Учёная, педагог, государственный деятель и просветительница. Это женщина, которой спустя почти три века нельзя не восхищаться:
«Она учит каменщиков класть стены, помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет музыку, пишет статьи для печати, знает до конца церковный чин и поправляет священника, если он не так молится, знает до конца театр и поправляет своих домашних актёров, когда они сбиваются с роли; она доктор, аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья, законник. Она родилась быть министром или полководцем, её место во главе государства», – так описала Екатерину Воронцову-Дашкову её подруга из Ирландии Кэтрин Уилмот.
Родилась Екатерина 28 марта 1743 года в Санкт-Петербурге в семье графа Романа Воронцова и Марфы Сурминой, которая происходила из из богатой купеческой семьи и была подругой императрицы Елизаветы Петровны. Так что не удивительно, что крестными девочки стали сама императрица Елизавета и князь Пётр Федорович, будущий император Пётр III.
Мама умерла, когда дочери было два года. Отец не смог отказаться от прелестей светской жизни, поэтому с четырёх лет дочку забрал к себе дядя - вице-канцлер Российской империи Михаил Воронцов.
В своих воспоминаниях Екатерина Романовна писала, что он не жалел денег на учителей и вместе с двоюродной сестрой они получили превосходное образование: «Мы говорили на четырёх языках, и в особенности владели отлично французским; хорошо танцевали и умели рисовать; у нас были изысканные и любезные манеры, и потому немудрено было, что мы слыли за отлично воспитанных девиц».
К несчастью, в 14 лет Екатерина заболела корью, и её отправили в деревню. В загородном имении дяди была огромная библиотека. Там девушка зачитывалась трудами Вольтера, Монтескьё, Гельвеция, Бейля и Буало. О её любви к чтению узнал политик и фаворит императрицы – генерал-адъютант Иван Шувалов и стал посылать ей литературные новинки. К 15 годам личная библиотека тогда ещё юной Катеньки Воронцовой включала в себя более 900 томов.
Замужество
Со своим будущим мужем Екатерина Романовна познакомилась буквально на улице. Поздним летним вечером она возвращалась от Квашниных-Самариных и увидела «высокую фигуру, вынырнувшую из другой улицы». Этой фигурой был поручик Преображенского полка князь Михаил Дашков.
«Воображение моё под влиянием лунного света превратило это явление во что-то колоссальное», – писала Дашкова.
Есть легенда, что Катенька буквально женила на себе блестящего молодого офицера. Стоило Михаилу рассыпаться в нескольких комплиментах молоденькой графине, как та не растерялась, тут же позвала дядюшку-канцлера и объявила: «Дядюшка, князь делает мне честь и просит моей руки!..»
Они поженились в 1759 году, после чего переехали в Москву. Мужа своего Екатерина обожала просто до самозабвения. Был случай, когда слегка приболевший Михаил решил не ехать домой, где жена должна была вот-вот родить, и остался ночевать у тетки. Узнав об этом, Екатерина, забыв о собственных предродовых страданиях, помчалась к нему, и даже смогла самостоятельно подняться по лестнице. Через час после этой встречи с мужем, она уже стала матерью дочери Анастасии.
Затем родились сыновья Михаил и Павел, но Миша умер еще младенцем.
Две Екатерины
В доме канцлера Воронцова часто бывали писатели, политики и дипломаты. Здесь же Дашкова познакомилась и с княгиней Екатериной Алексеевной, впоследствии ставшей императрицей Екатериной II. Современники вспоминали, что будто бы будущая императрица уронила веер, а Дашкова его подняла. Ее представили гостье как «молодую девушку, которая проводит почти всё время за учением». Дружба зародилась благодаря чтению, и впечатлённая графиня «навсегда отдала своё сердце» новой знакомой.
Елизавета Петровна дряхлела на глазах, а законный наследник – Петр Федорович (будущий Петр III) был глуп, неврастеничен, ненавидел все русское и преклонялся перед королем Пруссии.
