В части 1 и 2 я рассказала, что такое дешевый принт и чем он отличается от принта дорогого, а также на примере горошка почему конкретный вид принта не может быть устаревшим.
Но есть и другая проблема. Принты могут ощущаться дешевыми не только из-за ассоциаций с другой эпохой, но и из-за своих объективных характеристик - качества композиции.
Наверняка, все видели тьюториалы про то, как лучше выставлять кадр (кто не видел, посмотрите). Если вкратце, то "хорошая" композиция отличается от "плохой" лишь тем, что она работает дольше - она привлекает внимание и удерживает его дольше. Обе птички красивые. Но на отцентрированную птичку глянул и забыл, а птичку, которой дали пространство вокруг, можно повесить на стенку и любоваться:
Те же самые принципы применимы не только к фотографиям. Какой-то принт быстро схватывается и потому замыливается, а какой-то остается долгоиграющим.
Однако никакая композиция не может работать бесконечно, даже Мона Лиза из-за своей растиражированности превратилась в визуальный шум. Принты же в силу промышленных масштабов замыливаются куда быстрее. То есть любой объективно интересный принт (например, анималика в силу натуральности своих линий) со временем станет визуальным шумом, и "леопард", который при покупке смотрелся свежо, завтра станет унылым.
Все это значит, что, выбирая принт, необходимо оценивать не только общее впечатление сейчас ("старо-ново"), но и прикинуть, сколько этот принт продержится, избегая узнаваемости. А для этого надо тренировать насмотренность.
Примеры я постаралась подобрать на WB более-менее близкие по крою и цвету. Эти сравнения не являются какими-то универсалиями, а призваны лишь научить обращать внимание на эти нюансы. Особенно полезно это будет тем, кто относится к шоппингу, как к пытке.
Оба платья казалось бы похожи:
Но второй принт более уязвим, чем первый. Он состоит из крупных единообразных элементов, и через неделю носки даже на Памеле Андерсон будет выглядеть скучно.
Оба платья используют три оттенка, однако второе платье менее разнообразно в игре с формой. Также второй принт выстраивает вертикаль с жесткой симметрией, первый же принт удачно эту вертикаль прячет.
Первый принт продержится дольше, чем второй и третий. Все три играют с размерностью текстур и форм, но второй и третий более контрастные и от них глаз устанет быстрее.
Первая блузка продержится дольше за счет меньшей контрастности элементов и большего количества цветов. Издалека или в сумраке она может показаться практически черной - крупные черные элементы разбиты дополнительным темным сине-зеленым, и для глаза такая чернота является более естественной. Вторая же блузка в любом освещении останется пестрой.
Эти красные блузки - хорошая иллюстрация того, что многоцветие не всегда хорошо. Второй принт создает интерес за счет розовых вкраплений. Первый же принт, хотя и имеет только красное и черное, эффективнее удерживает интерес за счет собирания крупных паттернов из мелких точек.
Обе блузки используют только два цвета, но первая выигрывает, потому что добавляет вертикальную динамику (снизу пятна будто бы истончаются и вытягиваются). Помимо этого первый принт играет с линией - пятна будто бы разлохмаченные, зазубренные, а во второй блузке это скорее плотные кляксы.
Обе блузки близкие по контрастности, но первый принт выигрывает за счет неправильной формы паттерна. Глазу легче схватить и запомнить правильные пятна на втором принте, чем разбитые текстуры первого.
Здесь еще стоит добавить такую штуку, как визуальный вес. На анималике удобных примеров мне найти не удалось, поэтому на цветочках:
Первый принт - тяжелый, поскольку в нем сразу 4 цвета и контрастные крупные формы. Принты 2-3-4 однородны, почти однотонные, и потому изделие выглядит легче.
Тяжелый принт, как и тяжелая ткань, всегда выглядят интереснее. Однако плохой тяжелый принт создает обратный эффект, и готовое изделие будет выглядеть, как с рынка. По сравнению с ним неконтрастный легкий принт будет держаться дольше, потому что с принтами, как с солью, лучше недо-, чем пере-
Обычно дизайнеры решают проблему баланса тяжелой композиции тем, что дробят контрастный элемент, разбавляют его чем-то: была большая четкая клякса - стала размазанная, была четкая вертикальная линия - стала кривая.
Здесь же дизайнер не стал дробить контрастный элемент (белые листики), а разбавил контрастность фона: создал темный фон из комбинации черного, темно-синего и темно-зеленого - как с пиксельным изображением на экране. За счет этого глаз не может ухватить, что именно изображено, и визуальный интерес сохраняется дольше.
Это именно тот род композиционных задач, который может решить только профессиональный художник, потому что измени насыщенность зеленого или синего - и композиция полетит и платье превратится просто в пестрое.
Еще один свежий пример дорогого принта:
Эти принты выигрывают за счет органичного включения в композицию динамики - мелкие точки и штрихи как бы живут своей жизнью, и если этот паттерн не станет чересчур уж популярным, то это платье не завянет годами.
Ну и на закуску предсказание. В моде из анималики уже был леопард, зебра, змея, в этом году в моду входит коровий принт. Вангую, что через пару лет в моду войдет куриный принт. Потому что это просто преступление, что до сих пор такая красота зазря пропадает: