Найти в Дзене

Малый Кисельный переулок, дом 5. Литография братьев Морозовых.

Малый Кисельный переулок дом 5. Огромный 4-хэтажный доходный дом, занимающий почти всю нечетную сторону переулка. Сегодня в нем находиться Прокуратура Московской области. А построили этот дом в 1868 году московские купцы братья Андрей и Федор Васильевичи Морозовы. Братья Морозовы были государственными крестьянами Тверской губернии Калязинского уезда Семендяевской волости небольшой деревни Запрудье. В Москву Андрей и Федор перебрались в середине 1840-х годов и вместе с земляками поселились в доме дьяка Никольской Церкви в Котельниках Ивана Андреевича Руднева. Приехали ли братья в город холостые или с женами - неизвестно, но дети Морозовых родились уже в Москве. Почему Андрей и Федор Васильевичи выбрали для себя столь сложный бизнес как типографское дело – неизвестно. Есть предположение, что первоначально они могли быть подмастерьями Ионы Тимофеевича Шелковникова – известного в 1840-1860 гг. московского литографа. Но это только предположение, подтверждаемое лишь косвенными фактами. Начат

Малый Кисельный переулок дом 5. Огромный 4-хэтажный доходный дом, занимающий почти всю нечетную сторону переулка. Сегодня в нем находиться Прокуратура Московской области. А построили этот дом в 1868 году московские купцы братья Андрей и Федор Васильевичи Морозовы.

Братья Морозовы были государственными крестьянами Тверской губернии Калязинского уезда Семендяевской волости небольшой деревни Запрудье. В Москву Андрей и Федор перебрались в середине 1840-х годов и вместе с земляками поселились в доме дьяка Никольской Церкви в Котельниках Ивана Андреевича Руднева. Приехали ли братья в город холостые или с женами - неизвестно, но дети Морозовых родились уже в Москве.

Богоявленский Храм в селе Семендяево Калязинского района Тверской области. Февраль 2025 г. Из личного архива автора.
Богоявленский Храм в селе Семендяево Калязинского района Тверской области. Февраль 2025 г. Из личного архива автора.

Почему Андрей и Федор Васильевичи выбрали для себя столь сложный бизнес как типографское дело – неизвестно. Есть предположение, что первоначально они могли быть подмастерьями Ионы Тимофеевича Шелковникова – известного в 1840-1860 гг. московского литографа. Но это только предположение, подтверждаемое лишь косвенными фактами.

Начать своё дело братьям удалось достаточно быстро. Впервые типография Андрея Васильевича Морозова была зарегистрирована в Московском цензурном комитете в 1852 году. В это же время в середине 1850-х годов Морозовы переезжают в более «престижный» район – на Лубянку – в доходный дом Московской консистории (современный адрес – улица Мясницкая, дом 3).

Основной «продукцией», которую выпускала типография Морозовых были лубочные картинки – «лубок». Андрей Васильевич – сам человек малограмотный, как это не странно прозвучит, ставил своей целью просвещение народа.

Литография А.В.Морозова. Источник изображения https://goskatalog.ru
Литография А.В.Морозова. Источник изображения https://goskatalog.ru

На лубках Морозовых с простыми, понятными подписями изображались: исторические личности и события:

1862 год – «Поступок царя Иоанна Васильевича Грозного с слугою князя Курбского»

1862 год - «Царица Марфа обличает Лжедмитрия»

1866 год - «Проведение Божие спасает Петра Iот смерти»

1866 год - портрет М.И Кутузова

1866-1869 гг. – «Мамаево побоище»

1869 год - «Послы Ермака Тимофеевича пред Иоанном Грозным»

1871 год - «Князь Пожарский ополчается на освобождение Москвы»

достопримечательности и образовательные «интересности»:

1866 год – «Открытие памятника Тысячелетия в Новгороде 1862, 6 сентября»

1866 год - «Вид селения близ Петергофа»

жития святых:

1859 год - «Божия Матерь с Предвечным Младенцем»

Сказки:

1857 год - «Сильный храбрый богатырь Иван Царевич сын царя

Выслава Андроновича едет на сером волке, везет Жар-птицу и Елену

Прекрасную на златогривом коне»