В случае его прихода к власти, над Екатериной Алексеевной нависла вполне реальная угроза окончить свои дни в каком-нибудь отдаленном монастыре, поскольку Петр Федорович не скрывал своего намерения жениться на своей фаворитке Елизавете Воронцовой – родной сестре Екатерины Дашковой.
Однако, Екатерина Алексеевна не собиралась ждать, пока ее отправят в ссылку, а активно готовилась свергнуть нелюбимого мужа и самой взойти на престол.
И самое деятельное участие в готовящемся перевороте принимала Екатерина Дашкова, привлекая на сторону своей старшей подруги самых влиятельных персон. 28 июля 1762 года переворот состоялся, и Екатерина Алексеевна взошла на трон под именем Екатерины II.
Императрица наградила соратницу орденом Святой Екатерины, присвоила ей титул статс-дамы и вручила 24 тысячи рублей.
Однако, скоро между ними произошел конфликт. Каждая из двух Екатерин весь успех свершившегося переворота приписывала себе: Дашкова считала, что именно ее организаторские способности привели Екатерину II на трон, в то время, как Екатерине II не нравилось утверждение, что она всем обязана 19-летней девчонке.
В довершение этого, Дашковой не понравился фаворит Екатерины II - Григорий Орлов, из-за чего она попала в немилость и была отправлена в своё калужское имение Троицкое.
1764 году Екатерину Дашкову постиг новый удар — от ангины скончался любимый муж Михаил Дашков, оставив вдове огромные долги и расстроенное хозяйство. Так что Дашковой с двумя детьми на руках пришлось уехать к себе в деревню.
В 1769 году при сохранявшемся отчуждении между двумя Екатеринами Дашкова получила разрешение на выезд за границу, чтобы дать образование сыну Павлу и дочери Анастасии. Так началось её трёхлетнее путешествие по странам Европы, в ходе которого она познакомила с Дени Дидро, Адамом Смитом, Вольтером, книги которого прочла ещё в детстве.
Все они отмечали глубокие знания и необычайный ум княгини Дашковой, а также её чрезвычайно одобрительные отзывы о Екатерине II.
Эти отзывы со временем помогут самой Дашковой — императрица, состоявшая в переписке с теми же Вольтером и Дидро, осталась довольной тем, что бывшая подруга выступает в Европе как её собственный «агент влияния».
В 1775 году Дашкова предприняла второе путешествие в Европу, которое продлилось целых 7 лет. Главной его целью было обучение сына в Эдинбургском университете. В эту поездку Дашкова продолжила общение с лучшими научными умами Европы, что впоследствии помогло ей в годы работы директором Академии наук
Вернувшись в Северную столицу, Дашкова напишет очерк «Путешествие одной российской знатной госпожи по некоторым английским провинциям». Вскоре происходит воссоединение двух подруг, императрицы и княгини, Екатерины и Екатерины.
Во главе Академии наук
В Европе Екатерину Дашкову знали как самую образованную женщину Российской империи. Екатерина II решила поддержать марку своей бывшей подруги, и по ее возвращению в Россию 24 января 1783 года Екатерина II назначила её на пост президента Петербургской академии наук.
«И если бы я упала прямо с облаков, то менее удивилась бы, чем в ту минуту: императрица предложила мне место директора Академии искусств и наук», – рассказывала Дашкова.
Хозяйство Дашковой досталось весьма запущенное, однако, она энергично взялась разгребать «Авгиевы конюшни» Академии.
За 12 лет своего президентства Екатерина Романовна восстановила академическое хозяйство, построила новое здание, восстановила деятельность типографии.
Была также налажена просветительская деятельность Академии: Дашкова добилась, чтобы при Академии были открыты публичные чтения общедоступных курсов и видные учёные стали читать лекции по основным отраслям естественных и точных наук.
По её инициативе были изданы собрание сочинений Михаила Ломоносова и первый толковый словарь русского языка, составлены карты губернских столиц, появились переводы лучших зарубежных произведений. Екатерина Романовна также распорядилась, чтобы учёные академии не сообщали о результатах своих исследований за границу, пока они не будут опубликованы в России, тем самым укрепляя престиж России как государства.
