Инквизиция — это исторический институт, который существовал, главным образом, в средние века и раннем новом времени. Он был учреждён католической церковью с целью борьбы с ересью и поддержания религиозной чистоты. Инквизиция известна своими методами допроса, в том числе применением пыток, а также судебными процессами, которые часто были несправедливыми и непрозрачными.
Инквизиция принимала разные формы в разных странах, с наиболее известными инквизиторскими трибуналами в Испании и Португалии. Она также играла важную роль в борьбе с протестантизмом во время Реформации.
Чтобы разобраться в сущности инквизиции, следует учитывать её основную цель — борьбу с ересью. Еретиком считался человек, который отрицал церковные догматы или открыто их оспаривал. К ереси относили такие явления, как колдовство, лжепророчество, знахарство и многобожие. Первая казнь ереси зафиксирована в 385 году, но массовая «охота на ведьм» началась лишь с XII веке. В средние века еретиками признавали не только тех, кто не исповедовал христианство, но и последователей любых других религий, отличных от католицизма, — это могли быть иудеи, мусульмане или буддисты. Важнейшими признаками ереси были сомнения в божественном происхождении Иисуса Христа, отвержение Святой Троицы и другие отклонения от основных догматов христианской веры.
Для борьбы с ересью и еретиками католическая церковь в 1215 году учредила специальное учреждение — Святую инквизицию. Это учреждение ознаменовало собой решимость полностью искоренить неверие и любые проявления антихристианства. История инквизиции тесно связана с Орденом Доминиканцев, основанным в Тулузе в 1214 году. Монахи-доминиканцы взяли на себя ответственность за защиту основ правоверия, поэтому именно им была доверена борьба с ересью. К 1221 году у доминиканцев насчитывалось 70 монастырей по всей Европе, а уже к середине XIII века их орден состоял более чем из 7000 монахов. Со временем их влияние стало распространяться по всему миру: в средние века у доминиканцев появились миссии в Америке и Ост-Индии, а первый доминиканский монастырь в Киеве был основан в 1233 году.
В первые века христианства ортодоксальные священники пытались переубеждать еретиков, разъясняя их заблуждения, и в случае упорства отлучали от церкви. Тем не менее, последний римский император Феодосий I Великий (347-395) стал прорабатывать политику укрепления христианской веры в империи и активно боролся с проявлениями язычества. Именно в его правление были зафиксированы первые публичные казни еретиков.
К XI веку христианские епископы вместо отлучения начали применять практику сожжения еретиков на костре — аутодафе. Вскоре по всей средневековой Европе загорелись костры, начавшись эпоха физического уничтожения противников христианской веры. Важно отметить, что обвинения в ереси нередко использовались для личных расправ и решения других конфликтов.
Фридрих I Барбаросса, император Священной Римской империи с 1155 года и организатор крестовых походов в Святую Землю, потребовал от папы Луция III (1110-1185) создать систему выявления религиозных преступлений. В ответ на это папа обязывал всех епископов, прибывающих на новое место, находить верных людей, которые бы сообщали священникам о таких преступлениях. В 1215 году папа Иннокентий III учредил специальный церковный суд, известный как «Инквизиция», которому было поручено расследовать подобные преступления и наказывать виновных. На протяжении длительного времени существовало мнение, что инквизиторы сами осуществляли казни. Однако это было не так: осуждённые передавались под ответственность местных гражданских властей, которые затем исполняли наказание под контролем представителя Святой инквизиции.
Влияние инквизиции охватывало всю Европу, но особенно сильным оно было в католических странах, таких как Испания, Италия и Португалия. В то же время в Германии, некоторых независимых итальянских городах и на славянских территориях успехи инквизиторов были весьма скромными. В 1229 году папа Григорий IX основал Трибунал Священной инквизиции с задачей выявления, наказания и предотвращения ереси. Эта организация достигла своего расцвета в 1478 году, когда католические монархи Испании, Фердинанд и Изабелла, создали Трибунал Священной канцелярии инквизиции. В Испании разгар инквизиции пришёлся на XIV-XV века, когда она использовалась для преследования мавров и евреев. При этом часто происходило обвинение в ереси наиболее состоятельных представителей этих групп, что позволяло отнимать их имущество в пользу королевской казны. В 1542 году папа Павел III учредил Конгрегацию Священной инквизиции, которая стала управлять всеми инквизициями в христианском мире. В 1559 году был опубликован список запрещённых книг, которые инквизиция, как и еретиков, подвергала сожжению на кострах.
