Возможно, Рассел Кроу уже не так активен, как раньше, но никто не может отнять у него потрясающую серию фильмов конца 1990-х и начала 2000-х годов. Он не из тех актеров, которые растворяются в роли, он в нее погружается, меняя историю вокруг себя.
Его лучшие работы полны противоречий: сила и печаль, эго и сомнения, контроль и хаос. Исходя из этого, в этом списке собраны фильмы, которые обязательно нужно посмотреть. Это десять фильмов, которые лучше всего передают его силу и его полную выкладку в роль.
1. «Хозяин морей: На краю Земли» (2003)
В этом фильме Кроу исполняет одну из своих самых спокойных ролей капитана Джека Обри, смотрителя корабля HMS Surprise во время Наполеоновских войн. Кроу играет его как человека, чье лидерство никогда не подвергается сомнению, но всегда находится в состоянии переговоров - с природой, с войной и с собственными людьми.
Кроу помогает умная, живописная режиссура Питера Уира. Он делает «Хозяин морей: На краю Земли» отчасти историческим эпосом и камерной драмой о мореплавании, и все это создает хорошую атмосферу. Режиссер и его соавторы создают аутентичное видение: сложные костюмы Венди Стайтс, тщательно продуманные декорации Уильяма Санделла и сочная кинематография Рассела Бойда - все это работает вместе, чтобы погрузить зрителя в атмосферу. Персонажи выглядят как реальные люди, а не исторические артефакты. Помимо интеллектуальных размышлений, фильм также предлагает захватывающие приключенческие сцены, особенно впечатляющие морские сражения, разыгрывающиеся на палубах, где кипит жизнь.
2. «Славные парни» (2016)
«Вы избиваете людей и берете за это деньги? Да. Грустно, не правда ли?» В фильме «Славные парни» Кроу играет Джексона Хили, вольного полицейского, который объединяется с неуклюжим частным детективом Райаном Гослингом, чтобы расследовать дело о пропаже девушки в Лос-Анджелесе 1970-х годов. То, что начинается как простое дело о пропаже человека, перерастает в заговор с участием автоиндустрии, порнографии и Министерства юстиции, пропитанный фирменной смесью нео-нуара и абсурда Шейна Блэка.
Кроу, часто самый серьезный парень, который доказывает, что в паре с Гослингом он обладает убийственным комедийным талантом. Оба актера, кажется, наслаждаются своими персонажами, странными постановками и остроумным шутками. Сценарий «Славных парней» кажется ловким и циничным, он редко останавливается на сентиментальности или эмоциях.
3. «Стертая личность» (2018)
«Я люблю Бога. И я люблю своего сына. И я надеюсь, что этого будет достаточно». В этой драме Кроу отходит от своих привычных альфа-ролей и играет Маршалла Имонса, пастора-баптиста и отца, который отправляет своего сына-гея Джареда (Лукас Хеджес) на программу конверсионной терапии. Фильм - это сдержанный и глубоко эмоциональный взгляд на веру, идентичность и вред, причиняемый теми, кто считает, что поступает правильно.
Игра Кроу тихая, но сокрушительная. Он не поддается карикатуре, изображая Маршалла как человека, который верит, что защищает свою семью, но при этом разрывает ее на части. Он не злодей в традиционном понимании - это человек, обусловленный традициями и религией, столкнувшийся с правдой, которую он не готов принять. Несколько моментов, когда его эмоциональная броня дает трещину, - одни из самых разрушительных в фильме. Это сложная тема, но Эдгертон режиссирует ее тактично, давая возможность сценам дышать.
4. «Нокдаун» (2005)
«Я должен верить, что, когда все плохо, я могу это изменить». В фильме «Нокдаун» Кроу играет роль реального боксера Джеймса Дж. Брэддока, неудачливого бойца, ставшего народным героем эпохи великой депрессии. После того как Брэддок сломал руку и был заклеймен как неудачник, он получает последний шанс выйти на ринг и, вопреки всему, поднимается по карьерной лестнице, чтобы бросить вызов чемпиону в тяжелом весе.
«Нокдаун» - это классический фильм Рона Ховарда: серьезный, масштабный и хорошо сделанный. Но именно Кроу придает ему душу. Его Брэддок - не хвастун и не драчун, а человек из рабочего класса, который дерется, потому что у него нет другого выбора. Напротив него Пол Джаматти также замечательно играет Джо Гулда, проницательного (но обманчиво сложного) менеджера Брэддока. В целом, фильм, возможно, немного не соответствует своим амбициям - например, его представление о том периоде времени немного поверхностно, - но Кроу и остальные актеры удерживают внимание зрителей на протяжении всего фильма.
5. «Поезд на Юму» (2007)
В этом пыльном ремейке вестерна Кроу играет роль Бена Уэйда, обаятельного, но жестокого разбойника. Когда Уэйда захватывают в плен, ветеран Гражданской войны и отчаянный владелец ранчо Дэн Эванс (Кристиан Бэйл) вызвался сопроводить его до поезда, который доставит его к правосудию. Разворачивается психологическая схватка, замаскированная под жанровый фильм, в котором Кроу и Бэйл вступают в напряженную и странно уважительную борьбу за власть на опасной местности.
