Найти в Дзене
History Empires

Их взгляд на шансы Гитлера победить Советский Союз (журнал Time от 29.06.1942): Полгода до Сталинграда

Наступила последняя решающая стадия, когда Гитлер предпринял очередную попытку сокрушить Россию. Фюреру нельзя тратить ещё целый год на завоевание страны — либо он победит её за оставшиеся три-четыре месяца, либо война будет проиграна Германией. Согласно его планам, Россия должна быть выведена из борьбы раньше, чем Соединённые Штаты смогут задействовать всю свою военную силу. Только быстрая победа позволит немецкой армии успеть подготовиться и достойно противостоять врагу на Западном фронте. Верхушка нацистского военного руководства, в частности генерал-полковник Франц Гальдер, начальник Генерального штаба сухопутных войск, и его штабные офицеры, разрабатывая стратегию кампании 1942 года, хорошо понимали, с какой проблемой они столкнулись. Теперь, чтобы нанести поражение русской армии, противнику важно завязать её в боях — поскольку даже сейчас русские войска могут отойти ещё на тысячу миль, прежде чем они достигнут рубежей уральской промышленной зоны. Для достижения такой цели немецки
Оглавление

Наступила последняя решающая стадия, когда Гитлер предпринял очередную попытку сокрушить Россию.

Фюреру нельзя тратить ещё целый год на завоевание страны — либо он победит её за оставшиеся три-четыре месяца, либо война будет проиграна Германией. Согласно его планам, Россия должна быть выведена из борьбы раньше, чем Соединённые Штаты смогут задействовать всю свою военную силу. Только быстрая победа позволит немецкой армии успеть подготовиться и достойно противостоять врагу на Западном фронте.

Верхушка нацистского военного руководства, в частности генерал-полковник Франц Гальдер, начальник Генерального штаба сухопутных войск, и его штабные офицеры, разрабатывая стратегию кампании 1942 года, хорошо понимали, с какой проблемой они столкнулись.

Адольф Гитлер и Франц Гальдер (справа) над картой Советского Союза.
Адольф Гитлер и Франц Гальдер (справа) над картой Советского Союза.

Теперь, чтобы нанести поражение русской армии, противнику важно завязать её в боях — поскольку даже сейчас русские войска могут отойти ещё на тысячу миль, прежде чем они достигнут рубежей уральской промышленной зоны. Для достижения такой цели немецким силам нужно обеспечить себе пространство наступления вдоль 2000-мильной фронтовой полосы. А для получения такого преимущества следовало выбрать наиболее подходящий сезонный период. В северных районах, вблизи Ленинграда, земля окончательно освобождается от влаги лишь ко второй половине июля (на месяц позднее, чем в южных регионах вроде России).

Учитывая указанные временные рамки, требуется приложить огромные усилия, чтобы завершить операцию до начала холодов. Гальдер вместе со своим штабом вынуждены создать план, способный нанести поражение Советскому Союзу всего за несколько месяцев. Этот план должен стать столь же разрушительной, как предыдущие их победы над Польшей и Францией в 1939–1940 годах, и гораздо лучше подготовленный, нежели провалившийся блицкриг 1941 года. План предполагал мощный, беспрецедентный удар, осуществлённый строго вовремя.

Провал практически неизбежно приведет к поражению в войне. Однако в случае успеха появилась бы возможность сосредоточить всю мощь вермахта против Великобритании и Соединенных Штатов.

Прошел год

Исполнился год с начала германского вторжения. Генерал Гальдер имел возможность учесть прежние ошибки при разработке планов очередной военной кампании.

Несмотря на оккупацию около 7% русской земли (примерно 580 тысяч кв. миль) за прошедший год боевых действий, одержать победу над страной Германия так и не смогла. Немцы ликвидировали либо взяли в плен свыше 4,5 млн советских солдат, почти 15 тысяч танков и девять тысяч самолетов. Однако Красная армия осталась боеспособной. Немецкая артиллерия вела фотосъемку Ленинграда прямо сквозь оптику стереоскопических дальномеров, однако город так и остался неприступным. Знамя со свастикой висело в нескольких десятках миль от столицы СССР, но Москву, центральное железнодорожное ядро огромной империи, соединенное линиями дорог практически со всей территорией государства, немцам все-таки завоевать не удалось.

