9 мая, пятница
Статья публикуется в рамках проекта "Архивы памяти 1941-1945"
***
В закоулках нашей памяти хранится масса воспоминаний, но свойство человеческой памяти наслаивать одно воспоминание на другое, порой спрессовывает несколько событий в одно, стирает голоса и лица, и тогда на помощь приходит техника - оживают лица и начинают звучать голоса тех, кого больше нет рядом. Или нас самих, когда мы были маленькими.
В семье Зайцев на День Победы всегда собирались в нашей квартире на Охте, народу набиралось немало:
Хозяева, Зайцы "Охтинские" - Мария Семёновна и Остап Филиппович, мои бабушка и дедушка, мама с папой, я - пять человек.
Зайцы "Лиговские" - старший сын бабушки и деда, Валерий с женой и сыном - трое.
Зайцы "Автовские" - младший брат деда, Андрей с женой, дочерью и внуком - ещё четверо.
Итого двенадцать человек! Это минимум, так как ещё приезжали дедушкины однополчане в разном составе.
В День Победы 9 мая 1985 года на Охте было особенно многолюдно.
***
В большом чемодане на антресолях хранятся плёнки с голосами моих родных и запись на камеру, сделанная братом моего дедушки 9 мая 1985 года, когда вся семья собралась у нас дома, чтобы увидеть по телевизору репортаж о моем деде, Остапе Филипповиче Зайце. Мне, пятилетней, было удивительно и непонятно, как это мой дедушка одновременно сидит с нами за столом и рассказывает о салюте в честь полного снятия блокады в телевизоре и я громко спрашивала: "Деда, а как ты туда попал??!!!"
***
"...падает чёрное небо
Отблесками на Неву.
Отныне блокада - небыль!
В полнеба салют - наяву!"
© Павел Михайлович Булушев
Строки эти Павел Михайлович написал в день полного снятия блокады 27 января 1944 года. В тот день он, молоденький курсант, был в числе тех, кто дал праздничные залпы в половину ленинградского неба.
А мой дедушка Ося, тогда, конечно, тоже молодой, с усиками артиллерист, в числе других офицеров командовал салютом.
Дедушка окончил артиллерийское училище в 1939-м и почти сразу ушёл на Финскую. Про эту часть его биографии я почти ничего не знаю, он не рассказывал, в дневниковых записях тоже ничего нет, только в одном из альбомов небольшая грфильная зарисовка с подписью: "Хороним взвод. Финская война".
Потом небольшая передышка и в 1941-м он уже командир дивизиона. Почти всю войну он прослужит в 1804-м отдельном зенитно-артиллерийском полку малого калибра ПВО. Со своими пушечками он вместе с вверенным под его командование личным составом защищал родной Ленинград от налётов Люфтваффе, прикрывая стратегически важные и промышленные объекты города: "Металлический завод", "Красную зарю," заводы "Красный выборжец" и "Большевик", мосты Финляндский железнодорожный и Володарский, а также 5-ю ГЭС. А ещё его пушечки защищали юную Мусю, которая совсем скоро станет его женой и верной соратницей до конца жизни. Моя бабушка, Мария Семёновна работала на "Металлическом заводе" и история их любви на всю оставшуюся жизнь - это отдельный рассказ.
27 января 1944-го дед повёл своих солдат почти через весь город на стрелку Васильевского острова, где уже были расположены 24 пушки 76-миллиметрового калибра. Начали готовится, прохожие, будто понимая что происходит, помогали - подносили ящики с "холостыми зарядами". А когда стемнело наступил миг торжества и над Ленинградом из репродукторов разнеслось:
«...Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим самоотверженным трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы...»
Весь город, все кто мог, вышли на улицы, запрудили набережные и мосты. Люди плакали, но это были слёзы ликования.
«...В итоге боёв решена задача исторической важности: город Ленинград полностью освобождён от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника.
В ознаменование одержанной победы сегодня, двадцать седьмого января, в двадцать часов, город Ленина салютует доблестным войскам Ленинградского фронта двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трёхсот двадцати четырёх орудий...»
Этот салют был торжеством жизни над смертоносной силой, что казалась несокрушимой, но была повержена. Это был и набат по всем тем, кто недожил до этого прекрасного дня и напутствие для тех, кто пойдёт дальше до самого логова.
Старшему лейтенанту Зайцу Остапу было тогда 25 лет, он стоял на ступенях Биржи и командовал: "Огонь!". Это были самые мирные залпы, залпы "За жизнь"
Весной того же года он сделает запись в своём дневнике после прогулки с женой и маленьким сыном по искалеченному войной Ленинграду: "Питер мой, многострадальный, спасибо, что ты есть!"
***
Мой дед закончил службу в звании полковника и прожил долгую жизнь, до конца дней храня любовь к стране, за которую был готов отдать жизнь, к семье, которая была его надёжным тылом и городу, который защищал.
И я говорю тебе, деда, СПАСИБО!
❤️❤️❤️
С праздником, люди! С праздником жизни и победы!