Найти в Дзене
КИНО TALK

"Вертикаль": герои или безрассудные фанатики? Разбор культового фильма 1967 года

Горы — это страшно. И одновременно завораживающе красиво. Наверное, каждый, кто хоть раз стоял у подножия скал, чувствовал это: восхищение, смешанное с первобытным страхом. Даже если ты просто турист, идущий по размеченной тропе, а не альпинист, штурмующий неприступные вершины. Фильм «Вертикаль» (1967) как раз об этом — о людях, которые бросают вызов горам, а значит, и самим себе. На бумаге сюжет звучит мощно: группа альпинистов пытается покорить непройденную вершину. Четыреста метров — кажется, не так уж много, если смотреть снизу. Но на деле это расстояние может стоить жизни. Кино романтизирует альпинизм: здесь и братство, и целеустремлённость, и готовность идти до конца. Но если присмотреться внимательнее, картина оказывается не такой однозначной. Вот команда под бодрые песни Высоцкого уверенно карабкается вверх. Потом им сообщают о надвигающемся циклоне — но радист скрывает эту информацию от остальных. И вот уже не героический порыв, а чистой воды халатность: один человек ставит св
Оглавление

Горы — это страшно. И одновременно завораживающе красиво. Наверное, каждый, кто хоть раз стоял у подножия скал, чувствовал это: восхищение, смешанное с первобытным страхом. Даже если ты просто турист, идущий по размеченной тропе, а не альпинист, штурмующий неприступные вершины.

Фильм «Вертикаль» (1967) как раз об этом — о людях, которые бросают вызов горам, а значит, и самим себе. На бумаге сюжет звучит мощно: группа альпинистов пытается покорить непройденную вершину. Четыреста метров — кажется, не так уж много, если смотреть снизу. Но на деле это расстояние может стоить жизни.

Кино романтизирует альпинизм: здесь и братство, и целеустремлённость, и готовность идти до конца. Но если присмотреться внимательнее, картина оказывается не такой однозначной.

Где же тут романтика?

Вот команда под бодрые песни Высоцкого уверенно карабкается вверх. Потом им сообщают о надвигающемся циклоне — но радист скрывает эту информацию от остальных. И вот уже не героический порыв, а чистой воды халатность: один человек ставит свою цель выше безопасности товарищей.

Получается, доктор в фильме прав: эти люди сами создают себе смертельные условия, а потом «героически» из них выбираются. Вместо сплочённой команды перед нами — группа одержимых, для которых восхождение важнее здравого смысла.

А финал? На вокзале бывшие «братья по верёвке» расходятся, едва кивнув друг другу. Их дружба существует только в горах — в обычной жизни они даже не пытаются поддерживать связь.

Красивая картинка или глубокая история?

Фильм, конечно, зрелищный: потрясающие пейзажи, харизматичные актёры, песни Высоцкого, которые сразу врезаются в память. Но если убрать этот антураж, останется ли что-то большее? Или перед нами просто длинный клип с эффектными кадрами и запоминающимся саундтреком?

-2

«Вертикаль» — это кино, которое хочется любить за романтику гор. Но если копнуть глубже, становится немного не по себе: а точно ли эти люди — герои? Или просто авантюристы, играющие со смертью?

Как думаете?