Немецкие войска в деревне под Москвой, декабрь 1941 года.
Немецкие войска в деревне под Москвой, декабрь 1941 года.

Германии так и не удалось захватить угольные шахты, электростанции и промышленные предприятия Советского Союза, равно как и выгодные позиции для наступления на Кавказские нефтяные месторождения. Несмотря на то, что немцы заставили Советский Союз перебазировать значительную долю своего промышленного потенциала за Уральские горы, им так и не удалось приблизиться к этому стратегическому промышленному району, который впоследствии станет важнейшим тыловым центром производства вооружений и снабжения Красной Армии, способным самостоятельно обеспечить её значительной частью необходимого оборудования и материалов даже в случае оккупации большей части территории европейской части страны противником.

Однако самое важное — им не удалось покорить Кавказ и овладеть его нефтяными ресурсами. Постоянно говорят о том, насколько фюреру необходима нефть, как сильно привлекают его огромные залежи Майкопа и Баку. Но помимо всего прочего, движение вермахта на юг обусловлено еще одной причиной: ведь русская армия также критически зависит от кавказских источников нефти.

С учетом ограниченного времени для выполнения поставленных задач, немцы обязаны были заблаговременно завершить подготовку к решающему наступлению. По всей протяженной линии фронта, начиная от Мурманска и заканчивая Азовским морем, началась интенсивная подготовительная деятельность перед войной. Эхо первых столкновений распространилось по миру уже в мае через новости с харьковского направления, неделю назад — в виде сообщений о локальных перестрелках и сражениях к югу от Ленинграда, на московском направлении близ городов Калинин и Смоленск западнее столицы, а также под Харьковом, где немецкие войска продолжали развивать своё наступление. До сих пор продолжается масштабное сражение за Севастополь. Взятие этой непреступной крепости является необходимым для завершения кампании в Крыму и важнейшей прелюдией к дальнейшему наступлению на юге.

Под Севастополем

«Итак, вы видели защитников Севастополя: Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, — и эту невозможность видели вы не в этом множестве траверсов, брустверов, хитросплетенных траншей, мин и орудий, одних на других, из которых вы ничего не поняли, но видели ее в глазах, речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя. То, что они делают, делают они так просто, что, вы убеждены, они еще могут сделать во сто раз больше…».

Эти строки принадлежат молодому офицеру, участнику обороны Севастополя, звали которого Лев Толстой, а сами события разворачивались в период Крымской войны.

Битва за Севастополь.
Битва за Севастополь.

А на минувшей неделе неприступные городские фортификации подверглись многократному штурму гораздо опаснее врага, который шел напролом, игнорируя собственные потери, имея на вооружении значительно более смертоносное оружие.

Конечно же, город им нужно было взять как можно раньше по стратегическим соображениям. Но были еще и политические. Ведь 22 июня минул ровно год после вторжения германских войск в пределы России, однако долгожданная победа, обещанная немецкому народу, до сих пор не достигнута. Гитлеру был просто необходим этот успех на Крымском полуострове, чтобы укрепить дух немцев накануне новой гигантской кампании.

Изготовились к решительной схватке

Тем не менее, битва за Севастополь являлась всего лишь прологом к предстоящим событиям. В отношении духа и решимости одержать победу либо погибнуть, Красная Армия останется непревзойденной. Точные данные о численности и вооружении Красной Армии имеются исключительно у советского Верховного командования. Тем не менее, есть два очевидных момента, известных и нам: 1) Советский Союз активно добивается от Соединенных Штатов увеличения объема поставок; и 2) начиная с мая текущего года, во всех столкновениях между немецкими и советскими войсками успех неизменно сопутствовал немецкой стороне.

Тем не менее Лондон и Вашингтон располагают примерной информацией о количестве и размещении немецких войск.

На северной части фронта, протянувшейся от Мурманска до района южнее Ленинграда вплоть до Старой Руссы, было сосредоточено около миллиона военнослужащих. Из них состояли 35 германских дивизий, включая три танковые, двенадцать финских подразделений и две итальянские дивизии.

На главном направлении фронта (районы Москвы, Калинина, Ржева, Вязьмы и Брянска) сосредоточено свыше 850 тысяч солдат противника, включая около 40 германских дивизий (из которых четыре являются танковыми), две итальянские дивизии и одну испанскую.

К Волге.
К Волге.

