Найти в Дзене
Блог Ивана Козлова

ЖИЗНЬ БЕЗ ПРАВИЛ

Политика, литература, история, спорт… Все эти ингредиенты ныне замешены в одной кадке, и из них получается опара – полуфабрикат пекарного производства для выпечки продукта. Какого качества будет этот продукт , во многом зависит от дрожжей, макроскопических плодовых тел. Дрожжи, как говорят пекари, бывают правильные и неправильные. От того, какие из них мы применяем, зависит, что на выходе получится : то ли изделие, которое нам нужно. Все правильное нужно даже в кулинарии.

Поговорим о правилах?

Но сначала - строки статистики. Как они соотносятся с основной темой сегодняшнего разговора, будет ясно в его конце. Хотя, думаю, вы и сами все поймете.

Строки статистики:

В 2024 году в России было зарегистрировано рекордное за 14 лет количество тяжких и особо тяжких преступлений, свидетельствуют данные МВД.

Правила в спорте

Конечно же, вы слышали о боях без правил. ММА – так они официально называются. Надо сразу уточнить, что правила здесь есть, суть их в том, что убивать соперника все-таки не разрешено. Высокая гуманность, да?

Хотя в старой истории всяко было. Ведь бои без правил, по-научному, панкратион, появились в программе Олимпийских игр давным-давно, за шестьсот лет до новой эры. Но и до этого, если знаете, сходились в драках Тесей и Минотавр, Геракл и Немейский лев, там смертельные исходы были. На тех олимпиадах тоже лилась кровь, уродовались бойцы. Но мир становился понемногу умнее, и сначала Константин Великий, потом Гонорий, два эти императора, постановили запретить жестокие схватки в рамках спортивных олимпиад. А народ, уже познавший их, требовал продолжения банкета, требовал подобных зрелищ, и потому панкратион заменили гладиаторские бои. Они имели место быть и в новую эру, и продолжались до тех пор, до того дня, когда на промокшую от человеческой крови арену не выбежал монах по имени Телемах, кинулся разнимать сражающихся насмерть бойцов и крикнул при этом зрителям: «Стыдись, Рим!» Гладиаторы в пылу сражения зарубили монаха, но с того дня эти страшные зрелища были объявлены вне закона.

В 1896 году, когда утверждались правила и виды новых наших олимпиад, их основатель, Кубертен, сказал: «Из древних состязаний принимаем всё, кроме панкратиона».

Что мы видим сегодня? ММА пока нет в программах олимпиад. Пока. Но санкционированные соревнования боев без правил (повторюсь, правила есть, но дозволяющие проявлять жесткость и жестокость) идут вовсю. Идут и у нас в России, мало того, получают прописку в телевизионных программах. В поединках этих есть смертельные исходы. Есть травмы, оставившие их участников инвалидами. Есть случаи, когда бойцы эти убивали людей не на рингах, а так, на улицах и танцплощадках, оттачивая свое мастерство. Сейчас все чаще идут разговоры о том, чтобы сделать бои без правил олимпийским видом. Логика при этом знаете, какая? Спорт вообще травмоопасен, умирают даже легкоатлеты на дистанциях, потому – ну подумаешь, будет некоторое количество жертв, зато зрелище ведь какое! Как на телеэкранах смотрится! И еще стоит учитывать интересы бизнеса. Оказывается, стремительно увеличивается продажа товаров, так или иначе связанных с ММА. Да, в древности панкратион запрещали даже смотреть женщинам, а ныне они сами выходят на ринг. Индустрия того требует, А там, где деньги, не стоит говорить об этике и морали.

-2

Сегодня по телевидению увидел рекламу. На одном из наших каналов 11 мая в 20.20 начинается новая программа под красивым названием «Гладиаторы», где зрителям обещают захватывающие бои. Без крови, надо полагать. Просто будет идти романтизация той древней профессии, обладатели которой убивали не понарошку. Без правил и норм поведения. Надо к этому привыкать.

Ну что тут сказать? Вместо комментария повторю фразу Ольги Вознесенской из фильма «Раба любви»: «Господа, вы звери». Возразите: мол, это слишком уж! Только пусть лучше эти слова сейчас звучат слишком, чем завтра нам предложат любоваться окровавленными лицами, иными подобными зрелищами и устраивать саму жизнь без правил.

