Найти в Дзене
Зоркий

Добыть воду из камня: Самый страшный музей Крыма и самая невероятная история выживания

В Крыму, недалеко от Керчи, лежит безмолвный каменный лабиринт — Аджимушкайские каменоломни. В мирное время здесь добывали известняк, но с мая по октябрь 1942 года они стали последним оплотом жизни и сопротивления для нескольких тысяч человек — бойцов, командиров, женщин, стариков и детей. Когда немцы оккупировали Керчь, в катакомбы спустились остатки Керченского гарнизона, партизаны и мирные жители. По разным данным, от 10 до 15 тысяч человек. На экскурсии в каменоломнях озвучивают такие цифры: 10 000 военных, 5 000 мирных жителей. Воду сверху отрезали сразу, люди остались без самого необходимого. И тогда началась одна из самых невероятных историй выживания на войне. Тут русской смекалкой можно только восхититься! Достаточно посмотреть на схему, чтобы понять масштаб. Здесь, под землёй, в течение 5 месяцев состоялась настоящая блокада. Воду... выжимали из камня. Буквально. Подземный конденсат, капли, собираемые в трещинах и на стенах, стали единственным источником жизни. Люди став
Оглавление

В Крыму, недалеко от Керчи, лежит безмолвный каменный лабиринт — Аджимушкайские каменоломни. В мирное время здесь добывали известняк, но с мая по октябрь 1942 года они стали последним оплотом жизни и сопротивления для нескольких тысяч человек — бойцов, командиров, женщин, стариков и детей.

Камни, которые давали воду

Когда немцы оккупировали Керчь, в катакомбы спустились остатки Керченского гарнизона, партизаны и мирные жители.

По разным данным, от 10 до 15 тысяч человек. На экскурсии в каменоломнях озвучивают такие цифры: 10 000 военных, 5 000 мирных жителей.

-2

Воду сверху отрезали сразу, люди остались без самого необходимого. И тогда началась одна из самых невероятных историй выживания на войне. Тут русской смекалкой можно только восхититься!

Достаточно посмотреть на схему, чтобы понять масштаб. Здесь, под землёй, в течение 5 месяцев состоялась настоящая блокада.

-3

Воду... выжимали из камня. Буквально. Подземный конденсат, капли, собираемые в трещинах и на стенах, стали единственным источником жизни. Люди ставили под капающие потолки банки, кружки, солдатские каски. Вода копилась очень медленно. И тогда придумали посылать водоносов собирать воду.

-4

Некоторые камни имели пористую структуру, и там скапливался конденсат. Их называли "водокапы". Солдат вставлял трубочку, всасывал воду и выпускал её во флягу. Ни капли, ни глотка нельзя было сделать, хоть и велик соблазн.

-5

Один солдат мог собрать таким образом до 800 мл воды за 2 часа. Она прежде всего отдавалась раненым. И бережно делилась между всеми.

В сутки на человека приходилось несколько глотков. Иногда — ни капли. Бывали случаи, когда за глоток воды отдавали последний кусок хлеба. А чаще — просто делились молча, по совести.

От жажды люди сходили с ума.

-6

Постепенно, очень медленно и тихо стали рыть колодцы — вручную, сменами, с нехитрыми подручными инструментами. Почему тихо? Если немцы слышали, что работа кипит, они могли устроить подрыв.

Неимоверными усилиями удалось вырыть три колодца. Один из них существует до сих пор, и на экскурсии можно посмотреть в его недра и увидеть воду — делеко внизу.

-7

Свет в темноте

Электричества в каменоломнях не было. Но среди бойцов нашлись бывшие шахтёры, связисты, инженеры. И научились получать электрический ток через генераторы двух тракторов. Говорят, в первые дни солдаты даже умудрились посмотреть фильм "Свинарка и пастух". Немцы сверху услышали грохот тракторов, и засыпали из взрывом.

-8

Так каменоломни погрузились во тьму. На экскурсии дают возможность ощутить это. Выключают свет и предлагают помолчать. Невероятная тьма, невероятная тишина!

Как выходили из положения?

И вновь русская смекалка не дала погибнуть в полной тьме:

  • Резали автомобильные покрышки на полосы, поджигали их. Потому стены из светлого ракушечника навеки и навсегда покрылись несмываемой копотью.
  • В гильзы наливали отработанное машинное масло, поджигали. Так получался светильник.
  • По всему периметру штолен протянули телефонные кабели. И вот так наощупь, в темноте, люди могли передвигаться.
  • На хорошо проветриваемых участках разжигали костры. Это было важно и для обогрева. Средняя температура в штольнях +9 градусов. И тогда, и сейчас.

Подвиг без прикрас

Каждый день: духота, гарь, темнота, холод, страх. Внутри было около 15 тысяч человек, но с оружием — не больше тысячи. Все остальные помогали, как могли: варили баланду из муки и воды, ухаживали за ранеными, дежурили у вентиляционных шахт.

-9

Окопы здесь рыли не в земле, а в камне. Создавали баррикады, ловушки, мuнировали входы. Порой бои шли прямо в переходах — на расстоянии вытянутой руки. Немцы пытались травить газами, разрушали входы, заливали бензином. Но каменоломни жили. Жили полгода.

Из 15 тысяч, по разным данным, выжили около 50 человек. Полсотни. Остальные — пали, умерли от ран, жажды, задохнулись газом, были захвачены.

-10

Основное количество мирных вывели почти сразу. Взвесили за и против: решено было, что на воле у мирных больше шансов выжить. Под землёй на все 5 месяцев остались военные и их семьи.

-11

В самом конце, в октябре 1942 года, на поверхность вывели семерых. Самых выносливых, хитрых, стойких! Но никого в живых не оставили палачи. Тогда кто же? Кто выжил?

Когда происходили редкие вылазки наружу, чтобы бить немца (а аджимушкайцы боролись), на земле оставались раненые. Остались и мирные жители. Именно они донесли память о том подвиге крымчан.

Последний аджимушкаец
Последний аджимушкаец

Невероятный героизм, терпение и мужество. Светлая память.