Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Все шире открываем двери в мир нашей любимой игры, в этот раз – с помощью представителя той волейбольной части, которая обычно остается за кадром широкого внимания. Наш собеседник – Александр Богомолов, агент с феноменальной волейбольной биографией! Познал волейбол Богомолов почти со всех возможных сторон. В качестве игрока – больше 20 лет выступал высшем уровне, дважды побеждал в Лиге чемпионов, трижды в чемпионате России, выигрывал и клубный чемпионат мира. Завершив карьеру, долго тренировал в системе «Белогорья», а став там директором школы, увидел волейбол и глазами функционера.
Уже несколько лет весь этот приобретенный опыт Александр Богомолов применяет в агентской работе, помогая развивать карьеру своим клиентам, юным и опытным, уже проявившим себя в Суперлиге, и тем, кто пока известен лишь узкому кругу волейбольного сообщества.
Нашу большую беседу мы разделили на три части. В первой расскажем Вам о финансовой стороне российского волейбола, почему российские игроки все чаще уезжают в другие страны и что означает «нарушение спортивного режима» на языке руководителей клубов, расскажем с добавлением ярких иллюстраций из волейбольной карьеры трехкратного чемпионата России!
100 тысяч рублей это разве высокая зарплата для волейболиста?
-Александр, какие дилеммы приходится решать агенту в отношениях игроков и клубов?
-Была недавно ситуация: мне молодой игрок сказал, что его собираются оштрафовать. Я почитал контракт, говорю: «Имеют полное право. В контракте этот пункт прописан». – «А я могу пойти возмущаться»? – «Можешь, но делать этого сейчас не стоит». Объясняю ему, что он приехал в эту команду играть, набираться опыта и лучше, чтобы каких-то конфликтов не возникало. Поэтому на некоторые вещи стоит закрыть глаза. Не на все, но на некоторые.
-А на какие нельзя?
-Если игрока по маме-папе обзывают, а такие тренеры у нас тоже есть, в этом случае недовольство понятно. Кстати, за мнением о молодых игроках мне из клубов часто звонят. У меня опыт в волейболе большой, поэтому интересуются, что думаю о перспективах одного, как оцениваю другого, не склонен ли кто- то к выпивке и загулам.
-Какой разрыв в финансовых условиях между Суперлигой и Высшей лигой «А»?
-Огромный. Отыграв 5-7 лет в высшей лиге «А», на жилье заработать невозможно. Если кто-то считает, что для профессионального волейболиста 100 тысяч рублей в месяц - большие деньги, то я с этим не согласен.
-Сколько в нашей второй на рангу волейбольной лиге платят?
-От 50 до 150 тысяч рублей. И на такую зарплату иногородним игрокам надо еще снимать квартиру, которая в любом городе обходится от 30-35 тысяч, хоть это Ижевск, Стерлитамак или Краснодар.
-В чем тогда мотивация долго играть в высшей лиге «А»?
-У молодых мотивация – попасть в Суперлигу, где платят уже другие деньги. А у взрослых игроков, которым 28-30 лет, шанс попасть в Суперлигу минимален. Поэтому сейчас для них приоритет – иностранные лиги, во многих из них платят не меньше 2800-3000 долларов. С учетом нынешнего курса, это хорошие деньги.
-Вы говорили, что как-то помогали оформить переход в норвежский клуб. Что из себя представляет волейбол в этой стране?
-С инфраструктурой все круто – стадионы, залы на высоком уровне. А сам волейбол - первые 4-5 команд на уровне лидеров нашей «вышки А». Не только в Норвегии, в Финляндии тоже, где играют сыновья моих бывших партнеров по «Автомобилисту» - Сереги Иванова и Руслана Жбанкова. В Финляндии вообще много наших игроков выступает. Уровень там, конечно, ниже, волейбол не настолько профессиональный и узкоспециализированный. Там не встретишь такого, чтоб тренер занимался только прямыми обязанностями – у тренера еще какой-то функционал.
