Вархаммер – это очень сложная и обширная вселенная с "бэкграундом", создававшимся на протяжении почти сорока лет. Огромное количество книг, игр, кодексов к настольным играм и медленно приближающаяся киноадаптация, несут море различной информации об этом мире. Такой грандиозный объём имеет свои недостатки, в виде различных несостыковок между произведениями, а также трудностью с датировкой событий и других аспектов. Также постоянно растущее число фанатов приводит к увеличению количества точек зрения и многочисленным заблуждениям или неверным толкованиям фактов. Иногда (часто) этому способствуют авторы, которые в своих художественных произведениях искусственно преувеличивают некоторые события для создания необходимой атмосферы, а эти события затем ошибочно считают за повсеместные явления. О таких фактах сегодня и пойдёт речь. Все они расположены не по степени значимости, а в произвольном порядке.
Имперский лазган — слабое и плохое оружие.
Одним из символов Warhammer часто называют болтер. Это излюбленное оружие космодесанта, оно красуется почти на всех артах, где изображают Астартес. И действительно болтеры являются популярным и мощным реактивным оружием, зачастую имеющим священный статус. Но есть оружие, претендующие на не менее символический образ – это лазган. Он основа экипировки Имперской Гвардии и Сил Планетарной Обороны. Почему-то у многих людей интересующихся "Вархаммером" сложился образ лазгана, как какого-то слабого и неэффективного вооружения. Это в корне не верно. Чтобы перечислить все его достоинства, потребуется написать отдельную статью, и речь не только о простоте производства и эксплуатации. Лазган крайне эффективен на полях сражений. Даже если не обращать внимание на огромное количество различных модификаций, а разобрать стандартный пехотный лазган. Это то самое оружие, которое позволяет Империуму человечества противостоять многочисленным врагам, а Гвардии держать линию фронта и наступать на противника. Кажущая слабость лазгана обусловлена лишь мощью некоторых врагов. Конечно из лазгана не получится завалить демон-принца Хаоса или уничтожить Астартес предателей в полной терминаторской броне, прикрытой щитами. Но при должной плотности огня может подпалить даже их, а одного меткого выстрела в неприкрытую голову космодесантника, достаточно для его ликвидации. Лазган — это один из столпов Империума.
Империум не изобретает.
Еще одно заблуждение касается технологической деградации человечества во вселенной Warhammer. Здесь нужно понимать, как я уже писал ранее, то, что населенные людьми планеты очень разные. На орбите одной могут собирать космические корабли, а на другой ходить на охоту с луком и копьём. Да, действительно, если усреднить и сравнить Империум тридцатого (времена Великого Крестового похода) и сорокового тысячелетия, то очевиден будет тот факт, что общий уровень технологий спустя десять тысяч лет стал гораздо ниже. Отчасти в результате Великой Ереси, разрушительной гражданской войны, отчасти в результате очень консервативной политики верховной власти – Высших Лордов, Адептус Механикус и Адептус Терра. Их приверженность к традициям, многочисленные запреты на технологии и ограничение доступа к некоторым знаниям отчасти обусловлено внешним влиянием. И боги Хаоса, и многочисленные цивилизации ксеносов с удовольствием используют стремление человечества к познанию в своих целях, что приводит к подрыву самих устоев Империума. Однако всё это вовсе не означает, что люди в сороковом тысячелетии работают только на поддержание старых технологий и не создают ничего нового. Это скорее попытка ограничить опасные знания для неподготовленных умов. При этом ученые Инквизиции и тех же Механикус ведут научные изыскания, открывают новые технологии, и не только в военной сфере. Хотя очень часто такие исследования приводят к большим проблемам...
Великий крестовый поход вели только легионы Астартес под руководством примархов.
Раньше информации о временах, когда Император и примархи покоряли галактику, было очень мало. Это было, так называемое время мифов и легенд, когда "боги" ходили среди людей и указывали путь вперёд. Но затем у студии GW возникла идея рассказать историю об этих легендарных временах. Так появился межавторский цикл книг – Ересь Хоруса. Но хотя писались книги разными авторами, их объединяет одно – концентрация внимания именно на Астартес и их генетических отцах-примархах, а о деяниях простых людей рассказывается гораздо меньше. Это легко понять, ведь именно космодесантники были главными действующими лицами тех событий, но отнюдь не единственными. Когда Император начал свой поход к звёздам, его целью, в том числе, было объединение всего человечества. Но масштаб задачи был таков, что даже всех двадцати легионов просто физически не хватило бы. Сложно оценить численность Астартес в М30, так как она зависела от конкретного легиона, но по моим подсчётам в общем было что-то около 2,5-3 млн космодесантников. В масштабах покорения галактики это ничтожно мало. Её завоеванием занимались не только генетически улучшенные солдаты, а военное образование, называемое Имперской Армией или Эксцертус Империалис, на высоком готике. Также существовали отдельные формирования Механикус в виде экспедиционных флотилий. Конечно основную роль всё же сыграли Адептус Астартес, но без простых солдат и пилотов, которые не только удерживали завоёванное, но и помогали при штурмах, они бы не справились.