Литография А.В.Морозова. Источник изображения https://goskatalog.ru
Литография А.В.Морозова. Источник изображения https://goskatalog.ru

Басни:

1857 год – И.А. Крылов - «Скупой», «Крестьянин и смерть» и «Слон и

Моська», «Напраслина» и «Откупщик и сапожник», «Раздел», «Клеветник и

змея» и «Бедный богач»

песни:

1857 год - «Песня «Ходили девушки по берегу»»

Литография А.В.Морозова. Источник изображения https://goskatalog.ru
Литография А.В.Морозова. Источник изображения https://goskatalog.ru

жанровые, бытовые сценки:

1868 год - «Русская крестьянская свадьба»

1868 год - «Крещение на дому в деревне» - 3 тысячи экземпляров

1853 год - «Славная свадьба, или благословение к венцу»

1859 год - «Уборная невесты», «Гаданье»

нравоучительные сценки. И так далее.

Литография А.В.Морозова. Источник изображения https://goskatalog.ru
Литография А.В.Морозова. Источник изображения https://goskatalog.ru

Картинки изготовлялись методом литографии, поэтому предприятие Морозовых получило официальное название «Литография А.В.Морозова».

Начав с печати 242 листов в год в 1862 году, к началу 1870-х братья Морозовы стали крупнейшими производителями лубка в России. В 1868 году тираж «Литографии Морозова» составлял 12 тысяч листов в год, а в 1870 году уже 30 тысяч листов в год. Сегодня литографии братьев Морозовых хранятся в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Президентской библиотеке. Стоимость одного листа на аукционах начинается от 50 тысяч рублей.

В 1868 году Морозовы переезжают в новый собственный дом в Малом Кисельном переулке. Кроме непосредственно жилого дома, в Малом Кисельном Андрей Васильевич строит и собственную типографию.

Типография размещалась во дворе дома, в отдельном двухэтажном здании. В 1870 году в типографии имелось:

«…4 скоропечатных машины для оттиска машин

11 таковых ручных станков

1 сатипированная машина

1 для растирания красок

Рабочих до 60 человек, в том числе 20 учеников

Для отопления помещения в год нужно 60 сажен дров…»

В 1871 году Андрей Васильевич подаёт прошение в Министерство финансов Московского отделения Совета торговли и мануфактур о разрешении установить в типографии паровую машину. Разрешение было получено, но в связи с нехваткой свободных средств не была установлена. Лишь в 1877 году после повторного прошения паровая машина – паровой двигатель локомобильной конструкции – была установлена в типографии в Малом Кисельном.

К этому времени кроме картинок Морозовы начинают печатать еще и небольшие книжечки духовного содержания и жития святых, а также дешевые бумажные иконки для церковных лавок. Так как типография Морозовых была практически единственной в России, выпускавшей такую специализированную продукцию, то заказы поступали из всех частей страны. Часто типографию посещали представители приходов из самых удаленных уголков страны. Неоднократно, Морозовы получали благодарственные письма как от настоятелей простых деревенских приходов, так и от епархиального начальства. Но случались и неприятности.

В 1866 году Морозовы получили большой заказ от известного вяземского книготорговца И.И.Дикушина на выпуск обложек – «обёрток» с изображением святых для брошюрок: «Житие Святого Апостола Фомы», «Страдания Святого Дмитрия», «Житие и страдания Святой первомученицы Феклы», «Житие и страдания Святого Великого Евстафия», «Житие и страдания великомученика Фёдора Стратилата», «Житие еврейского царя Соломона», «Житие и страдания Святой мученица Параскевы». Эскизы изображений были составлены и утверждены известным церковным цензором профессором богословия Петром Симоновичем Казанским. Получив готовые обложки, Дикушин предоставил их в Вяземский цензурный комитет, где местный цензор усмотрел некое отличие напечатанных изображений от эскизов профессора Казанского, о чём не замедлил написать донос в Московский Духовный Цензурный Комитет. Началось следствие. Выяснилось, что на эскизах профессора Казанского, переданных в типографию Морозовых, были сделаны небольшие карандашные изменения. Вероятно, это было сделано кем-то из мастеров-литографов. Исправления были незначительными. Сделано это было удобства печати, так с предоставленных эскизов с большим количеством мелких деталей было практически невозможно сделать качественную литографическую матрицу. Разбирательство длилось в течение почти 3х лет. Морозовы пытались доказать, что внесенные изменения имеют технологический характер, и не имели целью оскорбить чувства верующих или поколебать церковные устои. Андрей Васильевич (точнее его старший сын Иван Андреевич, так как Андрей Васильевич был практически неграмотным), несколько раз писал лично профессору Казанскому, с просьбой поддержки и объяснением причин изменений. Но…30 октября 1869 года, состоявшийся церковный суд приговорил Андрея Васильевича Морозова к солидному штрафу.

