Перед началом лекций по искусству в музыкальном театре Анны Волковой в Сочи, каждый слушатель берёт себе открытку с изображением картины художника вечера. Попавшая в руки картина работает как метафорическая карта. Ведь мы притягиваем к себе то изображение, которое отражает нас в настоящий момент. Впрочем любые изображения, картины, фотографии, мы пропускаем через свой опыт, настроение, условия, в которых находимся в момент созерцания. Например, интересным тестом является картина Густава Климта "Поцелуй". Будет ли поцелуй у женщины с мужчиной, изображенных на картине, зависит от того, что у вас в сердце сейчас.
С фильмами и книгами гораздо сложнее, потому что они объёмны, громоздки, переплетаются несколькими сюжетными линиями, идеями, концепциями. Тем интереснее рассматривать их, сопоставлять себя с героями или наоборот уходить в отрицание, ощущать весь спектр эмоций на протяжении повествования, отключать порой разум либо уходить в размышления об истории, даже спустя время после увиденного или прочитанного.
Вот и новый фильм "Граф Монте-Кристо" всколыхнул бурю эмоций у меня. В детстве я смотрела советскую экранизацию романа "Узник замка Ив" и от неё остались воспоминания "всё так и должно быть". Сейчас же на историю Эдмона Дантеса я смотрю совсем по-другому. Впрочем обо всём по порядку.
Месть тысячелетиями заложена в поведений людей и обществ. Правители с древних времён пытались регулировать месть, но большое количество споров решалось в поединке. Пару столетий назад поединки и дуэли запретили, а месть объявили варварством. Однако месть до сих пор побуждает людей к преступлениям, и как показывают исследования до 20% убийств связаны с местью.
Поэтому именно месть является одним из самых распространенных и драматических литературных сюжетов. Поводом для мести становятся: смерть отца ("Гамлет" У. Шекспир), предпочтение девушкой другого кавалера ("Герой нашего времени" Лермонтов), похищение и смерть девочки ("Убийство в "Восточном экспрессе" А. Кристи), издевательства одноклассников ("Кэрри" С. Кинг). Ну и одним из самых экранизируемых сюжетов о мести является конечно роман Александра Дюма "Граф Монте-Кристо".
Общество двойственно относится к понятию мести. Человек, который не мстит, может восприниматься слабым, а с другой стороны, некоторые воспринимают месть как агрессивный и неконструктивный способ поведения.
Если в момент нанесения обиды есть свидетели, то жертва скорее всего будет готова нанести ответный удар, чтобы сохранить собственное достоинство. Сам же человек наносящий удар в ответ обидчику, выглядит в глазах общества как человек, совершающий акт правосудия. Поэтому читатели и зрители, нередко становятся на сторону главных героев, преисполненных чувством мести и удовлетворения после наказания злодеев.
Эдмон Дантес, после несправедливого обвинения, стремится отомстить своим обидчикам, вынашивая хитросплетённый план. Эта месть переплетается с идеей нравственности, заставляя зрителя задуматься о моральных границах мести и настоящем значении справедливости.
В начале фильма нам показывают благородного юношу, полного надежд, он получает звание капитана и планирует жениться на прекрасной Мерседес. И в один миг это всё рушится. 14 лет Дантес находится в заключении и 9 лет он вынашивает план мести и ведёт подготовку к кульминации акта отмщения.
Зачастую месть — это попытка обрести контроль над собственной жизнью и обрести вновь равновесие, связанное с желанием вернуть всё на свои места. «Теперь я поступаю так, как с людьми не поступают!» - превращает уже обидчика в жертву, а мститель перестаёт быть пострадавшим и сам становится обидчиком. И тут таится самая большая опасность для мстителя — утратить пределы во мщении, не суметь вовремя остановиться и превратиться в чудовище, существенно более страшное, чем обидчик.
Что делает Дантес? Он не только вынашивает сам план мести, но и вовлекает в свою игру юные души, пострадавшие от его же обидчиков. Эдмон взращивает в себе и в них веру в справедливое божественное наказание. Ведь он и правда нарёк себя сыном Бога, имеющим право карать грешников. Сцена, когда его в мешке выбрасывают из крепости, имеет как раз символическое значение. Акт выбрасывания трупа, условная смерть Эдмона Дантеса и воскрешение в качестве графа Монте-Кристо.
Однако равноценная месть — почти недостижимый идеал и подходит только для самых грубых и ясных случаев (отобрать столько же еды, сколько отобрали у меня, нанести такую же рану и т.п.). Но даже в таких случаях легко перейти грань, ибо еда может оказаться последней, и обидчики умрут с голода, а дозировать физическое насилие всегда получается плохо из-за аффекта.
