Здравствуйте, дорогие подписчики и гости канала!
Сегодняшняя статья, будет не совсем в обычном формате.
Сначала я опубликую вопросы, которые задала нашему психиатру, Татьяне - капитан очевидность. А затем её письмо с ответами на эти вопросы.
Вопросы от автора:
1. Основания для лишения дееспособности
2. Куда обращаться родителям, если они решили провести процедуру лишения дееспособности
3. Всегда ли право опекунства оставляют за родителями
4. Имущественные права лишённого дееспособности гражданина, наследственные права сиблингов, лишённого дееспособности
5. Права и обязанности опекунов
6. Возможно ли сохранение опекунства за родителями при помещении ребенка в госучреждение в режиме пятидневки
А теперь письмо-ответ Уважаемого доктора:
Основания для лишения дееспособности. Ну, понятно, официально это - если вследствие психического расстройства человек не может понимать значение своих действий и руководить ими. Чисто практически это по-моему в первую очередь, когнитивный дефицит. В описании можно приложить какие-нибудь ярко выраженные примеры интеллектуально-мнестического снижения, описанные своими словами. Возможно описание психопатоподобного поведения: какие-нибудь крики. бросания нужных вещей, возможно какие-то драки - все то, что обычный человек сможет предотвратить в случае, если это ему очень сильно повредит. Вообще, в заявлении мы писали, насколько я помню, все своими словами и рассчитывая на непрофессионалов и не квалифицируя никак это состояние. Писали "всякие страсти", как я помню. Заявление писалось от имени главного врача, его читал зам.глав.врача и перепроверял.
-По второму пункту - куда обращаться родителям, если они решили провести процедуру лишения дееспособности. Мне кажется, сразу надо обращаться в суд. В мои времена в суде даже висел образец заявления о признании недееспособным. В диспансер можно обратиться позже, когда на руках будет постановление о назначении амбулаторной или стационарной психиатрической экспертизы. Диспансер обязан полностью отправить амбулаторную карту в суд в определенный небольшой срок. При этом раньше (мне кажется и сейчас) делают полный ксерокс всех страниц амбулаторной карты, так как необходимо выписывать лекарства. Обычно в ПНД люди более чем заняты, и им некогда подсказать, как именно написать заявление в суд о признании недееспособным, да и мало кто это знает.
Далее будет назначена экспертиза, в случае неясности клинической картины из амбулаторной она превращается в стационарную.
-Всегда ли право опекунства оставляют за родителями. Мне кажется, всегда. Я не знаю исключений. Обычно, кто подает - тот и становится опекуном, поэтому, когда больные признавались недееспособными, в том случае, если больница подавала на недееспособность - то главный врач больницы и становился опекуном. Это очень неприятное дело, и, мне кажется, надо очень постараться, для того, чтобы суд отказал в признании родителя опекуном, если он подал документы на признание больного недееспособным. Но этого я в точности не знаю, возможно, Наталья Иванова это знает лучше меня.
В вопросах об имущественных правах я плаваю. Я так полагаю, что все вопросы эти решает опекун, но все имущественные вопросы надо согласовывать с опекой. Когда я работала в ПНИ - директор, даже очень нерациональный директор - все равно все согласовывал с опекой. В плане денежных средств директор позволял себе "играть" с денежными средствами только дееспособных одиноких больных. Это обычно слабоумные бабушки, которых оформляла в интернат больница, и которые живут в интернате со стародавних времен, когда больным разрешали подписывать согласие на пребывание в ПНИ, несмотря на то, что они слабоумные. В 90-е годы в стационарах это было обычной практикой. Деньги таких больных якобы с их согласия переводились на другие счета, и, как говорили, были злоупотребления. С недееспособными никто такого не делал - боялись.
О наследственных правах сиблингов я ничего не знаю. Что я знаю в этом вопросе. Всех больных, признаваемых недееспособными, родственники стремились до признания недееспособными лишить всякой собственности. Квартиру, в которой есть доля, принадлежащая недееспособному больному - продать очень трудно. Когда я работала в интернате первый раз (в 90-х годах), к нам приходили родственники больного, который был признан недееспособным и определен в ПНИ (давно). Они хотели продать квартиру, доля в которой принадлежала недееспособному больному, который был прописан в ПНИ. В интернате был юрист, которая ездила в опеку и выясняла этот вопрос. Вопрос этот решен не был, т.к. опека не давала на это согласия, мотивируя это тем, что больной может быть признан дееспособным. Опекуна у него не будет, и больной может решить, что не хочет проживать в интернате и выписаться домой. Надо, чтобы эта возможность у него была. Несмотря на то, что было это в 90-е годы, и родственники предлагали материально простимулировать этот вопрос - опека на это не пошла, и наш директор на это тоже не пошел. Процедура признания больного частично дееспособным после того, как ранее он был признан недееспособным - есть и работает. Это также делается после экспертизы и через суд. Это я сама видела.
Резюме: мне кажется, лучше все имущественные вопросы решить до признания больного недееспособным. У нас большие дыры в законах.
Права и обязанности опекунов. Этот вопрос я знаю только теоретически. Знаю, что родственники опекунов должны отчитываться за то, на что они тратят деньги опекаемых, прилагают чеки. По-моему, все вопросы эти они решают с опекой: на что можно и нельзя тратить деньги. В 90-е годы в нашем ПНИ был большой скандал, так как родственники больных прилагали совершенно любые чеки, в частности самый крик был из-за того, что прилагались чеки на алкоголь. Чеков было очень много, этим вопросом занималась старшая сестра, врач не имел к этому никакого отношения. Она просто не прочитала, на что были чеки, а в дальнейшем, при проверке документов - кто-то из опеки прочитал. В 90-е годы, по-моему, четверть пенсии всех проживающих выдавали на руки и тем родственникам, у которых директор был опекуном (был признан недееспособным). В прошлом году таким родственникам денег не давали, не знаю, была ли это инициатива нашего директора (он был очень инициативным).
Возможно ли сохранение опекунства за родителями при помещении ребенка в госучреждение в режиме пятидневки. Да, мать больной, которая находилась в нашем заведении в режиме пятидневки - была ее опекуном. Таких больных было мало, можно было их пересчитать буквально на пальцах одной руки. Эта женщина (опекун недееспособной больной) была копией нашей знакомой А. С ней было очень трудно разговаривать и как-то согласовывать терапию. В интернате каждый год подписывается заново все формы согласий (на обработку персональных данных, на госпитализацию в стационар при необходимости, на обследование и лечение). Эта мать-опекун никаких согласий не подписывала. Она сама решала (как наша А.), какие препараты надо давать ребенку, а какие давать не надо. Она сама решала, нужно ли проводить какие-либо обследования. Так, она была против того, чтобы больной брали анализы крови - и мы не брали. Дала согласие она только тогда, когда девочку нужно было вести к стоматологу. Она не давала согласие на назначение феназепама даже в том случае, когда девочка не спала по несколько дней. В данном случае препарат мы все равно давали, но неофициально. Все эти вопросы, по-моему, ни в каких законах не оговорены, они решались непосредственно с нач.медом в режиме "ручной связи".
Вот собственно и все."
Вопрос о дееспособности, действительно сложный, есть и плюсы и минусы, и много подводных камней. Конечно, теоретически, мы все можем погуглить и почитать законы, но я всегда за личный опыт людей и мнение профессионалов.
Прошу, у кого есть личный опыт, поделиться им и приглашаю профессионалов, высказывать свое мнение.