Однако это нисколько не повлияло на деловую репутацию литографии Морозовых. Они по-прежнему считались одними из лучших производителей народной и духовной литературы в России.

В 1868 году братья Морозовы открыли свою небольшую книжную лавку на Никольской улице в доме Заиконоспасского монастыря. Официально хозяином лавки стал младший из братьев Федор Васильевич. Хотя разделение это было формальным, так бизнес у братьев был общим. Кроме собственной лавки пользовались Морозовы и услугами «офеней» - бродячих торговцев, коробейников. В 1860-х годах на литографию Морозова работало около 100 офеней.

Не брезговали Морозовы и «приземленным» бизнесом. В 1860-х годах им принадлежало 2 кабака в районе Лубянской площади.

В конце 1870-х к делу Андрея Васильевича и Федора Васильевича присоединяются их старшие сыновья Иван и Василий Андреевичи и Иван Федорович.

Как и во всех семьях того времени, у братьев Морозовых было много детей.

Андрей Васильевич и Ирина Ивановна Морозовы:

Мария, в замужестве Киселева (1843 г.р.)

Иван (27/09/1849 – после 1923 г)

Анастасия (13/08/1853 – 07/12/1853)

Петр (11/11/1854 – скончался в младенчестве)

Василий (17/01/1857 - 06/12/1898)

Алексей (16/03/1859 - 24/06/1859)

Александра (22/04/1862), в замужестве Захарова

Федор Васильевич и Евдокия Филипповна Морозовы:

Елизавета, в замужестве Ворошилова (1850 – после 1923)

Евлампия, в замужестве Смирнова (1854 г.р.)

Иван - (1857- 26/05/1895)

Федор – (1858 – 05/03/1917)

Алексей (1860 – 1917?)

Александра, в замужестве Котова (1865 г.р.).

Несмотря на то, что Андрей Васильевич и Федор Васильевич, как было написано выше, были практически неграмотными – с трудом могли написать своё имя, все дети – и дочери, и сыновья братьев Морозовых получили прекрасное образование. Точно не известно, посещали ли младшие Морозовы гимназию или это было домашнее обучение.

В своей книге «Москва и москвичи» Владимир Алексеевич Гиляровский выставляет Ивана Андреевича Морозова недалёким, малограмотным купчишкой:

«- Видите, Иван Андреевич, ведь у всех ваших конкурентов есть и

"Ледяной дом", и "Басурман" и "Граф Монтекристо", и "Три мушкетера", и "Юрий

Милославский". Но ведь это вовсе не то, что писали Дюма, Загоскин,

Лажечников. Ведь там черт знает какая отсебятина нагорожена... У авторов косточки в гробу перевернулись бы, если бы они узнали.

-- Ну-к што ж. И у меня они есть... У каждого свой "Юрий Милославский",

и свой "Монтекристо"--и подписи: Загоскин, Лажечников, Дюма. Вот я за тем тебя и позвал. Напиши мне "Тараса Бульбу".

-- То есть как "Тараса Бульбу"? Да ведь это Гоголя!

-- Ну-к што ж. А ты напиши, как у Гоголя, только измени малость,

по-другому все поставь да поменьше сделай, в листовку. И всякому интересно,

что Тарас Бульба, а не какой не другой. И всякому лестно будет, какая, мол,

это новая такая Бульба! Тут, брат, важно заглавие, а содержание--наплевать,

все равно прочтут, коли деньги заплачены. И за контрафакцию не привлекут, и все-таки Бульба--он Бульба и есть, а слова-то другие.

