"Молодой учитель в школе" тема не новая. Любой из читающих легко вспомнит с пяток книжек или фильмов построенных на драматических или комических коллизиях, в которые авторы погружают молодого учителя.
В таких книгах всегда есть узнаваемая прочная канва - молодой учитель неглуп, но слегка наивен от неопытности. И обычно оказывается между Сциллой сложившегося, но крайне разношёрстного коллектива (где есть место и крепким профессионалам, и профессиональным, но чёрствым сухарям, и равнодушным отбывальщикам рабочего дня) и Харибдой класса, где есть и отличники, и убежденные троечники, и слабые, и хулиганистые. И там, и там - признанные авторитеты, красавицы местного значения, и даже... криминальные личности. (Да-да - то кто-то что-то украдет, то драка, а то и шайка)...
И всё же книга Николая Никонова стоит наособицу. И любителям школьной темы в литературе я бы эту книгу посоветовала.
Итак, герой - Владимир Иванович Рукавицын, молодой человек двадцати четырёх лет отроду, приятной наружности: высок, строен, плечи широкие, талия узкая, глаза карие, волосы русые.
Начитан. Ироничен. Склонен к рефлексии - не путать с самокопанием. Не сказать, чтобы новичок - успел пару лет поработать в военном училище. Но вы же понимаете, что военное училище, где железная дисциплина и вопрос о прогулах не стоит в принципе, совсем не то, что "шарамыга" - то бишь ШРМ: Школа рабочей молодёжи!
Что ж - классное руководство Владимиру Ивановичу достанется в непростом 10А. Шофер, столяр, девочки с камвольного, медсестра, подручные сталевара, автослесарь, повариха, продавщицы... И даже оперуполномоченный. Плюс двое нигде не работающих.
И зачем всем этим людям история французской революции 1848 года? Вообще - зачем история? И зачем школа? Некоторые считают, что деньгУ зашибать можно и так. И, кстати, вполне себе зашибают...
Все хорошие книги - книги о людях. Так же, как и другие классные руководители из знакомых нам фильмов и книг наш герой будет посещать учеников на рабочих местах и шаг за шагом узнавать их.
В книгах 50-х учитель непременно добивается посещаемости, дружбы, единства, признания (нужное добавьте сами), но в 60-х уже могут быть отдельные отщепенцы и открытый финал. В 70-е, когда была написана книга, всё уже сложнее. Владимир так же размышляет о жизни, об учениках, но понимает, что вряд ли изменит мировоззрение ученика-таксиста, который малопочтенными приёмами накопил себе на кооперативную квартиру. Не изменит жизненный путь хулигана, который перешел границы человечности. Это не значит, что герой не будет пытаться - будет.
И каждый ученик будет разворачиваться перед нами - как работник и как человек. Разные... как будто в одной книге - много-много других, где есть и трагедия, и драма, и скучная история, и пошлая, и чистая, как весенний воздух.
И не только ученики - встретится Владимиру его старый учитель Бармалей - Яков Никифорович Барма. Мудрый. Человечный. Потерявший в войну семью - и нашедший силы жить и любить.
Откроется невзрачная, скучная с виду Вера Антоновна, что приносит на урок литературы большой старинный шандал - потому что будут читать Пушкина, и ей хочется, чтобы поэта открыли ученики - во всей радости, во всей красе....
Разное случится за два года классного руководства.
Туповатый на первый взгляд Столяров окажется чутким и тонким. Вечно "нукающая" Чуркина - отличным старостой, душой и совестью класса. Непонятные девчонки с камвольного - чёсальщицы, мОтальщицы! - предстанут вполне квалифицированными работницами и настоящими подругами для одноклассницы, попавшей под суд...
Как-то понемногу, сомневаясь, размышляя, присматриваясь, без всякого "плана воспитательной работы" и не стремясь развить "коммуникативность" и "общие компетенции" молодой учитель вдруг станет частью - очень важной частью! - небольшого и разношёрстного класса.
Почему же книга с первых страниц подкупает? Потому что - искренне. Честно. Владимир Иванович, молодой человек двадцати четырех лет ищет смыслы, сомневается и остается честным перед учениками и собой. Даже когда ошибается. Сила порой в признании своей слабости - бывает и так.
А любовь? Будет и любовь. Как там поётся в "Большой перемене": "Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает". Безнадежная любовь ученицы - а как не влюбиться, если тебе лет семнадцать, и тут появляется умный, красивый, надёжный... учитель.
Закончится всё, конечно, выпускным - а чем же может закончиться такая книжка? Не все дойдут до финала - и это тоже правдиво. Но те, кто дойдет - всё же почувствуют себя особым братством. Прошедшим общие беды и радости.
Я осознанно не хочу писать подробнее - потому что я знаю, что так лишу вас удовольствия проживать эту книгу. Здесь хороший слог, живой разговорный язык, раскрытые характеры.
Ах да - в книжке, написанной в 1972 - 1974 годах не раз встретятся размышления о моде. О вечном споре "мини, миди или макси", о дефицитных сапогах, о допустимости яркого галстука для учителя. И это тоже интересно.
Книжка, конечно, ориентирована на подростков - издательство "Детская литература", как мы помним, специализировалась на книгах для школьников. И всё же эта книга хороша для взрослых - думающих, читающих, сомневающихся... Чувствующих.
Таких, как вы, мои читатели.
Книга есть в интернете в открытом доступе. Приятного чтения!
Как всегда, искренне ваша - книголюбивая Умная Эльза!