СТРОКИ СТАТИСТИКИ

Число тяжких и особо тяжких преступлений растёт во многих регионах. Так, в Москве в 2024 году зафиксирован рекордный показатель в 56 906 преступлений.

Правила в литературе

Здесь остановлюсь всего на одной книге. Правда, раскрученной, удостоенной, находящейся на слуху у тех, кто следит за литературными событиями. Алексей Иванов, «Вегетация». Знаете смысл этого слова? Период развития растений, начало, так сказать, их расцвета.

О чем роман? Да простят меня за примитивизм изложения, но я буду говорить о том, что написано, а не о том, что подразумевается в строках и главах и что этими строками и главами якобы хотел сказать автор. Новый роман уже известного писателя без хотелок и предположений вот о чем. Случилась ядерная война, Россия проиграла ее американцам, после этого у нас остались обширные зараженные территории, с редкими очагами жизни, и в очагах этих, один из которых где-то в районе Байкала, опустившийся наш народ занят тем, что работает на китайцев, добывая им ценное сырье и с переменным успехом сражаясь с обезумевшими китайскими же машинами. Конфликт безумной техники и безумных русских людей. Они нечистоплотны, не любят, а совокупляются, легко убивают друг друга, изъясняются на языке мата - мужчины, женщины, дети…

-3

Тема грядущего апокалипсиса, описание жизни после ядерной войны (катастрофы) не нова в мировой литературе. Небольшой любитель этого жанра (роман-предупреждение, так его можно назвать) , я все же читал и «Мальвиль» Мерля, и «Почтальона» Брина, и фильм, снятый по нему с Костнером и Уильямс в главных ролях, смотрел… Там четки проблемы, четки замыслы, поднимаемые авторами. Вот роман Роберта Мерля. Мельвиль – название замка, чья территория была когда-то славна виноградниками, а ныне заросла лесом. Есть еще один замок – Ла-Рок. В замках живет много мужчин, мало женщин, там бытует животная приверженность идее продолжения человеческого рода… Возможна ли в таком будущем настоящая любовь, кто, с какими качествами может стать вожаком, почему превращается в деспота Колен, в общем-то средненьких способностей человек?...

В «Почтальоне" затрагивается несколько иная проблема: какими путями может возрождаться цивилизация после катастрофичной войны, как важно для того, чтобы выжить, налаживать контакты между людьми.

Словом, в книгах этих есть идеи, есть «информация для размышления». Но хватит о других книгах, вернемся к «Вегетации». Здесь-то мысли какие? Да, мы опустились донельзя, у нас живы лишь животные инстинкты, у нас, русских, не осталось ничего святого, мы ничуть не лучше старой китайской техники, - так же выжили из ума… Правда, есть еще некая тайная лаборатория, где вроде остались умные ученые, но они лишь наблюдатели, они, как мировое правительство, смотрят, но не вмешиваются в дикие поступки очередного отряда лесорубов, и может даже довольны происходящим… Не «Вегетацией», а «Деградацией» назвать бы этот роман.

-4

Впрочем, дело не в названии, конечно. И не в содержании. Думаю, нет, даже уверен, что найдутся критики, которые увидели в книге сюжет, характеры героев, а не однородную тупую массу, глубинную философию, и назовут ее тоже романом-предостережением – они на выдумки хитры. Потому сюжет трогать не буду. Буду говорить лишь о нарушениях языковых правил, норм письма Иванова. Действия романа изложены в форме обсценной лексики, по-русски сказать – непристойной, грязной, бесстыдной. Примитивным матерным языком говорят все герои. Зачем это понадобилось писателю? Показать правду-матку, мол, а что вы хотите, это таежные дровосеки, там все так говорят, да еще война, да еще моральный упадок от поражения в войне, иго рабства?..