После этого разговора, действительно, появился «Тарас Бульба» с

подписью нового автора, так как Морозов самовольно поставил фамилию автора, чего тот уж никак не мог ожидать!»

Однако, сохранившиеся в московском архиве деловая переписка Иван Андреевича Морозова доказывает, что это был образованный, деловой человек, хорошо владеющий русским языком.

Став компаньонами отцов, Иван Андреевич и Иван Федорович не только продолжили фамильный бизнес, но и стали его развивать. Литография стала полноценной типографией, и в ней Иван и Василий Андреевичи в дополнение к «старой» продукции стали выпускать книги. А небольшую лавку Федора Васильевича Иван Федорович «перевез» в доходный дом Церкви Владимирской иконы Божьей Матери у Владимирских ворот на Никольской улице (сегодня на этом месте располагается вестибюль станции метро «Лубянка») и превратил в магазин «Народная книга Морозова». И как прежде Андрей Васильевич и Федор Васильевич, так и Иван Андреевич и Иван Федорович главной своей целью ставили образование народа.

Доходный дом Храма Владимирской иконы Божьей Матери . Источник изображения https://pastvu.com
Доходный дом Храма Владимирской иконы Божьей Матери . Источник изображения https://pastvu.com

Именно об этом и говорит, приведенная цитата из книги «Москва и москвичи».

Стараясь, хоть как-то привить простому люду желание читать, Иван Андреевич печатал серьёзную хорошую литературу в «детском» пересказе, прекрасно понимая, что вряд ли малограмотный крестьянин или ремесленник будет читать в оригинале «Трёх мушкетеров» Дюма.

К концу 1870-х в доме Морозовых появились внуки. Первой замуж вышла в середине 1860-х старшая дочь Андрея Васильевича – Мария Андреевна. Её супругом стал Иван Антонович Киселёв. Супруги владели сетью меблированных комнат в районе Сретенки и Варварки.

Второй в 1871 году вышла замуж Елизавета Федоровна Морозова. Её избранником стал Михаил Васильевич Ворошилов (1841 - 09/03/1912) – заведующий Арбатского отделения Московского Товарищества Ассенизации.

Елизавета Федоровна Морозова-Ворошилова. Из семейного архива И.Апанасенко.
Елизавета Федоровна Морозова-Ворошилова. Из семейного архива И.Апанасенко.

А с середины 1870-х стали жениться братья:

1874 год – Иван Андреевич на Елизавете Егоровне Блиновой (1857 – после 1923)

1878 год – Василий Андреевич на Александре Ивановне Шушмановой (08/03/1862 – после 1917).

1878 год - Иван Федорович на Екатерине Ивановне Шушмановой (20/09/1863 – после 1917).

Александра Ивановна и Екатерина Ивановна были родными сестрами, дочерями московской купчихи Марии Матвеевны (1834 – 18/09/1890) и её мужа титулярного советника казначея Московской Управы Благочиния (т.е. полиции) Ивана Федоровича (20/11/1796 – 13/09/1875) Шушмановых.

Так как такой разросшейся семье стало тесно в доме на Малом Кисельном, Иван Федорович с женой, новорожденной дочерью, родителями и семьей сестры (Ворошиловыми) переезжает в район Крестовской заставы (ныне район метро «Рижская») на Трифоновскую улицу в дом купца Назарова. Там же в этом доме Иван Федорович и Федор Васильевич организуют свою небольшую типографию.

В 1879 году Федор Васильевич и Иван Федорович (отец и сын) объявляют всероссийскую подписку на издание «Живописной истории России» Альфреда Рамбо.

Источник изображения https://rusneb.ru
Источник изображения https://rusneb.ru

Альфред Николя Рамбо – французский ученый и дипломат, активный сторонник сближения России и Франции, многие свои работы он посвятил исследованию культуры России. Результатом его многолетних трудов собственно и явился атлас «История древней и новой России». Издана книга впервые была на французском языке.

