Найти в Дзене
Швец, чтец и игрец на дуде

Читатели рассказали про любимые книги о войне, известные и не очень

С Днём Победы, мои друзья. Праздник и великий, и грустный… Вчера я рассказала о последних военных произведениях, прочитанных мною, которые оставили в душе неизгладимый след, но в честь праздника мои читатели тоже поделились книгами о войне, которые засели в душе и не дают покоя. Среди них известные, и не очень. Я решила, что все должны прочесть эти искренние строки, так что передаю слово моим друзьям-книголюбам. Орфография и пунктуация авторов сохранены. Это ужасно — шесть лет пробыть солдатом на войне и все время желать своей стране поражения; видеть крах и в то же время знать, что следующая власть станет топтать ногами труп этого государства и тоже, вероятно, будет дьявольской; всякая власть в этом мире — от дьявола, и смена власти — всего лишь смена больших дьяволов и дьяволов поменьше. Многие сравнивают Белля с Ремарком, нет, Белль значительно глубже, его правда без прикрас и случайностей, его проза - путь к катарсису через страдание, величественный гимн человечности, ещё более
Оглавление

С Днём Победы, мои друзья. Праздник и великий, и грустный…

Вчера я рассказала о последних военных произведениях, прочитанных мною, которые оставили в душе неизгладимый след, но в честь праздника мои читатели тоже поделились книгами о войне, которые засели в душе и не дают покоя. Среди них известные, и не очень.

Я решила, что все должны прочесть эти искренние строки, так что передаю слово моим друзьям-книголюбам. Орфография и пунктуация авторов сохранены.

Алиса Куликова рассказала о романе Бёлля «Крест без любви»

Это ужасно — шесть лет пробыть солдатом на войне и все время желать своей стране поражения; видеть крах и в то же время знать, что следующая власть станет топтать ногами труп этого государства и тоже, вероятно, будет дьявольской; всякая власть в этом мире — от дьявола, и смена власти — всего лишь смена больших дьяволов и дьяволов поменьше.

Многие сравнивают Белля с Ремарком, нет, Белль значительно глубже, его правда без прикрас и случайностей, его проза - путь к катарсису через страдание, величественный гимн человечности, ещё более достойной, ибо она смело подняла голову в лихие времена. 

Сдаётся мне, что прекрасное станет еще прекраснее теперь, когда ужасное стало еще ужаснее, — точно так же свет представляется ярче там, где тень кажется темнее ночи.

Каково это? Нести свой крест без любви и главное, без цели. Война всегда является величайшей глупостью и подлостью, сталкивая между собой тех, кто рожден быть братьями. Потому умный человек становится пацифистом. Генрих Белль рассуждает, насколько это верное решение. С одной стороны, постоянная муштра и травля солдат на своих ''врагов'' выбивает человеческое из человека, всячески вытравливает душу, но душа словно дивный росток пробивается к свету. Потому можно вести борьбу изнутри. Здесь автор рассуждает с христианских позиций: если тебе дан этот крест, неси его достойно, пусть он станет знаменем света и добра, тогда, возможно, ты найдёшь способ, взвалив на себя тяжелую ношу, облегчить жизнь другим. 

Будуть армії, будуть штучні, Будуть цуциками прирученими, Будуть гвинтиками приреченими – На хресті будуть поперечинами. 

Драч I.

Белль освещает войну изнутри, демонстрируя нам образ верного сына фашизма, который оказался чуть умнее остальных, в том числе -–умнее сердцем. Противовес ему образ солдата Кристофа, который ощутил себя человеком. Однако, при наличии хоть мало-мальски умственных способностей и, главный ингридиент, совести, можно совершить подвиг, хоть стоя у руля фашистской машины, хоть лёжа под ее колесами. 

Война стала своего рода мировоззрением, откровенным идиотизмом, душившим природу и разум; любой человек по любому приказу мог быть приговорен к смерти; беспрекословное подчинение оказалось ядовитой змеей, жалившей самое себя в хвост…

В этом истина, которую не желали видеть миллионы, решившие возвыситься засчет причастности к арийской расе, если выделиться больше нечем. Много было подлецов, но ещё больше трусов. Однако, даже тех, немногих, кто изначально захотел носить единственное верное имя - Человек, хватило, чтобы остановить адский механизм, к сожалению, с огромными, невосполнимыми потерями.

 Такие книги следует читать всегда. И взращивать в себе Человека, который не забудет своего имени в любых условиях и станет упорствовать в движении к свету.

Артём Карпучок о сборнике «Я из огненной деревни»

-2

Оставляю отзыв на нетипичный роман. А если быть точнее не роман, а документальный сборник воспоминаний про уничтожение нацистами белорусских деревень во время Великой Отечественной войны, собранный и составленный писателями Алесем Адамовичем, Владимиром Колесником и Янкой Брылем. 

Кто знаком с творчеством Светланы Алексиевич, должен угадать тот самый стиль её произведений, который и был подсказан нобелевскому лауреату её старшим коллегой по цеху Адамовичем.

В книгу вошли свидетельства только тех людей, которые лично пережили трагедию уничтожения их деревни, убийства родных и односельчан. Для опроса очевидцев писатели на протяжении 1970—1973 годов объездили с магнитофоном 147 деревень в 35 районах Беларуси и записали воспоминания более 300 непосредственных участников событий. 

Читая воспоминания, не переставал удивляться до какой мерзости, подлости и садизма может додуматься мозг человека. Что вообще двигало «людьми», если их ещё можно так назвать. Когда ты видишь своими глазами, как человек спокойно вспоминает самый страшный день в своей жизни, становится сразу понятно, почему именно эта книга является основным источником идеи съёмок фильма «Иди и смотри», замечательного режиссёра Элема Климова. 