А что, у писателя есть только один способ показать вырождение человеческих качеств, и способ этот – игнорирование, грубое нарушение норм, правил литературного языка? Не хочется говорить высоким стилем, но литературные произведения – они ведь по сути учебники жизни, верно? Во всяком случае, от Гомера до Шолохова было именно так: книга учила нас, как надо говорить, как надо думать, как отличать плохое от хорошего, как в нечеловеческих условиях оставаться человеком… Эти задачи литературы что, канули а прошлое, как мамонты? И завоевывать внимание читателей можно теперь не мыслями, рассуждениями, а формами подачи, из которых самая примитивная, но и притягательная (запретный плод сладок) обсценная лексика? Недавно вычитал по этому поводу: у свободы творчества не может быть границ, потому писатель вправе не ограничивать себя выбором слова. Во как! Вся наша русская классика, оказывается, мало чего стоит, поскольку была ограничена этим самым выбором слов. А если продолжить эту мысль далее и начать заявлять, что человек и во всех поступках своих должен6 быть абсолютно свободен? Тогда можно договориться и до того, что Уголовный кодекс нам только мешает жить, не так ли? Неужто мы не понимаем, что таким вот отборным матом, адресованным массовому читателю, без всякой ядерной войны несем вакцины деградации в общество, снижаем для него моральный уровень? Ведь что бы там ни говорили, а книги еще читают, по книгам еще учатся жить. Конечно, говорить о том, что «Вегетация» напрямую способствует падению наших нравов, нашей культурной деградации, а с этим и росту тех показателей, которые вы видите в приводимой статистике преступлений, нельзя. Но она и не способствует обратному – не делает нас умнее, лучше и чище. А это ведь одна из ее задач.

СТРОКИ СТАТИСТИКИ:

В 2024 году было зарегистрировано 617 301 тяжких и особо тяжких преступлений. До 2017 года количество их сокращалось, в 2018–2020 росло, в 2023–2024 опять возросло.

Правила в политике

Это будет короткая главка. Совсем короткая. Да это и понятно, ведь она – о мелочах. А может быть, о «мелочах» в кавычках, потому как это такие мелочи!..

Вы не задумывались о том, почему на телеэкранах мат запикивают, а в литературе он живет и процветает, мало того, множится от книги к книге? Это не называется двойными стандартами, нет? Двадцатая статья УК, где идет речь как раз о сквернословии и публичном проявлении неуважения к обществу, не затрагивает книжное производство, матерные песни инстасамок?..

Слышал, увы!, шуточное предложение одного зрителя организовать в телевизионной сетке своеобразное мероприятие: день в неделю без насилия. Без фильмов о расчлененках, отравлениях, без семейных кровавых драм, без вампиров и прочих ужасов. Всего день в неделю, в? Чтоб показать не силу кулака и хамства, а силу добра и порядочности.

В связи с публикацией Строк статистики возникает еще вот такой вопрос. Рост преступлений идет и за счет просчетов национальной политики. Просчеты эти можно перечислять и перечислять. А если коротко – мы копим и выплескиваем претензии по отношению к «понаехавшим», а «понаехавшие» - к нам. И тут – ни толерантности, ни терпимости, ни корректности. Причина? Поддерживая трудовые связи (нужна рабсила) с иными республиками, мы исключили из процесса связи культурные. «Понаехали! Езжайте в свои кишлаки!» Это мы – таджикам, киргизам, туркменам… Не говорили бы с таким пренебрежением, если бы читали «Воспоминания» Айни – прекрасную книгу о Бухаре, «Венценосного скитальца» Эсенова – об империи Великих Моголов, «Буранный полустанок» Айтматова, где, между прочим, есть пронзительные строки о манкуртах, людях, забывших прошлое и потерявших потому ориентиры в настоящей жизни.

-5

Не мы ли это, отрекшиеся от недавней своей истории, строящие настоящее на негативе, готовые на преступных (страшных, кровавых, массовых - да) деяниях уродов судить всю нацию, весь народ?! Переиздать бы эти книги, хотя бы под одной обложкой. Создать бы совместный фильм с грузинами, - они были сильны в кинематографии. Искать бы точки соприкосновения на платформах искусства, спорта с прибалтами – здоровые силы есть ведь везде, и они, эти силы, иногда влиятельнее зашоренных политиков… Как там у классика? Что – мускулы?! Ты духом будь сильней…

На правильных дрожжах надо строить жизнь. Гуманными правилами руководствоваться в спорте. Литературными правилами, этическими соображениями – в литературе. Оставаться людьми в политике.

А что, есть другие предложения?