Как и где «История…» Рамбо попала в руки к Ивану Федоровичу Морозову неизвестно. Но книга была им прочитана на языке оригинала. Он вступил в личную переписку с Рамбо, получил разрешение на переиздание. Вероятно, считая свои знания французского языка недостаточными, для перевода энциклопедии Иван Федорович пригласил писателя и энциклопедиста, сотрудника Румянцевской библиотеки Алексея Давидовича Мехильсона. Иллюстраторами издания стали несколько известных художников – графиков, в том числе Алексей Степанович Янов (как сценограф создавал декорации для театров Саввы Мамонтова и Федора Корша) и Сергей Алексеевич Коровин - старший брат художника Константина Коровина, передвижник, ученик и последователь Василия Перова.

На издание была объявлена подписка. В качестве «рекламы» предстоящего издания во всех епархиальных ведомостях была напечатана статья Ивана Федоровича с подробным объяснением значимости книги и необходимости её издания на русском языке для образования всех сословий.

Выпуск энциклопедии состоялся в 1884 году. Предисловие к изданию было написано лично Иваном Федоровичем. Сегодня «Живописная история древней и новой России» А.Рамбо, изданная Морозовым, является библиографической ценностью и её стоимость на аукционах начинается от 600 тысяч рублей.

В этом же 1884 году в типографии Ивана Федоровича и под его редакцией печатается двухтомник «Школа женщин: Настольная книга для русской женщины на все случаи вседневной жизни (семейный очаг)» авторов Иордан В.О и Дембинской О. М.

В аннотации к изданию было сказано: «Въ лежащей передъ читательницей книгѣ мы представляемъ рядъ литературныхъ и научныхъ статей, раскрывающихъ тѣ стороны вседневной дѣвической, замужней, хозяйственной и общественной жизни, съ которою не знакомитъ ни семья, ни школа и изученіе которой пріобрѣтается женщиной долговременнымъ, иногда горькимъ и тяжелымъ опытомъ. Изученіе этихъ реальныхъ сторонъ жизни избавляетъ женщину отъ промаховъ и ошибокъ, увеличиваетъ и упрочиваетъ матеріальное ея благосостояніе и вноситъ въ ея жизнь избытокъ, довольство и счастіе».

В 1882 году скончалась супруга Федора Васильевича, мать Ивана Федоровича – Евдокия Филипповна Морозова. Опечаленный этим событием Федор Василевич полностью отходит от дел, передав их сыну. И через некоторое время возвращается в семейный дом в Малом Кисельном. В эти же годы возвращается в дом отца и Елизавета Федоровна Ворошилова с детьми. Вероятно, её семейная жизнь дала трещину и, хотя до самой смерти Михаила Васильевича Ворошилова супруги состояли официально в браке, Елизавета Федоровна до конца жизни жила в доме на Малом Кисельном.

Иван Федорович с семьей из дома на Трифоновской улице переезжает в дом своей свекрови Марии Матвеевны Шушмановой на Большой Ордынке, а свою типографию переносит в Газетный переулок.

В 1885 году Иван Андреевич и Иван Федорович становятся владельцами журнала «Развлечение».

Источник изображения https://viewer.rusneb.ru
Источник изображения https://viewer.rusneb.ru

Основанный в 1859 году Федором Миллером журнал «Развлечение» был самым популярным в России иллюстрированным юмористическим журналом. В разное время с «Развлечением» сотрудничали Антон Павлович Чехов, Владимир Алексеевич Гиляровский, Владимир Иванович Даль и многие другие.

Сам Иван Федорович Морозов печатался в журнале с 1880 года под псевдонимом «Роза».

Принято считать, что период, когда владельцами журнала были братья Морозовы (1885 – 1889), был самым неудачным и скучным в истории «Развлечения».

