Найти в Дзене
Огненный мяч

Бесшабашный капитан. Барри Фергюсон

Среди постыдных поражений российской команды не последнее место занимает фиаско на Евро-1992. Сборная СНГ, как тогда называлась бравая шайка-лейка, умудрилась вчистую слить решающий матч шотландцам – 0:3, причём особенно доставили воспоминания наших игроков, что от соперников разило перегаром. Британцы к тому времени так и так готовились сваливать домой и не отказали себе в удовольствии погудеть на прощание. После того позорища с тренером Бышовцем во главе, термин «пьяные шотландцы» укоренился как синоним тотально безнадёжной игры с ленивыми оппонентами. Соотечественники Уильяма Уоллеса с тех пор нечасто вызывали интерес у наших СМИ. Вплоть до лета 2009 года, когда прошла информация, что тренер «Зенита» Адвокат решил заменить уходящего на повышение в «Баварию» Анатолия Тимощука на культового среди болельщиков «Глазго Рейнджерс» капитана Барри Фергюсона. Трансфер в итоге не состоялся: лидер протестантского клуба не решился в 31 год столь радикально менять окраску. И это к лучшему, потом

Среди постыдных поражений российской команды не последнее место занимает фиаско на Евро-1992. Сборная СНГ, как тогда называлась бравая шайка-лейка, умудрилась вчистую слить решающий матч шотландцам – 0:3, причём особенно доставили воспоминания наших игроков, что от соперников разило перегаром. Британцы к тому времени так и так готовились сваливать домой и не отказали себе в удовольствии погудеть на прощание. После того позорища с тренером Бышовцем во главе, термин «пьяные шотландцы» укоренился как синоним тотально безнадёжной игры с ленивыми оппонентами. Соотечественники Уильяма Уоллеса с тех пор нечасто вызывали интерес у наших СМИ. Вплоть до лета 2009 года, когда прошла информация, что тренер «Зенита» Адвокат решил заменить уходящего на повышение в «Баварию» Анатолия Тимощука на культового среди болельщиков «Глазго Рейнджерс» капитана Барри Фергюсона. Трансфер в итоге не состоялся: лидер протестантского клуба не решился в 31 год столь радикально менять окраску. И это к лучшему, потому как некогда классный опорный полузащитник слишком увлёкся послематчевыми разрядками с обилием бухла и вляпался в грандиозный скандал на родине.

В этом фото легендарно всё: характерная гримаса, классическая форма, повязка и спонсор
В этом фото легендарно всё: характерная гримаса, классическая форма, повязка и спонсор

Перефразируя героя советского фильма «Тот самый Мюнхгаузен», в Шотландии иметь фамилию Фергюсон – всё равно что не иметь никакой. Причина на поверхности: уж слишком сильная ассоциация с великим тренером «Манчестер Юнайтед» сэром Алексом. Можно вспомнить и Данкана Фергюсона – высоченного форварда-вожака ливерпульского «Эвертона», одного из символов Английской Премьер-лиги 90-х. Земляк Данкана Барри в АПЛ тоже поиграл, и даже успел побыть в хорошо знакомой для него роли капитана второразрядных клубов «Блэкберн Роверс», «Бирмингем Сити» и «Блэкпул», но имя себе сделал дома – в стране килтов, волынки и виски. Фергюсон, кажется, был обречен на эпичный статус у фанатов «Рейнджерс», ведь в лучшие годы он не просто выжигал середину поля, срубал соперников, выдавал ловкие передачи и метко бил по воротам сам – он воспитанник самого титулованного клуба Шотландии. «Синее всё», короче говоря, имея в виду главный цвет «Джерс». Невысокий полузащитник отличался категорической неуступчивостью на поле, не щадил ни своих, ни чужих, и по совокупности игровых качеств являлся для «Глазго» эдаким Стивеном Джеррардом с повадками Роя Кина.

Ещё молодой, но уже авторитетный
Ещё молодой, но уже авторитетный

На лидирующие позиции Барри Фергюсон выдвинулся как раз при Дике Адвокате, став в 21 год абсолютно незаменимой фигурой. Неудивительно, что спустя 10 лет голландец попытается вновь опереться на старого протеже, а тогда, в конце 90-х, хавбек удостоится звания футболиста года. В том же 2000-м Барри впервые покажет, что ничто человеческое ему не чуждо. Получив унизительные 2:6 от заклятых врагов из «Селтика», Фергюсон для начала заработал удаление, затем начал показывать «факи» трибунам, а после, прямо в спортивных трениках, отправился бухать в ближайший паб, где с кем-то что-то не поделил и получил «бланш» под глазом. Смешно, но тогдашний капитан «Джерс», итальянец Аморузо тоже провалился, пусть и чисто по-футбольному, и был смещён с ответственной должности. Так, в 22 года Барри впервые примерил повязку, и когда наступила ответная встреча с «Селтиком» – видимо на радостях, швырнул упаковку со льдом в сторону неприятельской скамейки. Впрочем, несмотря на эти весёлые закидоны, конкретно на поле Фергюсон божил и забил 18 голов за сезон, приведя «Рейнджерс» к победе во всех местных турнирах.