Инквизиция, изначально сосредоточенная на борьбе с ведьмами и колдунами, постепенно превратилась в мощный политический инструмент католической власти, объявляя ересью все проявления, угрожавшие христианским правителям. Суды инквизиции тщательно документировали свою деятельность, чтобы избежать обвинений в предвзятости и личной заинтересованности. Исследования показывают, что почти 90% дел заканчивались оправдательными приговорами, а судебные разбирательства могли длиться несколько лет. В качестве наказаний часто применялись физические наказания, отлучение от церкви, штрафы и конфискация имущества. Сжигались на кострах те, кто настаивал на своей ереси, а также все, кто попадался на подобном преступлении повторно.
Можно встретить статистику, согласно которой за 350 лет, с 1480 по 1830 годы, испанские инквизиторы рассмотрели около 150 000 дел по обвинению в ереси и вынесли 10 000 смертных приговоров, что составляет примерно 7% от общего числа дел. Большинство из них касались евреев и мавров, которые отказались отречься от веры своих предков. Инициатором преследования этих этнических групп был Томас Торквемада (1420-1498), великий инквизитор Испании. Благодаря его усилиям на костёр было отправлено 2200 еретиков, и имя Торквемады стало ассоциироваться с жестокостью Святой инквизиции. Инквизиторы Португалии за 250 лет рассмотрели всего 50 000 дел, однако почти 10% из них завершились смертными приговорами.
В 1486 году было издано самое известное пособие по демонологии и методам преследования колдунов под названием «Молот ведьм». На протяжении 150 лет эта книга переиздавалась более 40 раз. В ней указывались три причины, лежащие в основе колдовства: злой умысел ведьмы, помощь дьявола и попустительство Божье, рассматриваемое как наказание за грехи людей.
Интересно, что инквизиторам при использовании пыток для получения признаний в ереси было запрещено проливать кровь. Поэтому самыми распространёнными способами истязаний стали пытка водой, подвешивание на дыбе и растягивание на доске. Запрет на пролитие крови касался также и методов казни: считалось, что сожжение на костре или удушение не нарушает этого запрета.
Основываясь на мнениях историков церкви, инквизиция в средние века не преследовала людей за их научные взгляды, а действовала исключительно против ересей, которые рассматривались как отречение от ортодоксальных истин. Например, Джордано Бруно подвергся преследованию не за свою гелиоцентрическую теорию, а за то, что называл Иисуса фокусником и отрицал непорочное зачатие Девы Марии. Галилея заставили отречься не от его научных убеждений, а от утверждения, что Священное Писание не является единственным источником истины. Инквизиторы считали всех равными перед собой; они могли обвинить в ереси даже короля или кардинала, но судить таких высокопоставленных лиц мог только сам Папа Римский.
Существует распространённое заблуждение, что инквизиция существовала исключительно в Средние века. На самом деле последний человек, испанский школьный учитель Каэтано Антонио Риполь, был обвинён в ереси и казнён в 1826 году. Наполеон Бонапарт запретил инквизицию во Франции ещё в 1808 году, а в 1820-х годах инквизиция была упразднена в Испании и Португалии. В 1908 году папа Пий X изменил название инквизиции на «Священную Конгрегацию Священной канцелярии». Это событие считается концом традиционной инквизиции, просуществовавшей около 700 лет. В 2022 году конгрегация была упразднена, и теперь инквизиция называется «Дикастерия доктрины веры», и её задача заключается в наблюдении за ортодоксальностью и чистотой вероучения Римско-католической церкви.