Чем дольше читаешь книгу, тем меньше начинаешь понимать современное глобальное общество с его потребностями и склонностью к саморазрушению. Сейчас немодно читать литературу о войне, людям нужен позитив, иные миры, порой волшебные. Кому-то в романах необходимы те чувства, которых нет в реальной жизни, кто-то ищет ответы на свои философские вопросы, какие-то гонщики за успешным успехом штудируют секреты от Кийосаки, кто-то «мутит» бизнес с Трампом и Маском, но, никому ведь не нужно горе, тем более чужое. Людей можно понять, надо чем-то абстрактным себя занять, пока не сыграл в «макинтош». Человек вообще не склонен учится на ошибках и опыте других. 

История – это единственная наука, которая ничему не учит, но, лишь потому, что у неё нет учеников. Поднимите руки кто знает детали плана «Ост»? А кто в курсе насчёт плана голода Бакке или приказа о неподсудности солдат вермахта на оккупированных территориях? А были ли карательные операции «Зимнее волшебство», «Шаровая молния», «Фриц», «Заяц-Беляк» и другие? А о том, сколько детей стали донорами для солдат в Саласпилсе или Красном береге? Какая разница, в сущности - это было давно и неправда. Чего вообще об этом помнить и читать про это?

Вся белорусская классика второй половины XX в. пропитана войной. Писатели уходили на фронт, оставляя свою молодость, а приходили на разрушенные и сожжённые хаты, к убитым и замученным родственникам, к соседям, сотрудничавшим с нацистами и всему тому, что сопутствовало чуме тех лет. 628 деревень было уничтожено вместе с населением. Со всеми жителями, включая матерей и грудных детей, немощных стариков и инвалидов. Уже и не осталось почти тех людей, кто помнил бы это, но, остались воспоминания, которые они сохранили для нас. Наверное, чтобы мы сделали какие-то выводы и хоть чему-то научились прочитав их. Например, гуманности, терпимости, взаимопониманию и уважению друг к другу.

Sandra Burlakova о повести Быкова «Журавлиный крик»

-3

Их было шестеро: старшина и пятеро солдат. Все они разные, с разными судьбами, характерами, физическими и интеллектуальными способностями. Здесь и сын кулака, и кандидат наук, и бывший осуждённый, и совсем молоденький паренёк. Их объединила война, их объединило общее задание: задержать группу немецких войск на сутки. Задача изначально определяющая судьбу этих шестерых. 

Двое из них окажутся предателями, остальные будут биться до последнего патрона. Нет, это не сказка про геройство, просто каждый сделает свой выбор. Да, они все живые люди, не каждый может быть героем, да и геройство, подчас, совсем не связано с личным мужеством. Автор показал настоящих живых людей, которым волею судьбы пришлось воевать.

Эта небольшая повесть вместила в себя очень много тем, нет смысла здесь их раскрывать. Предлагаю вам просто прочитать её.

Евгения Ксензова о стихотворении Чуковского «Ленинградским детям»

-4

Год назад я впервые прочитала стихотворение К.И. Чуковского "Ленинградским детям" - тем, кому повезло пережить блокаду и выжить, тем, у кого в 1944 году появилась надежда на будущее.

80 лет пробежало не только в пределах нескольких строчек: то далёкое будущее - уже моё настоящее, настоящее моего ребенка и моих учеников-школьников.

Когда я сама была маленькой и моя бабушка рассказывала мне о Великой Отечественной, те события казались мне такими далёкими. Почему? Скорее всего потому, что это же бабушка, ей за 60, детство ее было давно - значит, и война была давно...

Сейчас же, когда мне почти 40, "давно" превратилось в "совсем недавно": Победе - 80, а бабушке было бы в этом году 90. Ведь даже века с тех событий не прошло! И блокадники ещё живы. И до́лжно снять перед ними шляпу.

Дарья Долуденко о «Бойне №5» Воннегута

-5

Перечитала, уж не помню в какой раз. 

Как всегда, полный восторг! 

Вот что надо в школе проходить. 

Тема тяжёлая, но подаётся крайне необычно, без оценок и без акцента на травмирующих подробностях. 

Просто так было в данный момент времени. А в следующий - уже иначе. 

Это и не хорошо, и не плохо, это всё - жизнь.

« - Я горжусь, что ты был солдатом. Ты это знаешь? 

– Прекрасно. 

– Плохо там было? 

– Всякое бывало. – У Билли мелькнула дикая мысль: как это верно! Хорошая была бы эпитафия для Билли Пилигрима. И для меня тоже. "ВСЁ БЫЛО ПРЕКРАСНО И НИЧУТЬ НЕ БОЛЬНО" » 

И эта книга, как и наша жизнь, прекрасна.

Это не только лучший роман Воннегута, но и величайший антимилитаристский манифест, а также ярчайший образец постмодернизма в литературе.

Я даже не вижу смысла описывать выпуклых героев, нелинейный сюжет и ошеломляющую харизму автора, просто берите книгу и наслаждайтесь. 

А вот моя новая любимая цитата, жизнеутверждающая: 

"На восьмой день сорокалетний бродяга сказал Билли:

– Ничего, бывает хуже. А я везде приспособлюсь. 

– Правда? – спросил Билли. 

На девятый день бродяга помер. Такие дела. И последними его словами было: 

– Да разве это плохо? Бывает куда хуже. "

_________________

Люблю читать ваши искренние отзывы, а уж данная тема всегда обсуждается не пике чувств.

Поделитесь в комментариях хотя бы коротеньким отзывом на произведение, которое вспоминаете в этот день 🕊️

Пусть будет мир 🤍

-6