Да, действительно Морозовы несколько поменяли формат издания, из юмористического, они сделали «художественно-юмористический» журнал. И как прежде, основная цель Морозовых – образование своего читателя. В рекламе подписки на журнал на 1888 год в своей статье новый главный редактор Иван Федорович Морозов очень четко описывает причину изменения формата издания: «…Одинъ смехъ утомляетъ, одно веселое, такъ названное «легкое», чтеніе очень скоро наскучиваетъ и мы именно въ силу этого будемъ разнообразны. Мы въ теченіи года, дадимъ 50 №№, которые составятъ громадный томъ очень большаго формата, заключающій въ себе более 200 каррикатуръ, около 100 художественныхъ рисунковъ, множество мелкихъ разсказовъ, очерковъ, сценокъ, стихотвореній, шутокъ, мелочей, каламбуровъ, остротъ, анекдотовъ, подписей, 25 серьезныхъ повѣстей или разсказовъ съ иллюстраціями и не менее ТРЕХЪ романовъ съ рисунков лучшихъ художниковъ.

… Изложивъ достаточно точно нашу программу, мы коснемся

теперь лишь техъ рубрикъ, которыя будутъ у насъ идти постоянно. Въ каждомъ номерѣ мы будемъ давать,-помимо главы романа, небольшаго разсказа, стихотворенія. мелочей и рисунковъ въ краскахъ,-фельетонъ общественной жизни и стихотвореніе «послѣднія извѣстія», затѣмъ постоянно чередуясь, І. По россіи, фельетонъ провинціальной жизни, II. По театрамъ-отзывы о новыхъ піесахъ и исполнителяхъ, III «Въ городъ за чайкомъ»-страничку торговли съ курьезомъ и т.п. IV. «Шутки ради» - альбомъ веселыхъ мелочишекъ, анекдотовъ, юмористическихъ стихотвореній, загадокъ и т. д., V. «Новости»-большой отделъ въ юмористическомъ тоне всякихъ новостей въ міре театральномъ, литературномъ, обществепвомъ, торговомъ и т. д. VI. «Почтовый ящикъ»-отделъ для ответа на письма нашихъ корреспондентовъ и обязательно въ каждомъ номере два рисунка въ краскахъ…».

В 1892 году Иван Андреевич и Иван Федорович начинают издание еще одного французского переводного издания «Ренан пред судом науки, или опровержение известного сочинения Э.Ренара "Жизнь Иисуса", основанное на выводах из Библии и рассматриваемое с точек зрения исторической критики философии. Сочинение аббата Владимира Гетта».

Книга французского историка Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», вышедшая в 1863 году, в которой личность Иисуса рассматривалась прежде всего, как человек, вызвала бурные дискуссии в обществе и была осуждена всеми христианскими конфессиями. В России «Жизнь Иисуса» была запрещена.

Источник изображения https://viewer.rusneb.ru
Источник изображения https://viewer.rusneb.ru

Сочинение аббата Владимира Гетта должно было «воззвать» читателей «… къ серьезному изученію евангельской исторіи и построенію жизни Іисуса на дѣйствительно научныхъ историческихъ началахъ».

Но в мае 1895 года году Иван Федорович скончался, и книга была издана уже без него Иваном Андреевичем.

В 1889 году в возрасте 69 лет скоропостижно от инсульта скончался Андрей Васильевич Морозов. Федор Васильевич пережил брата всего на 2 года. В 1891 году он скончался также в возрасте 69 лет. Оба брата по традиции, как выходцы из Калязинского уезда, были похоронены на Пятницком кладбище рядом с женами.

В 1897 году в возрасте 39 лет от чахотки скончался Василий Андреевич. Похоронив отца, дядю и двух братьев, Иван Андреевич стал единственным владельцем типографии и книжного магазина. Еще один его двоюродный брат Федор Федорович стал приказчиком в семейной типографии.

Единственный из второго поколения братьев Морозовых, кто не посвятил себя книгоиздательству, был младший сын Федора Васильевича – Алексей Федорович Морозов.

В отличии от братьев Алексей Федорович выбрал карьеру военного. Начав в 1878 году службу во 2м Ростовском Гренадерском Полку рядовым, Алексей Федорович вышел в отставку в 1908 году в звании полковника. Вся служба и семейная жизнь Алексея Федоровича связана со Спасскими Казармами (улица Садово-Спасская, дом 1, метро «Сухаревская»). Только в 1914 году после выхода в отставку Алексей Федорович вместе с женой Пелагеей Петровной приобрели собственный дом в районе современной станции метро «Белорусская».

