Найти в Дзене
Роман Шкловский

А погоняться? Рассуждения о парусных соревнованиях на фоне первого этапа Кубка России в классе «Микро»

«Ну что, ты открыл сезон?», - уже не первый раз слышу я этой весной. «Да нет пока», - отвечаю я, а моя яхточка «Аргоша» тем временем блестит свежеокрашенными бортами в гараже и тоже ждет-не дождётся выхода на воду. Но вот наконец, я всё же могу ответить, что побывал на воде. Пусть сам не под парусом, но среди множества парусов. В начале мая в Воронеже прошел первый этап кубка России в классе «Микро». Приехали экипажи с разных городов и регионов, был даже один экипаж из Казахстана. Для тех, кто не совсем в теме. «Микро» (Micro) или как их ласково называют «микрухи»- это небольшие крейсерские яхты - швертботы длинной 5,5 метров и шириной 2,5 метра. То есть лодки, вписывающиеся в дорожные габариты и не требующие для перевозки никаких специальных дополнительных документов и категорий водительских прав. Достаточно обычной категории «В». Как с обыкновенным прицепом. Это не в последнюю очередь сыграло на развитие популярности этого класса. Комьюнити очень доброжелательное, дружное, и здесь
Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

«Ну что, ты открыл сезон?», - уже не первый раз слышу я этой весной. «Да нет пока», - отвечаю я, а моя яхточка «Аргоша» тем временем блестит свежеокрашенными бортами в гараже и тоже ждет-не дождётся выхода на воду.

Но вот наконец, я всё же могу ответить, что побывал на воде. Пусть сам не под парусом, но среди множества парусов.

Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

В начале мая в Воронеже прошел первый этап кубка России в классе «Микро». Приехали экипажи с разных городов и регионов, был даже один экипаж из Казахстана.

Для тех, кто не совсем в теме. «Микро» (Micro) или как их ласково называют «микрухи»- это небольшие крейсерские яхты - швертботы длинной 5,5 метров и шириной 2,5 метра. То есть лодки, вписывающиеся в дорожные габариты и не требующие для перевозки никаких специальных дополнительных документов и категорий водительских прав. Достаточно обычной категории «В». Как с обыкновенным прицепом. Это не в последнюю очередь сыграло на развитие популярности этого класса. Комьюнити очень доброжелательное, дружное, и здесь в полной мере ощущается то, что принято называть яхтенным братством.

Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

Конечно, не все яхты одинаковые. Какие-то заточены именно под гонки – с карбоновыми мачтами, современными модными обводами и облегченные донельзя. А какие-то лодки их владельцы больше используют не для гонок, а для путешествий. Поэтому во время соревнований внутри класса тоже есть разделение. Чтобы никому не было обидно.

Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

В яхт-клубе я не был с прошлого лета. С тех пор, как я накатался по одной и той же акватории в центре города, где и расположен «Петровский» яхт-клуб, «Аргоша» прописалась в гараже. Теперь мы с ней выходим на воду раз - два в сезон, но зато путешествуем по разным рекам, озерам и морям. А вот в яхт-клубе я появляюсь редко. В основном, когда проводятся какие-то парусные мероприятия и я приезжаю поснимать видео. Как, собственно и сегодня.

Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

Шелест поднимаемых парусов, постукивание фалов о мачты - нет для меня лучшей музыки. Яхты уже все спущены на воду, на каждой из них идут приготовления к гонкам. Кто-то примеряет спинакер - что-то там не так с проводкой брасов, поэтому легкое полотно падает на палубу. Однако через несколько минут вновь взмывает вверх, надуваясь огромным пузырем. На другой лодке что-то случилось с рулем. Кажется, это как раз у гостей из Казахстана. Их лодка, наверное, самая пестрая, все борта оклеены рекламой.

Эти звуки, эти картинки, которые глаз выхватывает из общего фона людей, лодок и парусов – всё это часть единой картины. Картины яхтенного порта, яхт-клуба - тех мест, которые мне так по нраву.

Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

Вот яхты одна за другой отчаливают от причалов. Через полчаса старт первой гонки. Я сажусь в лодку к Вадиму – тренеру детской спортивной школы. Уже несколько лет мы в паре с ним снимаем парусные соревнования. Он управляет алюминиевой моторкой, а я, сидя на носу, выбираю лучшие ракурсы для съемки. Вадим уже и сам знает, как, с какой стороны и куда подрулить, чтобы получились классные кадры. Работать с ним одно удовольствие.

Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

Да, мне нравится снимать парусные гонки, а вот сам я в них почти никогда не учувствую. Аргоша» по определению не гонщик, идти круто к ветру - это совсем не ее конек. Ей бы неспешные путешествия и желательно с попутными ветрами. Но не только из-за особенностей своей лодки я не выхожу на старты. Есть и другая, может быть более важная причина.

Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

Я не азартен. При этом я, конечно, прекрасно понимаю, что участие в гонках дает очень много для развития навыков управления парусной яхтой. Нигде так, как на соревнованиях не научишься работать с командой и в команде, с парусами и лодкой. И тем не менее, я не люблю гоняться. Причем, понял это давно и отчетливо.

Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

Теперь, наверное, можно признаться и, я надеюсь, на меня не обидятся члены моей тогдашней команды. Расскажу.

Дело было в Греции. Я принимал участие в любительской регате. И так вышло, что мы почти всегда во всех гонках приходили первыми. В нашей команде все бурно радовались каждой победе и во главе с капитаном делали всё возможное, чтобы побеждать. Я тоже радовался, кричал "ура" и всё такое, но… делал это не искренне. Стыдно сказать, но я хотел приходить последним. А знаете почему? Потому что тот, кто пришел первым, первым идет швартоваться в марину. А остальные еще в море. Причем разница на маршрутных гонках достигала пары-тройки часов. Мне же просто хотелось подольше быть в море, как те, кто пришли к финишу последними. Цифра в турнирной таблице меня волновала гораздо меньше, если вообще волновала)

Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

Зато снимать парусные гонки мне нравится, особенно, если есть ветер, а значит и скорость, и крен и брызги у форштевня. Что, собственно и было в эти три парусных майских дня.

Фото с соревнований в Воронеже
Фото с соревнований в Воронеже

Всех с открытием сезона, друзья!