Найти в Дзене
Дровосек

Узлы

Морские узлы - это не просто способы связывания веревок, а настоящая наука и искусство, которые были разработаны мореплавателями на протяжении веков. Они используются в судоходстве, альпинизме, спасательных операциях и даже в повседневной жизни. Каждый узел имеет свои особенности и применяется в зависимости от ситуации. Завязывание узлов на веревке для се практического использования в различных профессиональных целях и в быту относится
к числу древнейших изобретений человечества.Связывающие,
затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающисся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надежностью и простотой. Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опасностей природы была
борьбой за существование, являлся своего рода верным ср
Оглавление

Морские узлы - это не просто способы связывания веревок, а настоящая наука и искусство, которые были разработаны мореплавателями на протяжении веков. Они используются в судоходстве, альпинизме, спасательных операциях и даже в повседневной жизни. Каждый узел имеет свои особенности и применяется в зависимости от ситуации.

Завязывание узлов на веревке для се практического использования в различных профессиональных целях и в быту относится
к числу древнейших изобретений человечества.Связывающие,
затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающисся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надежностью и простотой.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опасностей природы была
борьбой за существование, являлся своего рода верным средством
как в битве, на охоте, ловле рыбы, так и у домашнего очага.

Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты,
поддерживались реи и паруса.. В основе оснастки судна с любым парусным вооружением всегда лежали узлы, а
механика управления парусами строилась на тросах и блоках. От
каждого члена экипажа парусного судна требовалось безукоризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты,
шить и ремонтировать паруса.

Сплесень — способ сращивания двух разных синтетических, растительных и стальных тросов путём переплетения составляющих их прядей без излома троса.
Огон — постоянная петля на тросе, образованная путём переплетения прядей. Также «огоном» называют кольцо из троса, сделанное на его середине или конце.
Бензель — временное связывание вместе двух тросов линём, каболкой или мягкой лужёной проволокой. Если делают толстым тросом, называют «найтовым».
Кнопы — это те же узлы, но главное их отличие от других морских узлов в том, что они плетутся не из цельного троса, а из его прядей.
Мусинги — утолщения (кнопы), сделанные на тросе, которые служат опорой для рук и ног при лазании по нему.
Матами - называют коврики или дорожки на судне, изготовленные из растительных тросов.

Каждый матрос обязан был уметь
быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем
делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусство вязания узлов моряками было доведено до
совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под
парусами.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось
почти 500 узлов.

-2

Узлы делятся по предназначению.

Узлы для связывания двух верёвок:

  • Прямой
  • Академический
  • Рыбацкий (ткацкий)
  • Шкотовый
  • Брамшкотовый
  • Встречный
  • Грейпвайн

Узлы для крепления веревки к опоре:

  • Булинь
  • Удавка
  • Стремя
  • Штык

Проводники:

  • Проводник восьмерка
  • Срединный проводник
  • Двойной проводник

Схватывающие узлы:

  • Схватывающий
  • Австрийский схватывающий
  • Схватывающий бахмана

Влияния узла на прочность веревки.

Перегибы в узле приводят к неравномерному натяжению веревки и как следствие ослаблению ее прочности из за начальной неравномерной нагруженности волокон и чем больше перегиб, или иными словами чем меньше радиус, тем сильнее падает прочность веревки. Силы, действующие на верёвку внутри узла, не распределяются равномерно по всему её поперечному сечению. Часть нитей, находящихся на внешней стороне дуги, натягивается довольно сильно. В зоне перегиба возникают и поперечные усилия, которые суммируются с продольными и дополнительно нагружают нити верёвки. Чем сильнее она изогнута, тем в большей степени уменьшается её прочность.

Общие правила вязания узлов:
● отсутствие перехлестов; 
● правильный «рисунок» узла;
● размер свободного конца веревки должен быть не менее 10 диаметров веревки (7 см);
● узел должен быть затянут и расправлен.

Практика показывает, что узловые соединения сильно ослабляют соединяемые веревки; в среднем прочность обычного узла не превышает половины прочности самой ве­ревки, поэтому приходится удваивать толщину каната только из-за ослабления его концов узловыми соединениями.Разные узлы по разному влияют на прочность веревки. В среднем принято считать что узел ослабляет веревку на 30%.

В заключении можно сказать, что где бы не применялись узлы, будь то на море или в горах концепция по их вязке будет не измена. Она заключается в золотой середине между затраченной веревке, скорости вязке, и надежности закрепления.