На южной части фронта, протянувшейся от Харькова до Крыма, находились примерно 1,3 млн солдат — около 50 германских дивизий, включая восемь танковых, а также четырнадцать румынских и две итальянские дивизии.

На запасных позициях (в районах Украины, Беларуси, стран Балтии, Польши и Восточной Пруссии) сосредоточено свыше 1,5 млн солдат и офицеров противника, включая около 70 германских дивизий, среди которых как минимум четыре танковых подразделения, шесть румынских и четыре итальянские дивизии.

Мы создали группу в «ВКонтакте» — History Empires. Заходите, знакомьтесь с интересными материалами. Поддержите нас. Подпишитесь! 👇

History Empires

Авиация Люфтваффе, ныне главным образом размещенная на южном направлении, насчитывает примерно шесть тысяч боевых самолетов, распределенных между тремя воздушными флотилиями численностью две тысячи единиц каждая.

Критики нацизма мечтали увидеть немецкую армию слабым гигантом, полагая, что патовая обстановка на фронтах и суровые условия русской зимы ослабили ее моральное состояние и вызвали равнодушие среди военнослужащих. Немецкая сторона подтверждает, что число погибших составило 1,5 млн человек.

Русским уже удалось фактически исключить из игры испанцев вместе с итальянцами, да и многие немцы, вынесшие на себе главную нагрузку этой суровой зимовки, сейчас явно истощены морально и физически. Однако бойцы, бравшие штурмом Севастополь не пали духом; даже принудительно мобилизованные румыны двигались вперед и бились плечом к плечу вместе со своими германскими союзниками.

Прошлой неделей журналист Лиланд Стоу взял интервью у немецких солдат, недавно попавших в русский плен. В своем отчете он отметил следующее: «С психологической точки зрения эти солдаты далеки от состояния нокаута, как Джо Луис в третьем раунде боя (имеется в виду знаменитая встреча американского боксера Джо Луиса с немецким тяжеловесом Максом Шмелингом в 1936 году, когда Луис проиграл после двенадцати раундов). Американцы и англичане, особенно наши военные специалисты, обязаны учитывать эту реальность. Всякая надежда на скорое внутреннее разложение армии Гитлера приведет лишь к бедствию: моральный дух германских войск высок, их решимость и стойкость непоколебимы. Немецкие солдаты готовы драться до последнего вздоха, осознавая, что поражение будет означать потерю всего для Германии и, возможно, всей жизни их поколения».

Масштабность операций впечатляет

Сегодняшняя Россия представляет для Гитлера серьезнейшие трудности: вдоль огромной протяженной линии фронта его армии вынуждены противостоять не только решительным и отлично оснащенным силам врага, численность которых вполне вероятно превышает количество немецких солдат, но также многослойной оборонительной системой, преграждающей путь на каждом километре основных направлений наступления — Москва и южное направление, равно как и вспомогательное северное направление.

Такой вид обороны делает традиционную стратегию молниеносной войны — неожиданное нападение, стремительный прорыв фронта, быстрое продвижение вперед танковых соединений под прикрытием авиации и мобильной артиллерии, расчисткой пути для пехоты — гораздо менее эффективной, нежели она была в Польше, Бельгии и даже в Советском Союзе летом-осенью сорок первого года. Нынешняя глубина и тщательность подготовки русской обороны значительно превосходят прошлогоднюю ситуацию, когда осенью удалось существенно замедлить немецкое наступление, а зимой наступившие жестокие морозы вообще остановили агрессора. Если советское руководство смогло приспособиться к методам блицкрига времен начала Второй мировой войны, то и германские военачальники получили достаточное время для детального изучения советской оборонительной системы. Поэтому руководству Красной армии остается полагаться исключительно на предположение, что у противника имеется конкретный план, что подготовка к нему уже завершилась, и масштабы этой операции соответствуют нынешним целям Германии.

Женщины роют противотанковый ров.
Женщины роют противотанковый ров.

Во время весенних подготовительных операций немецкая армия уже успела показать несколько новых тактических приемов. Смысл новой стратегии заключается в следующем: выбирается маленький участок линии фронта, который подвергается интенсивной бомбардировке крупными силами авиации — русские источники сообщают, что на участке протяженностью всего около 15 миль к югу от Харькова действовали до тысячи самолетов. После такой воздушной подготовки начинается общее наступление пехотных частей, танковых соединений и артиллерийских подразделений, действующих совместно и согласованно друг с другом.