В начале 1890-х годов «Литография Морозовых» официально переименовывается в «Хромолитографию И А Морозова».

В типографии Ивана Андреевича начинает использоваться цветная литография и печать. Налаживается выпуск учебников для церковно-приходских школ. Иван Андреевич был одним из 10-ти издателей, которым было официально разрешена Священным Синодом печать церковных учебников.

В типографии на Малом Кисельном начинают выпускаться учебники и учебные пособия и для светских гимназий. К основному бизнесу Иван Андреевич добавляет еще картонажное производство и выпуск игрушек.

Игрушки Морозова реализовывались в магазинах купцов Дойниковых.

Семья Дойниковых имела сеть крупных магазинов игрушек в Москве и Петербурге. Дойниковы имели давние близкие дружеские отношения еще со старшими Морозовыми с 1850-х годов. А через сестёр Шушмановых - Александру Ивановну и Екатерину Ивановну – жен Василия Андреевича и Ивана Федоровича – второе поколение Морозовых состояло в родстве с Дойниковыми.

Не забывал Иван Андреевич и о благотворительности. Нередко от него и его типографии поступали благотворительные взносы на содержание различных провинциальных приходов.

В 1904 году Иван Андреевич выпустил серию бесплатных открыток, которые вкладывались в подарки для солдат на фронте.

За свою деятельность Иван Андреевич был удостоен звания «личный почетный гражданин».

В 1905-1906 годах он стал одним из выборщиков, получивших право голоса на выборах в Московское Городское Собрание.

В 1910-х годах Иван Андреевич увлёкся фотографией, и вместе с сыном Николаем даже стал членом Русского Фотографического Общества.

Все сыновья Ивана Андреевича получили высшее образование, но к сожалению, ни один из них не продолжил семейное дело.

Иван Иванович (20/06/1877 – после 1923) - окончил медицинский факультет Московского Университета. С 1906 года- штатный ординатор в Мясницком отделении городской больницы для чернорабочих. В 1914 году был призван в армию. Служил фельдшером в эвакогоспитале. В конце сентября 1915 года был контужен, отправлен на лечение в Москву. После демобилизации вернулся в свою больницу.

Иван Иванович Морозов, 1900-е гг. Из семейного архива автора.
Иван Иванович Морозов, 1900-е гг. Из семейного архива автора.

Владимир Иванович (11/07/1878 – после 1923) - окончил Московский сельскохозяйственный институт (ныне Российский Государственный аграрный университет имени Тимирязева). После окончания стал сотрудником Управления по культуре болот и луговодства.

Алексей Иванович (10/03/1880 – после 1923) – в 1903 году после окончания 3й Московской гимназии поступил в Императорское Техническое Училище (ныне Московский Государственный Технический Университет имени Н. Баумана), но через несколько месяцев перевелся на юридический факультет Московского Университета. После окончания Университета в 1909 году служил судебным следователем в Волоколамске и Подольске, в Москву был переведен только в 1917 году.

Алексей Иванович Морозов, 1900- е гг. Из семейного архива автора.
Алексей Иванович Морозов, 1900- е гг. Из семейного архива автора.

Николай Иванович – также, как и старший брат, поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1911 году был призван в армию и в связи с этим не окончил курс обучения. Впоследствии стал зубным врачом.

После 1917 года все Морозовы остались в России. Их типография и дом были национализированы. В 1920-х годах типография существовала как картонажное производство. В доме на Малом Кисельном переулке была открыта Центральная Школа машин.

15-комнатная квартира Морозовых была превращена в коммунальную, где им досталось все несколько комнат.

Никто из Морозовых не был репрессирован. Спасло происхождение – по официальным бумагам они всё еще значились крестьянами.

Все успешно продолжили свою карьеру в советское время.

Иван Иванович и Николай Иванович по-прежнему трудились врачами. Владимир Иванович стал сотрудником НарКомЗема, Алексей Иванович – секретарем Московского Окружного Суда.

Иван Андреевич и Елизавета Егоровна были живы еще в 1923 году и вместе с сыновьями и их семьями по-прежнему жили в своем доме на Малом Кисельном переулке.

