Найти в Дзене
В сегодня лет

Резиденции Петра Великого в Санкт-Петербурге и история Зимнего дворца

Оглавление

Пётр I, основатель Санкт-Петербурга, на протяжении своего правления использовал несколько резиденций в новой столице, отражавших этапы градостроительного развития и эволюцию монаршего быта. Современный Зимний дворец, ставший символом императорской власти, был возведён уже после смерти царя-реформатора, но его история неразрывно связана с ранними дворцовыми постройками петровской эпохи.

Жилые пространства Петра I в Санкт-Петербурге

Домик Петра I (1703 г.)

Первым жилищем царя в новой столице стал деревянный дом на Петровской набережной, построенный за три дня в мае 1703 года[17][18]. Это скромное здание площадью 60 м², стилизованное под голландский образец, состояло из трёх комнат: кабинета, столовой и спальни. Стены обиты парусиной с «травным» узором, а кровля украшена мортирой и ядрами - символами воинского звания Петра[16][17]. Здесь царь проживал до 1708 года, наблюдая за строительством Петропавловской крепости. В 1723 году по проекту Д. Трезини дом защитили каменным футляром, сохранившимся до наших дней[16][17].

Летний дворец (1710–1714 гг.)

Каменная резиденция в Летнем саду, созданная Д. Трезини и А. Шлютером, стала первым полноценным дворцом Петра. Двухэтажное здание в стиле петровского барокко включало 14 комнат, разделённых между царём (первый этаж) и Екатериной I (второй этаж)[2][5][16]. Особенностью дворца стали барельефы на фасадах, аллегорически изображающие события Северной войны, и ветроуказатель с фигурой Георгия Победоносца[5]. Пётр проживал здесь каждое лето с 1712 по 1725 год, совмещая отдых с государственными делами в своём токарном кабинете, оборудованном станками и научными приборами[5][16].

Зимние дворцы Петра I

При жизни царя было построено четыре зимних резиденции, ни одна из которых не сохранилась:

  1. Зимний дворец на Троицкой площади(1708) - деревянное здание, где Пётр провёл первую зиму в Петербурге[18].
  2. Свадебные палаты (1711) - каменное строение на месте Эрмитажного театра, подаренное Петром Екатерине после их бракосочетания[10].
  3. Второй Зимний дворец (1716–1720) - проект Г. Маттарнови у Зимней канавки, где царь скончался в 1725 году[10][15].
  4. Третий Зимний дворец (1726–1727) - завершённый уже после смерти Петра для Екатерины I[10].

Пятый Зимний дворец: история строительства

Современное здание Зимнего дворца, шедевр елизаветинского барокко, возведено в 1754–1762 гг. архитектором Ф.Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны[10][20]. Грандиозное сооружение площадью 60 тыс. м² включало:

  • 1 500 помещений;
  • 117 лестниц;
  • 1 786 окон[10].

Строительство велось силами 4 000 рабочих, использовавших кирпич с заводов Канца и Старого Арсенал. Фасады украшены 176 скульптурными композициями, а интерьеры отделаны позолотой, мрамором и цветным стеклом[10]. Приёмка дворца состоялась 6 апреля 1762 года, но Елизавета не дожила до окончания работ - первым монархом, поселившимся в новой резиденции, стал Пётр III[10].

Архитектурные особенности:

  • Планировка: каре с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади[10].
  • Инженерные решения: система пневматического отопления Н. Аммосова (1840-е), электрическая станция (1885), лифтовая башня Н. Горностаева (1886)[10].
  • Символика: триумфальные арки главного входа аллегорически представляли «врата Российской империи»[10].

Заключение: наследие петровских резиденций

Места проживания Петра I демонстрируют эволюцию от практицизма ранних лет к репрезентативной роскоши поздних проектов. Если Домик Петра олицетворял аскетизм основателя города, то Зимний дворец Растрелли стал монументом имперского величия. При этом все постройки связаны единой градостроительной логикой: Домик (1703) и Летний дворец (1714) заложили ось вдоль Невы, завершённую Зимним дворцом (1762), который объединил ансамбль Дворцовой набережной[10][16].

История этих зданий отражает трансформацию Санкт-Петербурга из «окна в Европу» в столицу мировой империи. Современный облик города немыслим без петровских резиденций, ставших не только архитектурными доминантами, но и символами эпохальных изменений в русской истории.