Имперская Гвардия – плохие солдаты и берут только числом.
Я не устану обсуждать ситуацию с Имперской Гвардией, которую многие считают обычным пушечным мясом, забрасывающих врагов миллиардами трупов. По сути, в этих обстоятельствах ИГ путают с СПО (силами планетарной обороны), которым действительно зачастую не хватает снаряжения и подготовки. Хотя и не всегда, те же знаменитые кадианские штурмовые полки Имперской гвардии вербовались из СПО Кадии. Гвардия — это элита, обученная противостоять практически любому врагу. И мнимая их слабость объясняется лишь исключительной силой противостоящих им сил, вроде армий демонов или бесчисленных роёв тиранидов. Когда тебе противостоит демон — материальный лишь отчасти; магия варпа; эльдар, тысячелетиями изучающий воинское искусство, или орк, превосходящий тебя весом и размером раза этак в три, — то да, победить тяжело. Но Имперская Гвардия берет умением. Фланговые удары, эшелонированная оборона, стремительные прорывы легкой и тяжелой техники, поддержка авиации и грамотное расположение артиллерии – вот как воюет Гвардия. Потери бывают большие, да, но опять же, это объясняется тем, что среднестатистический человек гораздо слабее среднестатистического орка или эльдара, а не тем, что врагов просто забрасывают "мясом". Боец Имперской Гвардии – профессионал своего дела. Он обучен, хорошо экипирован и готов противостоять врагам Императора на пределе своих смертных сил.
Галактика контролируется Империумом человечества.
Здесь разочарование ждёт тех, кто думает, что Империум – это держава, захватившая всю галактику, кроме самых её окраин. Во-первых это не привычное нам государство, с единой территорией, а скорее — общая сеть разрозненных миров. Но даже до Великого Разлома, даже во времена Великого Крестового похода, когда империя людей была на пике, по объему контролируемого пространства это была лишь небольшая часть от остального Млечного Пути. На самом деле, большая часть галактики неисследована человечеством даже в 42-м тысячелетии. Это, не говоря еще о многочисленных империях ксеносов! В галактике есть целые сектора под властью орков, эльдаров, некронов и др. В последнее время набирающая обороты Империя Тау всё больше на слуху, но на самом деле, сопоставимых с ней по размерам государственных образований ксеносов еще немало, и о многих из них человечество попросту не знает. К тому же, есть нейтральные человеческие миры, неподвластные Терре. Да, Империум крупнейшее государство и по территории, и по населению (конечно орки с этим поспорят, но их общество очень раздробленное, а тираниды вообще не отсюда), но далеко не единственное.
Боги хаоса старше галактики.
Этот факт уже посложнее, но я попробую объяснить в чём тут не правда. Для начала, даже если взять нашу современную физику, а точнее квантовую физику, то мы до сих пор не знаем, что, собственно, вообще такое время. Мы знаем, что оно как-то связанно с пространством, и в целом относительно. Время искажается гравитацией и его течение зависит от скорости объекта. В Warhammer всё еще сложнее, из-за огромных расстояний и использования варпа, как способа перемещения. Путешествия во времени — как назад, так и вперёд — хотя и не являются обыденностью, но достаточно распространённое явление. В книгах также можно найти много противоречащих фактов. В одной может быть сказано, что боги Хаоса существовали всегда, а в другой что были времена, когда Великой Четвёрки еще не было. Дело в том, что в варпе время или вообще не существует, или оно не идёт линейным ходом. События там не имеют причинно-следственной связи и "парадокс убитого дедушки" там легко может быть воспроизведён, причем с разными результатами. Даже обычные корабли, погружаясь в варп, могут провести там сотни лет, когда в реальности пройдёт всего год, или наоборот. Получается, если ситуацию рассмотреть со стороны имматериума, то боги Хаоса действительно существуют в нём бесконечно долго, так как времени там прошло гораздо больше чем существуют галактики, и возможно даже сама Вселенная. Но люди существа материальные, и в их восприятии, Слаанеш родился в начале тридцатого тысячелетия, а некроны помнят времена, когда никаких богов Хаоса не было.
Конечно это лишь несколько фактов из большого списка, но статья получилась достаточно крупной, поэтому остальные будут во второй части, если она окажется для вас интересной. Буду рад любым вашим комментариям — я стараюсь отвечать на все. Также большое спасибо всем поддержавшим, ваши донатные сообщения всегда очень приятны.
P.S. Для более живого обсуждения приглашаю всех желающих на свои стримы. На них будем обсуждать лор таких вселенных, как: Warcraft, Warhammer, Mass Effect, Half-Life, Starcraft и другие. Начну с "Варкрафта", где буду качать перса и параллельно рассказывать о истории этого мира, интересные факты о фракциях, локациях и т.д. Там же вы сможете задать любые интересующие вас вопросы, на которые я постараюсь дать содержательный ответ. Начало в среду (25.06) в 18:30 по мск.
P.S. 2 для арабских шейхов. Вы можете поддержать автора на любую сумму, а также предложить интересующую вас тему для следующей статьи по ссылке: https://www.donationalerts.com/r/gameworldsmax