Когда художник Александр Лактионов искал сюжет для картины о жизни простых людей в тылу во время Великой Отечественной войны, он увидел сколько радости и надежды приносят фронтовые письма. Реальный момент получения такой весточки живописец воссоздал на своем полотне.
Почему письма? Трогательные, искренние, полные заботы…Они «стирали» километры, соединяя близких, вселяя веру на скорую встречу, позволяя «прикоснуться» к душам и мыслям друг друга.
И спустя 80 лет хрупкие, с желтизной страницы раскрывают чужие истории и судьбы.
О чем же писали фронтовики из Тюменской области?
Призванный Тюменским городским военкоматом Вячеслав Николаевич Баранов, выпускник Одесского артиллерийского училища, в ноябре 1943-го сообщал в первой весточке близким:
«Дорогие мои папа, мама и Галя. Пишу вам уже из части, куда прибыл сегодня…Назначен командиром взвода управления – попал по назначению. Пишу вам в блиндаже, при свете фронтовой коптилки. При взрыве снарядов блиндаж качается, а пламя коптилки тухнет, так что спешу вам написать свое первое письмо с передовой. Чувствую себя хорошо – здоров. Настроение пока бодрое – придется правда трудно, но на войне легко не бывает. Так что вы за меня слишком не беспокойтесь, в часть попал хорошую, гвардейскую. Взвод мой состоит из опытных бойцов, воюющих с начала войны. Так что с ними веселее и спокойнее воевать – ничего, пообстреляюсь и попривыкну – тогда все будет в порядке…»
Пятого октября 1944-го, потеряв многих товарищей, делился с сестрой Леной:
«…Потерял друга в бою – казалось бы я получил удар, от которого не скоро оправлюсь. Я так думал. Но время шло, в бою учился злее бить врага, мстил. Вспомни стих – Авдеева, кажется, «Так убей же его, убей...» В этом находишь чудесный бальзам, который лечит тебя. Это первое. И второе – время. Оно идет и идет, в памяти твоей живет все пережитое, но уже тяжелое и гнетущее уступает место обычной жизнерадостности – стремлению к жизни, которая заключается у нас в будущем…»
Он погиб спустя 129 дней управляя огнем батареи, не давая прорваться пехоте противника, поддерживаемой танками.
В апреле 1942 года мобилизованный в Красную Армию Владимир Алексеевич Манин из писем жены Нины узнал, что у него в деревне Тюли Самарского (Ханты-Мансийского) района родилась дочь, и назвали ее Неллей. Со всей теплотой и надеждой он писал так часто, как только мог:
«Спасибо, Нина, за такой ценный мне подарок. Теперь твоя задача сохранить себя и дочь. Ты теперь мать, Нина, а я отец! С этих дней наша жизнь будет полноценной. Жаль, что не могу носить дочь в пеленках. Эх! Почему я не с вами?»
«Далеко мы друг от друга, я – на фронте, ты - в Сибири, но врага бьем вместе.
А помнишь время расставания: пароход подаеет свисток, отходит от берега, я уезжаю, а ты остаеешься, машешь белым платочком и плачешь…»
«Не волнуйся, что от меня долго не бывает писем. Время такое горячее, даже жаркое, много времени находимся на передовой. Воевать, так воевать!»
«Дорогая моя, любимая! Сегодня у нас холодно. Осенняя погода никак не направится. Дует холодный северный ветер. Этот ветер от нас, из Ханты-Мансийска, с наших родных мест. О многом он напоминает: о работе, о нашей первой осени, о нашей юности, как мы старались быть друг для друга»
«В общем-то, пройдут суровые дни, и тогда нас, Нина, никто и никогда не разлучит. Наша победа принесет всем советским людям спокойную жизнь…»
Источник: Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, https://clck.ru/3Luxte
Вернуться домой Владимиру Алексеевичу было не суждено: погиб в боях за Киев в 1943 году от прямого попадания снаряда.