Благодаря Дашковой 21 октября 1783 года в Петербурге была основана Российская академия для изучения русского языка и словесности. Княгиня стала её президентом.
Главным трудом, созданным под руководством Дашковой, стал «Словарь Академии Российской, словопроизводным порядком расположенный» — первый толковый словарь русского языка. На его создание ушло шесть лет.
Дашкова учредила при Российской Академии целый департамент переводчиков, которые переводили на русский язык лучшие произведения мировой литературы. Также по инициативе Екатерины Малой, как называли Дашкову в России, был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», к работе в котором привлекли лучших русских литераторов той эпохи, таких как Денис Фонвизин и Гавриил Державин. Дашкова и сама активно трудилась в качестве переводчика.
Кстати, буква «ё» появилась в русском языке тоже благодаря Екатерине Дашковой. Литеру полюбил русский историк Николай Карамзин и стал активно её использовать. Таким образом «йэлка» превратилась в привычную нам "ёлку".
В истинном раю
Отношения Дашковой с императрицей снова ухудшились из-за публикации княгиней поэмы Якова Княжнина «Вадим Новгородский», повествующей о восстании против князя Рюрика.
Екатерина попросила у тезки отпуск на два года для «поправления здоровья» и уехала в Троицкое.
Вскоре, в 1795 году, умирает Екатерина Великая, а престол переходит к её сыну Павлу I. Чтобы отомстить за свержение своего отца Петра III, он отстраняет Дашкову от всех должностей и ссылает в Коротово недалеко от Череповца. Правда, вскоре император разрешает ей вернуться в Калужскую губернию.
Екатерина называла свое имение в Троицком «истинным раем». В нём она написала мемуары «Записки княгини Дашковой, урожденной Воронцовой», возвела четыре дома, несколько хозпостроек, создала крепостной театр, сама писала для него пьесы. Поместье помимо реки Протвы окружали оранжереи и цветники, парк и сад в английском стиле. Многое здесь было создано её руками. Она пожелала быть похороненной именно в Троицком, которое так любила
Император Александр I, сменивший на престоле Павла I, предложил Екатерине Романовне вновь возглавить Академию наук, но она предпочла завершить свою государственную деятельность и провести последние годы жизни в дорогом сердцу имении.
«В заключение я могу сказать со спокойной совестью, что сделала всё добро, какое было в моей власти, и никогда никому не сделала зла; я отомстила забвением и презрением за несправедливости, интриги и клеветы, направленные против меня; я исполнила свой долг по мере сил и понимания; с чистым сердцем и честными намерениями я вынесла много жгучего горя, которое вследствие моей слишком большой чувствительности свело бы меня в могилу, если бы меня не поддерживала моя совесть, свидетельствовавшая о чистоте моей жизни; я без страха и тревоги, бестрепетно и спокойно смотрю в глаза приближающейся смерти», – писала Дашкова в мемуарах.
Умерла Дашкова 16 января 1810 года в Москве. Похоронена она была, как и хотела, в своем любимом селе Троицкое на Калужской земле. Сегодня от ансамбля поместья сохранились каменные ворота, руины её театра, флигель и сам храм.
Место захоронения Дашковой в храме Св.Живоначальной Троицы было восстановлено спустя 200 лет забвения.
В настоящее время в селе Троицкое проводятся "Дашковские чтения", посвященные ее литературному наследию:
А также фестивали памяти Дашковой в селе Троицкое "Княгиня северной весны":
А в Санкт-Петербурге на площади Островского стоит величественный памятник Екатерине Великой.
А чуть ниже, у ее ног – расположились ее не менее знаменитые сподвижники, те, кто служил на благо России и кому она так или иначе была обязана своим величием. Среди них:
Фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский,
Государственный деятель Григорий Потёмкин,
Полководец Александр Суворов,
Поэт Гавриил Державин,
Князь Александр Безбородко,
Президент Академии художеств Иван Бецкой,
Полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов
Государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский.
И единственная женщина среди них - Екатерина Романовна Дашкова:
Любите страну!