговорить.

- Ладно. - Нехотя согласился Вадим. - Лер, только это ничего не изменит. Я имею в виду твой с ней разговор.

Я не знала, какие можно подобрать слова, что сказать Даше, но она избавила меня от этой необходимости.

- А твой Поттер оказался умнее, чем я о нём думала. - Даша не смотрела на меня. - Хороший ты человечек, Лерка. А потому меня не поймёшь.

Она редко называла меня по имени, и мне вдруг захотелось плакать.

- Даш, но как?

- Да так. Приехали к бабке в Волгоград. Там нас не очень-то и ждали, начались скандалы. Поступить, я никуда не поступила, пошла работать за копейки. А куда без образования? Нам с матерью на квартиру копить надо было. Случайно познакомилась с одним типом. Вот он и предложил. Работа непыльная, график свободный, зарплата только от тебя зависит.

- Чем больше людей обманешь, тем выше... - Я готова была заорать, но что бы это изменило? - Дашка, ну, не делай этого больше, пожалуйста. Хочешь, я поговорю у себя в кафе? Тебя возьмут, будем работать по сменам. Даш, Вадик никому не скажет. Он не такой.

- Нет, Клювик, я не буду работать в твоём кафе. А Поттер пусть делает, что хочет. Не ссорься с ним из-за меня. Он тебя любит.

- Ты поэтому уехала оттуда? Там что-то произошло?

- Были некоторые неприятности. Кажется, вот опять.

Больше она ни разу не пришла к нам. Я уговорила Вадима никуда не сообщать, и очень долго мучилась, не зная, правильно ли я поступила. И до сих пор не знаю.

В тот вечер я мыла посуду на кухне, когда услышала голос Вадима.

- Лер, подойди срочно.

Я закрыла воду, наспех вытерла руки и прибежала в комнату. Вадик сидел перед телевизором.

- Смотри.

Показывали какое-то заседание суда, а через решётку, вместе с опустившими головы молодыми людьми, с экрана смотрела Дашка. Она одна не опустила головы и словно искала меня глазами.

- Ей даже не стыдно, Лер. - С недоумением произнёс Вадим. - Зря ты тогда отговорила меня.

- Видишь, и без нас обошлись. - Я не стала дальше смотреть и слушать. Развернулась и ушла домывать свои несчастные тарелки, чтобы он не заметил моих слёз.

Это был последний раз, когда я её видела.

Мы давно закончили институт, поженились. У нас родился чудесный сын Лёвушка, Лев Вадимович. Хорошо, что не дочь, потому что я всё равно захотела бы назвать её так же, как ту девочку, внесшую в мою детскую и юношескую жизнь столько красок, а во взрослую - волну смятения и сомнений. Я бы всё равно назвала её Дашкой.