А вот поэтичные выдержки из писем родным кавалера ордена Славы III степени, преподавателя физики, заслуженного учителя школы РСФСР, одного из первых комсомольцев Тобольска Ивана Федоровича Евсеева. Почти за год до Победы:
«Немного о себе. Я здоров. По прежнему живу, как и многие в лесу. Подходит весна. Птичек слушаем. И вот уже 10 дней, как готовимся вновь воевать. Фрицев бить до конца…»
«Хорошее время жить в лесу. Высокий сосняк, между которого идут молодые поросли сосенок густо стоящих на земле, превращая лес в малопроходимый. Нет следов прежней жизни человека. Только лес поразбит местами, ссечен осколками снарядов, мин и бомб, изранен, а из ран его выступают как слезинки, прозрачные капельки серы, наслаиваясь и превращаясь в калек, как от восковой свечи, это лес залечивает раны и бодр, и величав он в своей весенней красе. Для этого леса миновала война и он , как бы радуясь этому строен и горд за участие, которое он принял в освобождении Родины.
Да, все что находится на нашей Русской земле, все воюет, все бьет немцев, все в едином союзе с Великим русским народом. И леса, и поля, и горы, и реки, и день и ночь. Все, Все, Все…»
«Сколько раз я Вас видел во сне. Как представлял я себе все промчится и представлял нашу встречу и будущую жизнь. Будем ждать этого, будем думать, что скоро это будет…»
Дома Ивана Федоровича ждали жена, пятеро детей и две пожилые бабушки. Он начал войну на Западном фронте, а закончил под Кенигсбергом. И к счастью близких осенью 1945 года вернулся домой.
Источник: https://clck.ru/3Luzv6
В домашнем архиве семьи сохранилось более 130 писем, большая часть из которых написана карандашом. Сами листы изначально были собраны в популярном формате корреспонденции, том самом «солдатском треугольнике», одном из символов Великой Отечественной войны.
А вот фотокарточка тюменца Виктора Леонидовича Худякова, капитана, командира батареи 392-го пушечного артиллерийского полка 39 армии 3-го Белорусского фронта, героя Советского Союза, кавалера орденов Ленина, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, сделанная в 1945 году.
Он не застал парада, салютов и мирного неба, не дожил 3 месяца, был смертельно ранен, но вынесен своими товарищами из окружения врага.
Трогательные строчки из писем матери:
«Идя в бой, я всегда думаю о тебе. Эта дума меня, видимо, хранит от вражеских осколков и пуль. Получая свои ордена, я думаю только, как это тебе будет приятно. Все, и два ордена, и новое звание «капитана» только для тебя, только для того, чтобы порадовать тебя, чтобы тебе было не стыдно за своего сына»
Источник: Государственный архив Тюменской области https://vk.com/@-210490503-zvezdy-ne-merknut
https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero102586123/?ysclid=madwrg9uk3480412816
А май приближался. И в день Победы 1945 года уроженец Уватского района, радист Сергей Георгиевич Соловьев напишет своей жене Оленьке в Ханты-Мансийск:
«Сегодня, 9 мая, ликует вся наша страна, вся Красная армии и народы Европы и Америки, день победы над супостатом. А как я рад, моя родная Оленька, ты и представить себе не можешь. Душа ликует, сердце выпрыгнуть хочет из груди от радости предстоящей встречи с моей любимой. Трудно описать радость и волнение, которые охватили бойцов в наших войсках при получении известия об окончании войны о капитуляции Германии. В 3 часа ночи на 9 мая все были на ногах. Стали взвиваться разноцветные ракеты, воздух огласился грохотом салюта в честь победы…»
Благодаря архивам, сохранению памяти, мы можем читать между строк о мужестве, силе, отваге, надежде, любви. Каждая весточка из прошлого — бесценна.
И как бы хотелось увидеть лично, встретить, обнять! Пусть и с помощью нейросетей, но в паблике «Тюменская область» помогут воссоздать «момент встречи»: отправляйте фотографию участника Великой Отечественной войны и снимок вашего ребенка (или ваше собственное детское фото) в комментариях к этому посту.
С Днем Победы! С праздником!