Последние Морозовы покинули родовое гнездо в конце 1990-х годов, когда дом был расселён. Это были потомки Владимира Ивановича Морозова.

Интересно, что «дело» Морозовых некоторым образом продолжилось по линии Ивана Федоровича. В 1898 году его старшая дочь вышла замуж за типографского рабочего – наборщика – акцидента, который служил в «Скоропечатне Левенсона».

В 1918 году в ту же «Скоропечатню Левенсона» - в то время уже 16-ю типографию Мосполиграфтреста - пришли работать её старшие сыновья.

С конца 1920-х годов вся семья – два брата, их жёны, две их сестры работали в типографии и редакции газеты «Красная Звезда». В 1960-х годах в «Красной Звезде» трудились уже правнуки Ивана Федоровича.

Дом Морозовых был приписан к приходу Храма Вознесения Господня близ Сретенки. В этой церкви Морозовы крестили детей, венчались, в ней же их и отпевали. В 1930-х годах Вознесенский Храм был разрушен, сегодня на его месте находиться медицинский комплекс управления делами ФСБ (Варсонофьевский переулок, дом 5).

 Храм Вознесения Господня близ Сретенки, 1900 -е гг. Источник избражения https://pastvu.com
Храм Вознесения Господня близ Сретенки, 1900 -е гг. Источник избражения https://pastvu.com

За свою «жизнь» дом на Малом Кисельном неоднократно перестраивался и приспосабливался для нужд растущего бизнеса. Кроме типографии и собственной квартиры Морозовых в доме сдавались в наем квартиры и помещения для контор и лавок.

В разное время в доме Морозовых имели квартиру и контору:

братья Эрлангеры – «мукомольные короли»;

Алексей Дмитриевич Ступин – один из крупнейших российских книгоиздателей;

Карл Франц Раммельмейер – владелец большой сети московских модных галантерейных магазинов;

Генрих Мольденгауер – владелец фирмы «осветительных иллюминаторов» (проще говоря различных окон) и сантехнического оборудования. Несколько осветительных решеток сохранились в центре Москвы до нашего времени.

С 1882 года в доме на Малом Кисельном переулке жил и имел лавку известный московский торговец фарфором Джон (Иван Иванович) Киркальди.

Иван Иванович Киркальди с супругой. Источник изображения https://www.tg-m.ru/articles/2-2010-27/model-ili-mashkova
Иван Иванович Киркальди с супругой. Источник изображения https://www.tg-m.ru/articles/2-2010-27/model-ili-mashkova

В 1889 году у него в этом доме родилась дочь Евгения. В 1908 году Евгения Ивановна увлекается живописью и начинает брать уроки у начинающего художника Ильи Ивановича Машкова. Будучи женатым, художник безумно влюбляется в свою ученицу и начинает писать её портреты. 9 мая 1911 года Евгения Ивановна выходит замуж за ученого-химика Андрея Петровича Снесарева. Она навсегда оставляет живопись и своего учителя. Со своим мужем Евгения Ивановна Киркальди счастливо прожила более 50 лет. Илья Иванович еще много лет продолжал рисовать свою ученицу. Самый известный портрет Евгении Ивановны Киркальди-Снесаревой «Дама с китаянкой» храниться сегодня в Государственной Третьяковской Галереи.

В начале 1900-х годах в доме Морозовых размещает своё частное училище для детей обоего пола супруги Шапошниковы: известный ученый-математик, автор учебников для высших учебных заведений статский советник Николай Александрович и его жена Александра Ивановна. В этом же доме Шапошниковы снимают квартиру. Один из 10 детей Шапошниковых – Владимир Николаевич стал известным советским биологом, одним из основателей советской микробиологии.

Потомки братьев Андрея Васильевича и Федора Васильевича Морозовых и по сей день живут в Москве.

Фамильное захоронение Морозовых на Пятницком кладбище утеряно. Сохранилась лишь скромная могила Ивана Андреевича и его супруги Елизаветы Егоровны Морозовых.

Октябрь 2025 г. Из личного архива автора.
Октябрь 2025 г. Из личного архива автора.

На сегодня всё.