Немало написано стихов и прозы о военных. Все знают полковника, которому «никто не пишет», младшего лейтенанта, с которым «все хотят потанцевать», ну и, конечно, — батяню-комбата, который «сердце не прятал за спины ребят». В этом ряду не хватает есаула — ему тоже посвящено много произведений. Но сейчас мы поговорим именно о песнях, в которых он упоминается. Так каким человеком предстает в них наш герой?
А есаул догадлив был…
Начнем с одной из самых известных сегодня казачьих народных песен — «Ой, то не вечер…». В ней есаул выступает второстепенным персонажем, который помогает главному герою — простому казаку — разгадать его сон. Казаку приснилось, будто «налетели ветры злые» и «сорвали темну шапку» с его головы. Были в этом сне и другие дурные предзнаменования. Испугавшись, казак обратился за советом к есаулу. И вроде разгадывание чужих снов не входит в прямые обязанности нашего героя, но он не растерялся и тут же предсказал подчиненному: «Ой, пропадёт твоя буйна голова».
И здесь уже намечаются основные характеристики есаула: связь с потусторонним миром (в первую очередь — с миром снов и с миром мертвых), глубокий пессимизм и любовь к природе.
Не буди, атаман, ты судьбу свою…
Вспомним и популярную песню Розенбаума, которую не так давно перепела Пелагея, — «Есаул молоденький». В ней аккуратно повторены все мотивы из народной песни. Снова есаул выступает второстепенным персонажем, в то время как главным героем является атаман. По сюжету, «есаул молоденький» задремал «на роздыхе». А вот вам и сон! Только теперь его видит сам есаул. И о чем же этот сон? Снова, как и в «Ой, то не вечер…» перед нами разворачивается пейзаж, но в этот раз картины природы предсказывают не дурное, а доброе. Во сне есаул ностальгирует, «видит Дон», мать, братьев, сестру.
И вот неосмотрительный атаман хочет разбудить есаула, но исполнитель песни как бы сам его предупреждает, отговаривает от этого:
«Не буди, атаман, есаула верного,
Он от смерти тебя спас в лихом бою.
Да ещё сотню раз сбережёт, наверное,
Не буди, атаман, ты судьбу свою.»
И вот снова перед нами некое мрачное предсказание, предостережение, обещающее гибель («Не буди судьбу свою»). Но несмотря на проскакивающий пессимизм, у этой истории, похоже, хороший конец. Атаман так и не разбудил есаула и ему, в отличие от казака из предыдущей песни, смерть не грозит. Одно только тут странно. Мог ли есаул быть «молоденьким»? Ведь до чина есаула еще нужно дослужиться.
Что ж ты бросил коня?
В песне «Есаул» Газманова наш герой внезапно снова оказался на вторых ролях. Ведь в объективе истории не он сам, а его любимец-конь, который «дьявол и огонь, всегда готов был в бой» за своего хозяина. И чем же отплатил есаул своему другу? А есаул оставил и своего коня, и страну. И вновь перед нами печальная пессимистичная картина: «конь под седлом чужака» мучается:
«А теперь он спутанный стоит, занесенный хлыст над ним дрожит.
Разорвать ремни не хватает сил, конь мундштук железный закусил.»
И снова возникает желание провидеть будущее, только теперь об этом мечтает сам есаул:
«Если б знать, что в будущем нас ждет, знать, куда табун коней несет.
Времени хлысты подгоняют нас…»
Вновь особое внимание уделяется связи с природой. В данном случае природа предстает в образе доброго коня и, главное, — Родины.
Выводы:
Тема казачества вызывает сейчас все больший интерес. Во многом это связано с новой волной популярности произведений Шолохова — «Донских рассказов» и романа-эпопеи «Тихий Дон». Образ есаула и в наши дни проникнут тайной и тоской. И, скорее всего, это объясняется тем, что, в отличие от «холостого младшего лейтенанта» и др., есаул ассоциируется у нас именно с дореволюционной Россией, позапрошлой эпохой, которая у многих сегодня пробуждает чувство острой ностальгии.
А на этом пока всё. Спасибо за внимание!
___________________________________
Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал