Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Московское метро в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны метрополитен не переставал работать, каждый день он перевозил пассажиров. К 1941 было построено три ветки метро – Сокольническая, Арбатско-Покровская и Замоскворецкая, на которых работала 21 станция. Схема метро выглядела примерно так: Для сравнения – схема нынешнего метро, вот как оно изменилось за 90 лет: Одна из станций первой очереди – Кропоткинская, она была построена в 1935 и до 1957 называлась «Дворец Советов». Затем было принято окончательное решение не строить сталинскую высотку и станция метробыла переименована в Кропоткинскую. Архитекторы А.Н. Душкин и Я.Г. Лихтенберг при проектировании вестибюля вдохновились образом египетского храма Амона в Карнаке: Два ряда расширяющихся вверх десятигранных мраморных колонн заканчиваются светящимися чашами, плавно переходящими в своды в виде пятиконечных звёзд. Казалось бы, так просто, но очень красиво: В дни войны строительство новых станций и новых путей продолжалось. В 1943 под Москвой-рекой проклады

В годы Великой Отечественной войны метрополитен не переставал работать, каждый день он перевозил пассажиров. К 1941 было построено три ветки метро – Сокольническая, Арбатско-Покровская и Замоскворецкая, на которых работала 21 станция. Схема метро выглядела примерно так:

Для сравнения – схема нынешнего метро, вот как оно изменилось за 90 лет:

-2

Одна из станций первой очереди – Кропоткинская, она была построена в 1935 и до 1957 называлась «Дворец Советов». Затем было принято окончательное решение не строить сталинскую высотку и станция метробыла переименована в Кропоткинскую.

Архитекторы А.Н. Душкин и Я.Г. Лихтенберг при проектировании вестибюля вдохновились образом египетского храма Амона в Карнаке:

Два ряда расширяющихся вверх десятигранных мраморных колонн заканчиваются светящимися чашами, плавно переходящими в своды в виде пятиконечных звёзд. Казалось бы, так просто, но очень красиво:

-5

В дни войны строительство новых станций и новых путей продолжалось. В 1943 под Москвой-рекой прокладывают тоннель от Театральной до Автозаводской, в 1944 – от «Курской» до «Измайловской». В годы войны началось строительство и кольцевой линии.

На семи станциях установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».

Мужчины, работавшие в метро, уходили на фронт, их постепенно стали заменять женщины. Первый «женский поезд», которым управляли женщины-машинисты, пошёл 8 марта 1942.

Единственным днём за всю войну, когда метро открылось не вовремя, стало 16 октября 1941. В эти дни шла битва за Москву. За день до этого советское руководство приняло решение уничтожить метрополитен, чтобы не сдавать его врагу, а вагоны и оборудование эвакуировать в тыл. В ночь с 15 на 16 октября готовились к затоплению станций, начали рубить электрические кабели и демонтировать эскалаторы. Однако, оценив разрушительные последствия такого решения, Правительство наутро его отменило, и в 18:45 движение поездов в метро возобновилось.

Днём метрополитен перевозил пассажиров, работал до 22 часов, а ночью превращался в бомбоубежища. Как только объявлялась воздушная тревога, поезда немедленно останавливались и сотрудники метрополитена готовились к приёму граждан. Самые страшные бомбардировки были в октябре и ноябре 1941. В это время движение поездов прекращалось в 17-19 часов. Москвичи размещались на ночлег в вагонах, на станциях и в тоннелях.

Станция метро Маяковская, 1941 год:

Станция метро Маяковская, 1941 год.
Станция метро Маяковская, 1941 год.

Последний снаряд упал на Москву в июне 1943, но метрополитен сохранял свой статус бомбоубежища до самого конца войны. Причём он не просто укрывал москвичей от бомбёжек. Здесь кипела жизнь, имелось всё самое необходимое. Работали парикмахерские, магазины, библиотеки. Например, в ноябре 1941 на Курской устроили филиал исторической библиотеки. На платформах были установлены питьевые фонтаны и водопроводные краны, а также оборудованы туалеты.

Поначалу люди жаловались на духоту. Была усилена вентиляция и организована постоянная подача воздуха, а также приходилось постоянно откачивать воду.

На всякий случай было предусмотрено резервное электропитание и освещение.

В перерывах между налётами в метро показывали кино и устраивали концерты. Для детей были организованы детские комнаты, где с ребятами играли и проводили уроки и различные занятия, для взрослых – концерты, лекции, а также проводились партсобрания.

В метро оказывали медицинскую помощь и даже принимали роды: более 200 маленьких москвичей родилось в метро за годы войны. На станциях постоянно дежурили врачи. Детям по вечерам раздавали молоко и белый хлеб.

Милицейские посты следили за порядком.

На станциях стояли тысячи лежаков и детских кроватей, постельное бельё люди приносили с собой. В вагонах поездов ночевали женщины с маленькими детьми.

В общем, метро в годы войны было для москвичей вторым домом.