Мы раньше на многие страны не смотрели, даже не знали, что в Алжире, Тунисе, Въетнаме есть волейбол. А он там есть! В Ливии тоже серьезно занимаются волейболом и платят те же 3000 долларов. Хотя есть страны, куда лучше не ехать.
-Это какие?
-Несколько азиатских. Они в ФИВБ не входят, ее законам не подчиняются. Если иностранцу из федерации – члена ФИВБ - где-то деньги не заплатили, то международная федерация сразу же реагирует, пытается воздействовать на клуб, чтоб выполнил обязательства. Если кто-то платить все равно откажется, то запретят регистрировать иностранных игроков. Как и у нас – если клуб иностранцу деньги не выплатит, ФИВБ может без разбирательств «забанить» переход иностранцев на два года. На клубы же из этих азиатских стран даже юридически повлиять невозможно.
За нарушение режима игрока назначили дежурным на три месяца
-В последние несколько лет усилилось двустороннее движение игроков между Россией и Беларусью. С чем это связано?
-Для наших игроков из «вышки А» лидеры чемпионата Беларуси – хороший вариант. Получше по деньгам, иностранцами они там не считаются, уровень волейбола тоже приличный. Вы же видели солигорский «Шахтер» - в прошлом сезоне он в регулярном чемпионате занял восьмое место, оттуда многие в наши клубы перешли. Если собрать в «Шахтере» всех заметных белорусских игроков Суперлиги, включая Бабкевича, то думаю, команда точно будет в пятерке. Возможно, даже бороться за победу в чемпионате сможет.
-Кстати, на счет выпивки и прочего. Насколько эта тема для нынешнего поколения актуальна?
-Намного меньше, чем в годы моей игровой карьеры. Сейчас у спорстменов модно показывать пример здорового образа жизни, полезных привычек.
-С чем это связываете?
-С осведомленностью. Стало гораздо больше информации, каждый может узнать, насколько выгодно вести здоровый образ жизни, все понимают, что это позволяет карьеру на высоком уровне максимально продлить. Стремятся к этому еще и потому, что сейчас есть что терять. Сегодня платят совсем другие деньги по сравнению с периодом моей волейбольной карьеры.
-В то время многие курили?
-Да. Больше половины игроков. Я сам до 38 лет к сигаретам был равнодушен, курить начал, когда в «Белогорье» перешел. Но там курили тогда многие.
-Как реагировал Геннадий Шипулин?
-Иногда это в хохму переводил. Был как-то смешной эпизод перед игрой. Шипулин устраивал в раздевалке собрание – называл состав, давал установку, проговаривал игровые задания. Собрание уже начинается – и прибегает Вадим Хамутских, царство ему небесное, а за ним струя дыма. Ладно, садимся, Геннадий Яковлевич начинает установку – а запах от сигаретного дыма все сильнее. И он вдруг обращается к Хамутских: «Борода, опять этот сантехник накурил, ну-ка, где он там»?! (Смеется)
Шипулин отлично знал, что это курил Хамутских, а если даже и не он, то кто-то из нас - но не стал нагнетать и ставить на вид, перевел в шутку.
-Штрафы за курение были?
-Они и сейчас есть в некоторых клубах. Называется за «нарушение спортивного режима». У Вячеслава Платонова в «Автомобилисте» за это можно было на ползарплаты «попасть», иногда на одну пятую. Как-то после тренировки на Вязовой Платонов зашел в душевую – о переносе времени начала следующей тренировки сообщить – а там открыты четыре рожка, над ними плавают клубы дыма. Он и говорит: «все четверо скинулись по 100 долларов в черную кассу».
-Что это такое?
-Деньги на дополнительные командные нужды. Праздники, дни рождения, побольше какой-то еды на выездные матчи купить.
-Чем тогда были 100 долларов для игрока «Автомобилиста»?
