Найти в Дзене

Психоакустика и эффект плацебо в звуке

Психоакустика — это ключ к пониманию того, почему работа со звуком представляет собой не только творческий и технический процесс, но и постоянную игру и взаимодействие с нашим собственным восприятием. Именно с психоакустикой связано то, как наша способность слышать и чувствовать звук, принимать решения при сведении и видеть общую картину микса зависит от самых обыденных факторов: выспались ли мы, голодны ли,
здоровы или нет. Но один из самых забавных моментов в сведении, напрямую связанных с психоакустикой, — крутить ручки плагина, явно слышать изменения в звучании, а потом обнаружить, что эффект был в байпасе. Как так получается, что иногда мы слышим то, чего на самом деле нет? Наш мозг легко поддаётся внушению. Если мы ожидаем услышать разницу и уверены в том, что она должна быть, — мы вполне можем её услышать, даже если в действительности её нет. Например, некоторые музыканты и звукорежиссёры утверждают, что слышат «сатурацию» в приборах, где её
нет, или жалуются, что цифровые экв
Оглавление

Психоакустика — это ключ к пониманию того, почему работа со звуком представляет собой не только творческий и технический процесс, но и постоянную игру и взаимодействие с нашим собственным восприятием. Именно с психоакустикой связано то, как наша способность слышать и чувствовать звук, принимать решения при сведении и видеть общую картину микса зависит от самых обыденных факторов: выспались ли мы, голодны ли,
здоровы или нет.

Но один из самых забавных моментов в сведении, напрямую связанных с психоакустикой, — крутить ручки плагина, явно слышать изменения в звучании, а потом обнаружить, что эффект был в байпасе. Как так получается, что иногда мы слышим то, чего на самом деле нет?

Эффект плацебо в звуке

Наш мозг легко поддаётся внушению. Если мы ожидаем услышать разницу и уверены в том, что она должна быть, — мы вполне можем её услышать, даже если в действительности её нет. Например, некоторые музыканты и звукорежиссёры утверждают, что слышат «сатурацию» в приборах, где её
нет, или жалуются, что цифровые эквалайзеры, такие как
FabFilter Pro-Q4 и подобные, «портят» звук, даже если они просто добавлены в цепочку без включённых полос.

Этот феномен хорошо известен в психоакустике. Люди склонны интерпретировать звук через призму своих ожиданий. Например, если кто-то авторитетный для вас сказал, что определённый плагин «холодный», «цифровой» или максимально «магически-аналоговый», мозг начинает искать
подтверждение этому, даже если изменения в звуке субъективны.

Ситуация с байпасом — идеальный пример когнитивного искажения. Мы
крутим ручки на компрессоре или эквалайзере, слушаем, сравниваем и уверены, что слышим разницу. Но когда оказывается, что эффект был выключен, становится ясно: изменения были только в нашей голове. И это иногда немного пугает.

Отчасти это связано с тем, что внимание усиливает восприятие: если
сосредоточиться на определённой частоте или эффекте, мозг начинает
пытаться выделить то или иное изменение в звуке, даже если на деле
ничего не меняется. Так же и контекст играет ключевую роль в восприятии: когда нам известно, что используется, по заверениям разработчиков, «наиболее точная эмуляция винтажного лампового компрессора 1960-х», мы неосознанно приписываем звучанию «теплоту», даже если на самом деле в сигнал не вносится никаких изменений или прибор находится в байпасе.

Как избежать самообмана?

  1. Слепые тесты — сравнивайте плагины и приборы между собой, не зная, какой именно включён. Разумеется, на равной громкости.
  2. Перерывы в работе — крайне важный аспект. Уши устают, и после долгой работы восприятие искажается. На внимательности это тоже очень сильно сказывается.
  3. Объективные измерения — анализаторы, такие как Plugin Doctor или бесплатный Bertom EQ Curve Analyzer (правда, он показывает только изменения АЧХ и фазы), продемонстрируют всё, что происходит у плагина «под капотом»: изменения частотной и фазовой характеристик, поведение огибающих компрессора и гармонические искажения. Это поможет увидеть реальную картину изменений в звуке на графиках и не попадаться на уловки собственного восприятия.

Вывод из этого всего можно сделать следующий: психоакустика — очень
интересная и коварная вещь. Современные плагины с их «аналоговым»
интерфейсом, мигающими лампочками и прыгающими стрелочками играют на
наших ожиданиях не меньше, чем вносят изменения в звук. И даже большие
мастера звукозаписи иногда попадают в ловушки собственного восприятия.
История с байпасом — лишь верхушка этого психоакустического айсберга, от столкновения с которым не застрахованы ни одни уши на планете.

Это не значит, что нельзя доверять собственным ушам, но, понимая, как легко мозг поддаётся иллюзиям, в некоторых ситуациях бывает очень полезно соотнести слуховые ощущения с тем, что показывает анализатор.

Ну а для тех, кто хочет глубже изучить, что из себя представляет психоакустика, могу посоветовать замечательную книгу Ирины Алдошиной «Основы психоакустики». Книга относительно старая, но не менее полезная и актуальная по сей день. А ознакомиться с моей библиотекой книг по музыке, звукорежиссуре и другим смежным темам можно тут.

#сведение #мастеринг #сведениеимастеринг #звукорежиссура #музыка