Немцы больше не бросают крупные танковые соединения против русской обороны ради последующих рейдов в тыл. Сейчас их бронетехника действует компактными отрядами, тесно взаимодействуя с пехотой и артиллерией. Из-за этого продвижение замедлилось, зато обеспечивается высокая устойчивость колонны, и в случае контратак русские сталкиваются с достаточными силами немцев, способными избежать окружения. Эта новая стратегия проявила себя столь эффективно под Харьковом, что советское командование официально признало неспособность сдерживать немецкое наступление. А шестнадцатидневный штурм Севастополя огромной массой живой силы и техники привел крепость почти к полному падению.

Вероятно, недавние изменения в немецкой стратегии свидетельствуют лишь о временной корректировке темпа наступления, возможно обусловленной желанием беречь танковые силы. С учетом обширности фронта боевых действий и численности советских войск, а также учитывая известный масштабный подход генерала Гальдера ко всем предыдущим операциям, немецкое командование вполне способно планировать крупные операции в 1942 году, включающие глубокие прорывы и окружение значительных сил противника.

Битва за Сталинград.
Битва за Сталинград.

Существует множество вариантов проведения таких операций. В случае нанесения главного удара в центральной части, целью может стать захват столицы — Москвы, после чего последует разворот на фланги Южного советского фронта. Массированное наступление на юге способно предполагать движение прямо к Кавказу либо маневр на север с выходом в тыл Центрального фронта противника. Оперативный прорыв на севере позволит прервать линии коммуникаций, обеспечивающие союзников грузовыми поставками через порты Мурманск и Архангельск. Значительное наступление через территорию Турции или в обход нее даст возможность блокировать российские маршруты снабжения через Персию или продолжить продвижение на юг до захвата Суэцкого канала.

Не стоит также забывать и о возможных комбинациях указанных вариантов развития событий. Вполне вероятно одновременное наступление сразу по нескольким фронтам, где одни направления станут основными ударами, а другие — лишь отвлекающим маневром. Параллельные удары вполне способны принять форму классического охвата противника клещами. Каким бы ни оказался итоговый замысел германского командования, масштабность операций непременно впечатлит.

Лишь одного не учли

Где, когда и какими силами германской армии вести боевые действия, всегда определяет фюрер Германии. Время от времени он уточняет конкретные сроки начала тех или иных операций. Однако стратегию ведения войны разрабатывают генерал Гальдер совместно с узким кругом высококвалифицированных подчинённых.

Гальдер относится к числу тех проницательных военных чинов, кто практически мгновенно сблизился с нацистским руководством вскоре после захвата власти Гитлером. В отличие от представителей традиционной военной элиты — родовитой прусской знати, предпочитавшей держаться подальше от нового режима, представители среднего сословия стремились заручиться благосклонностью коричневого дома (так называли мюнхенский центр НСДАП), игнорируя совершаемые нацистами жестокости и преступления. Именно такие карьеристы раньше прочих завоевали доверие новой власти, пока прусское командование ещё сохраняло дистанцию. Ныне многие из них занимают ключевые позиции возле Гитлера: таковы генерал Йодль, ставший главным военным советником фюрера, генерал Дитль, руководящий северным фронтом немецких войск, и фельдмаршал Лист, возможно, возглавляющий центральное направление боевых действий.

Немало немцев убеждены, что генерал-полковник Гальдер непосредственно причастен к появлению прошлогодних загадочных документов, известных как «Комментарии к официальным сообщениям». Скрытый подтекст этих бумаг сводится примерно к такому предупреждению: «Господи, нужно быть осторожнее — Гитлер воображает себя новым Наполеоном». Тем не менее после отставки главнокомандующего армией фельдмаршала фон Браухича положение Гальдера стало еще теснее связано с фюрером.

Гальдер упустил из виду лишь одно обстоятельство — мощь русского оружия.

________________________________

Пользуясь случаем, хочу поздравить своих читателей со святым праздником нашей страны — Днем Победы! 🌹🌹🌹

Мирного неба, солнечного настроения, гармонии, любви, тепла и как можно больше счастливых моментов в каждом прожитом дне.

«Лишь бы не было войны», — говорили наши бабушки. Мы слушали их и удивлялись: «Какая война? Мы же победили. Это же навсегда!». А оно вон как выходит …