-Для меня – серьезные деньги. Вся зарплата была 500 долларов. Лишиться из них ста – весомо и неприятно. А как то в Екатеринбурге Вячеслав Алексеевич сильно «вздрючил» Андрея Анкудовича, молодого игрока.
-Что случилось?
-Да тоже самое. Вышли из поезда, время - 22.30. Зима. Темно. Вокзал. Анкудович побежал за какой-то ларек перекурить – а Платонов там же оказался. Подошел сзади с зажигалкой: «Тебе огонька»(Смеется). Но тогда было не смешно. Устроил собрание среди ночи, позвал всех, включая взрослых игроков – тогда в «Автомобилисте» еще Виктор Сидельников пасовал. И при всех отчитывал: «ты такой сякой». Штрафовать не стал – зарплата у молодежи была копеечная – но отчихвостил основательно и сделал дежурным на три месяца.
-Какой процент игроков сейчас курит?
-Могу Вам про «Белогорье», например, сказать – там не курит никто. А если в общей пропорции, то сейчас эта привычка у 10-15 процентов игроков, в мое же время курили процентов 70-80. Другое поколение. Тоже самое касается и тренеров, включая молодых. Я ни разу не видел с сигаретой Волкова, ни разу Вербова, никогда не видел курящим Алекно.
В больших клубах премиальные распланированы заранее
-Вы говорили, что до 25 лет стоять на замене противопоказано. Почему именно до 25?
-До этого возраста игрок формируется, еще по сути, ребенок. Технические навыки не сформированы, нужной устойчивости к психологическому давлению нет. Представим ситуацию: молодой игрок при счете 25:25 ошибся, команда проиграла. А у 35-летнего ветерана за каждую победу прописаны премиальные, которых он из-за молодого недосчитался. Услышать от ветерана в такой ситуации можно разное. Умение не принимать это близко приходит обычно попозже, после 25.
-Кстати, премировать за отдельные матчи разве нормально?
-А почему нет?
-Турнирная задача же еще не решена.
-Для дополнительной мотивации иногда это вполне уместно. Допустим, команда претендует на попадание в плей-офф – для этого ей надо из оставшихся пяти матчей выиграть два. В такой ситуации премирование за победу – хороший стимул. Но стимулируют в клубах по-разному. Одни обещают дополнительные премии, другие – грозят оштрафовать.
В примерно восьми первых клубах спонтанной финансовой мотивации не бывает, у них все премии заранее и четко прописаны в контракте. За выход в плей-офф такая то сумма, за победу в Кубке такая –то, за выход в финал чемпионата – столько то.
-Со своими клиентами часто приходится решать дилемму между игровыми перспективами и бОльшим размером зарплаты?
-Мне в этом повезло - я работаю в основном с молодежью, которая стремиться развиваться. Они разделяют мои приоритеты – а я считаю, что в первую очередь надо выбирать игровые перспективы. Если где-то тебе дадут два рубля и там ты точно будешь играть, это лучше, чем зарплата в пять рублей, но при сомнительных перспективах. Все это надо четко проговаривать с клиентом. Хотя бывают и такие, кто без колебаний выберет условные пять рублей.
-Как это соотносится с волейбольной мотивацией?
-Она уходит на второй план. Так и говорят: «Для меня главное в этом сезоне –получить деньги. А на остальное без разницы". На отдельных этапах карьеры у игроков бывает и такая мотивация.
-А в Суперлиге есть минимальная планка, ниже которой зарплату не предлагают?
Ответ на этот вопрос, а так же
-для кого чемпионат Казахстана – хороший вариант, а кому стоит от выступления там отказаться
-чем для российских игроков привлекателен Катар
-почему молодым игрокам тяжело выиграть конкуренцию у ветеранов
-в каких ситуациях возникают сложности между волейболистом и агентом
Вы прочитаете во второй части интервью с Александром Богомоловым – завтра.
Если Вам интервью нравится – Вы лайкнули. А если ранее забыли подписаться, но намерены изучать волейбол вместе с нами, то сейчас же и подписались!