«Поезд на Юму» - это фильм с глубоким характером, в котором главное - актерская игра, а не спецэффекты и технологические премудрости. Уэйд - не просто злодей, он философ с пистолетом, человек, который убивает без угрызений совести, но говорит с пугающим красноречием. Кроу придает Уэйду непредсказуемость - в один момент он делает наброски в блокноте, а в другой - перерезает человеку горло. Между ним и Бэйлом возникает живая динамика, которая возвышает фильм над многими другими в своем жанре.
6. «Гангстер» (2007)
«Гангстер» - это медленная криминальная сага, основанная на взлете и падении гарлемского героинового короля Фрэнка Лукаса (Дензел Вашингтон). Кроу - Ричи Робертс, отъявленный полицейский в коррумпированной системе, решительно настроенный на то, чтобы свалить Лукаса. В фильме параллельно развиваются две параллельные дуги - два человека, поднимающиеся к власти по разные стороны закона, одинаково неумолимые и морально сложные.
В личной жизни героя царит неразбериха - он переживает развод, теряет опеку над сыном, - но на работе он остер как бритва. Повествование и темы в «Гангстере», возможно, не совсем уникальны, но режиссер Ридли Скотт воплощает их в жизнь очень стильно. В частности, он создал тщательные визуальные эффекты, в которых чувствуется верность эпохе, воссоздав Нью-Йорк во всем его мраке 1970-х годов.
7. «Свой человек» (1999)
«Что сломано, того не соберешь». В этом фильме Кроу перевоплощается в Джеффри Виганда, разоблачителя, который разоблачает знание табачной промышленности о привыкании к никотину. Виганд - человек, переживающий кризис, доведенный до края запугиванием корпораций, публичным предательством и личными жертвами. Он - неохотный герой истории, в которой за правду приходится платить огромную цену. Это не показная роль - она тихая, внутренняя и подавленная.
Он отлично дополняет вспыльчивого Лоуэлла Бергмана в исполнении Аль Пачино. Кроу получил за эту роль номинацию на «Оскар», и она остается одной из его самых тонких работ. Что касается сюжета, то режиссер Майкл Манн решает задачу драматизации напряженности в зале заседаний и запугивания юристов, погружая нас в настроение и детали. Большая часть действия связана с интервью, встречами и документами, но он подает все это как психологический триллер.
8. «Секреты Лос-Анджелеса» (1997)
«Если ты оказался на дне пищевой цепочки, это не значит, что ты должен там оставаться». В фильме «Секреты Лос-Анджелеса» Кроу играет Бада Уайта, полицейского, получившего травму от удара тупым предметом. Действие фильма происходит в Лос-Анджелесе 1950-х годов, и три совершенно разных офицера - Уайт, амбициозный Эксли (Гай Пирс) и обходительный Джек Винсенс (Кевин Спейси) - пытаются разобраться в заговоре.
История становится все более запутанной по мере того, как она разворачивается, представляя собой гнусный, неумолимо захватывающий спуск в темную подноготную послевоенного Лос-Анджелеса. Бад - человек действия,
решающий вопросы кулаками, но он не просто грубиян. Под мускулами скрывается нежность, особенно в его сценах с трагической роковой женщиной Ким Бейсингер (последняя получила «Оскар» за свои старания).
9. «Игры разума» (2001)
В этом байопике Кроу с головой окунается в сложную историю Джона Нэша, блестящего, но проблемного математика, у которого развилась параноидальная шизофрения. В фильме показан путь Нэша от социально неловкого гения в Принстоне до уважаемого профессора, которого преследуют галлюцинации и заговоры. Кроу не играет болезнь широко - он вживается в нее. Его Нэш застенчив, дерган, излишне формален и болезненно искренен.
Рон Ховард снимает фильм как историю любви, с Алисией Дженнифер Коннелли в роли якоря Нэша в этом хаосе. Фильм допускает некоторые творческие вольности с фактами, но игра Кроу придает ему эмоциональную правдивость. Он (вместе с захватывающими визуальными эффектами) убедительно передает внутреннее беспокойство Нэша, особенно когда к нему подкрадываются галлюцинации. Не зря фильм получил четыре «Оскара»: Лучший адаптированный сценарий, Лучшая актриса второго плана, Лучший режиссер и Лучшая картина.
10. «Гладиатор» (2000)
«То, что мы делаем в жизни, отдается эхом в вечности». «Гладиатор», роль, которая определила Кроу для целого поколения - возвышающаяся, громоподобная роль Максимуса Децима Меридиуса, римского генерала, превратившегося в порабощенного воина. После убийства своей семьи и предательства со стороны сына императора-садиста Коммода (Хоакин Феникс) Максимус поднимается по гладиаторской арене, стремясь к мести и, в конечном счете, к миру.
Это классическая эпопея мести, завернутая в великолепие мечей и сандалий, в которой огромную роль играет звездная сила Кроу. Он играет Максимуса не как кровожадного героя, а как убитого горем человека с решимостью воина и сердцем поэта. Ридли Скотт окружает его потрясающими декорациями, жестокими сценами сражений и оперными сценами.