Из своих 45 матчей за Шотландию, Фергюсон капитанствовал в 28
Из своих 45 матчей за Шотландию, Фергюсон капитанствовал в 28

Справедливо рассудив, что с одними «синими» он добился максимума, Барри влился в состав других «синих» – английского «Блэкберна», однако на новом месте у бывшего заводилы «Глазго» не пошло. Он получил тяжёлую травму колена, которая выбила его из игры на полгода, после чего решил попроситься обратно, благо фаны «Джерс» простили ему уход. На новом-старом месте Фергюсон вскоре снова стал капитаном, но ненадолго – поскольку крепко повздорил с французским тренером Ле Гуэном. Что там не поделили лидер и наставник – без бутылки не разберёшься, однако игроки встали стеной за своего шестого номера, после чего Ле Гуэн предпочёл трусливо ретироваться подальше от Шотландии с её старомодными брутальными нравами. Возвращение же на стадион «Айборс» тренера Уолтера Смита снова сделало «Рейнджерс» непобедимыми на родине. «Синие» настолько поверили в себя, что бодро промаршировали до финала Кубка УЕФА, где, как известно, были остановлены нашим «Зенитом». Для Фергюсона тот матч стал юбилейным, 400-м, и казалось, он ещё долго будет радовать местную аудиторию, но наступил 2009 год…

За «Рейнджерс» он отпахал 415 матчей, в которых отличился 58 раз и ещё 29 помог партнёрам
За «Рейнджерс» он отпахал 415 матчей, в которых отличился 58 раз и ещё 29 помог партнёрам

С меньшим успехом, но не меньшим старанием Барри капитанствовал и в сборной, пока не случилась обидная, по мнению полузащитника, неудача с Нидерландами. С досады он на пару с вратарём МакГрегором устроил запой, а во время следующего матча, сидя на лавке, они показывали неприличные жесты, за что обоих изгнали из команды. Пошли по бороде дела и в «Рейнджерс». Несмотря на отказ Адвокату на предложение перебраться в «Зенит», полузащитник всё чаще начал присаживаться на скамейку. Гордая натура горца не стерпела унижения, и летом 2009-го Фергюсон всё-таки покинул «Айброкс», чтобы усилить «Бирмингем», где рулил старый знакомый по Глазго тренер Маклиш. В клубе из второго по величине городе Англии Барри в итоге отыграет три сносных – лично для себя – сезона, но когда его команда провалится в низший дивизион, он сдёрнет в «Блэкпул», где вскоре также примерит знак капитана. В этом маленьком, но неординарном клубе ему доведётся заменить тренера, и в 36 лет стать играющим наставником. Получилось не очень: лишь 3 победы в 20 матчах, хотя «Блэкпулу» хватило, чтобы не вылететь.

Вот этот глупый жест оборвал карьеру в сборной
Вот этот глупый жест оборвал карьеру в сборной

Сполна нахлебавшись реалий в соседней Англии, энергичный Барри вернулся домой, где после сезона в полулюбительском «Клайде», начал полноценную карьеру тренера. Ныне бывший капитан только-только нащупывающего прежнее величие «Рейнджерс» пробует удержаться во главе главного клуба своей жизни, и, несмотря на все закидоны Фергюсона, в этом важном деле ему хочется пожелать успехов. Футболистом он, что ни говори, был крутым. Наиграл целых 82 матча в еврокубках, что сделало его, видимо, вечным рекордсменом среди шотландцев, включён в Зал славы «Рейнджерс» и удостоен рыцарского ордена Британской империи. Так что весь талант Барри не пропил, за что ему летит безусловный респект. С именем этого яркого хавбека связаны лучшие, в новейшей истории, матчи знаменитого соперничества двух клубов-грандов из Глазго. В нужной фазе настроения и под чутким руководством Фергюсон несильно уступал лучшим товарищам по амплуа. Быть может, и нынешних питомцев чему-нибудь да научит, но лучше бы не своим прежним способам борьбы со стрессом.

В том, что этот мужик готов всем сердцем биться за «Джерс», сомнений нет никаких!
В том, что этот мужик готов всем сердцем биться за «Джерс», сомнений нет никаких!