Впрочем жажда мести даёт лишь временное облегчение и со временем это превращается в замкнутый круг, в котором человек чувствует себя всё хуже. Это также объясняет, почему те, кто упорно жаждет мести, обычно не способны предсказать её разрушительные последствия. Зинедина Зидана, например, будут помнить в первую очередь за то, что он ударил головой Марко Матерацци в финале Чемпионата мира по футболу 2006 года. Итог финала все мы знаем.
В краткосрочной перспективе гнев усиливает удовольствие от мести. Она затрагивает участки мозга, связанные с вознаграждением, — те же зоны активизируются при употреблении запрещённых веществ. А гормоны, отвечающие за это ощущение, вызывают радость не только после совершения какого‑то действия, но и в процессе ожидания. Поэтому после краткосрочного наслаждения результатами мести человек может обнаружить, что ничего не стало «как прежде», а стало ещё хуже. Кроме того, в процессе мстительного поведения в организме вырабатывается большое количество кортизола. В долгосрочной перспективе это может привести, например, к депрессии и опустошению, что и произошло с героем фильма "Граф Монте-Кристо".
Дюма был талантлив в том, что по роману он расставил предупредительные сигналы: осторожно — мщение может зайти очень далеко и при этом могут пострадать невинные люди. Основная ошибка, казалось безупречного образчика ума и мужественности в том, что личностные характеристики кучки негодяев Дантес перенёс на всё человечество, полностью в нём разочаровавшись.
Отказ от мести может являться нравственным выбором или, например, нежеланием нести ещё большие потери. Интересно отметить, что способность фантазировать о мести имеет практически такой же результат, как и непосредственный акт мести. Фантазия о мести может расцениваться как один из способов самозащиты, так называемое действие без действия, которое помогает освободиться от агрессивных побуждений.
Но стоит отчетливо понимать, что отказ о мести не означает всепрощение. И невозможно абсолютно согласиться с психологическими принципами гуманистов и моралистов: мстить – плохо, хотеть мести – нехорошее чувство. Месть – это эмоциональная составляющая, на которой строится человеческое понятие о справедливости. Хотя прощение — это эффективный способ выйти из ситуации, когда хочется отомстить. По данным исследований, именно такой подход чаще демонстрирует улучшение психического здоровья в перспективе.
В отношении мести хорошо бы ответить себе или другому на следующие вопросы: Зачем мне месть? За что я мщу? Что будет с обидчиком, когда я отомщу, — в процессе, по окончании, через некоторое время? Что со мной будет, когда я отомщу, — в процессе, по окончании, через некоторое время, Что будет с миром вокруг — в процессе, по окончании, через некоторое время?
Монте-Кристо прекрасно понимает, что его невеста должна была жить дальше. Мстить женщине мужская этика ему не позволила. Интересно, что только в экранизации романа с Жаном Маре, герой предлагал своей возлюбленной Мерседес убежать с ним, наплевав на все условности.
Как выясняется, он не может найти в себе душевные силы отомстить и её сыну. Ведь где-то в глубине души, он всё равно остаётся тем, кто когда-то любил шестнадцатилетнюю рыбачку Мерседес. И этот психологический разворот совершенно точно выверен, как выверена и несостоявшаяся дуэль графа с Альбером де Морсером.
Отомстил ли граф своим обидчикам, погубившим его молодость? Да. Испытал ли удовлетворение от своей мести? Исходя из финала - нет, не испытал.
Впрочем в фильме финальные слова «Ждать и надеяться» отражают главный посыл произведения. Дантес понимает, что истинное счастье не в мести, а в умении прощать и двигаться вперёд. Эта философия находит отклик у меня, подчёркивая важность надежды и самой жизни, и приводит к моей любимой цитате Далай-ламы "Жить надо. Не важно что было. Жить надо!"
На итоговый вопрос "Стоит ли мстить, если этого требуют душа и сердце, а закон далеко не всегда гарантирует справедливое наказание для обидчиков?" У меня нет чёткого ответа, но как и с интерпретацией картины "Поцелуй" Климта, я верю, что несмотря на прошлое и настоящее людей, есть миг для поцелуя, любви и надежды на светлое будущее.
______________________________
Э.В. Колыванова, С.Н. Ениколопов. Месть: современный взгляд на историческую проблему // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2024. Т. 47, № 2.
М.Р. Миронова, Шишалова К.А. О работе с местью в психологическом консультировании // Психологическая газета. 2024