Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

"Мой рабочий одиннадцатый" - молодой учитель и 25 почти взрослых учеников

"Молодой учитель в школе" тема не новая. Любой из читающих легко вспомнит с пяток книжек или фильмов построенных на драматических или комических коллизиях, в которые авторы погружают молодого учителя. В таких книгах всегда есть узнаваемая прочная канва - молодой учитель неглуп, но слегка наивен от неопытности. И обычно оказывается между Сциллой сложившегося, но крайне разношёрстного коллектива (где есть место и крепким профессионалам, и профессиональным, но чёрствым сухарям, и равнодушным отбывальщикам рабочего дня) и Харибдой класса, где есть и отличники, и убежденные троечники, и слабые, и хулиганистые. И там, и там - признанные авторитеты, красавицы местного значения, и даже... криминальные личности. (Да-да - то кто-то что-то украдет, то драка, а то и шайка)... И всё же книга Николая Никонова стоит наособицу. И любителям школьной темы в литературе я бы эту книгу посоветовала. Итак, герой - Владимир Иванович Рукавицын, молодой человек двадцати четырёх лет отроду, приятной наружност

"Молодой учитель в школе" тема не новая. Любой из читающих легко вспомнит с пяток книжек или фильмов построенных на драматических или комических коллизиях, в которые авторы погружают молодого учителя.

Н.Г. Никонов. Мой рабочий одиннадцатый. М., "Детская литература", 1980г. Оформление Г. Метченко. Рисунки А.Дудина.
Н.Г. Никонов. Мой рабочий одиннадцатый. М., "Детская литература", 1980г. Оформление Г. Метченко. Рисунки А.Дудина.

В таких книгах всегда есть узнаваемая прочная канва - молодой учитель неглуп, но слегка наивен от неопытности. И обычно оказывается между Сциллой сложившегося, но крайне разношёрстного коллектива (где есть место и крепким профессионалам, и профессиональным, но чёрствым сухарям, и равнодушным отбывальщикам рабочего дня) и Харибдой класса, где есть и отличники, и убежденные троечники, и слабые, и хулиганистые. И там, и там - признанные авторитеты, красавицы местного значения, и даже... криминальные личности. (Да-да - то кто-то что-то украдет, то драка, а то и шайка)...

-2

И всё же книга Николая Никонова стоит наособицу. И любителям школьной темы в литературе я бы эту книгу посоветовала.

Итак, герой - Владимир Иванович Рукавицын, молодой человек двадцати четырёх лет отроду, приятной наружности: высок, строен, плечи широкие, талия узкая, глаза карие, волосы русые.

Начитан. Ироничен. Склонен к рефлексии - не путать с самокопанием. Не сказать, чтобы новичок - успел пару лет поработать в военном училище. Но вы же понимаете, что военное училище, где железная дисциплина и вопрос о прогулах не стоит в принципе, совсем не то, что "шарамыга" - то бишь ШРМ: Школа рабочей молодёжи!

-3

Что ж - классное руководство Владимиру Ивановичу достанется в непростом 10А. Шофер, столяр, девочки с камвольного, медсестра, подручные сталевара, автослесарь, повариха, продавщицы... И даже оперуполномоченный. Плюс двое нигде не работающих.

И зачем всем этим людям история французской революции 1848 года? Вообще - зачем история? И зачем школа? Некоторые считают, что деньгУ зашибать можно и так. И, кстати, вполне себе зашибают...

Все хорошие книги - книги о людях. Так же, как и другие классные руководители из знакомых нам фильмов и книг наш герой будет посещать учеников на рабочих местах и шаг за шагом узнавать их.

-4

В книгах 50-х учитель непременно добивается посещаемости, дружбы, единства, признания (нужное добавьте сами), но в 60-х уже могут быть отдельные отщепенцы и открытый финал. В 70-е, когда была написана книга, всё уже сложнее. Владимир так же размышляет о жизни, об учениках, но понимает, что вряд ли изменит мировоззрение ученика-таксиста, который малопочтенными приёмами накопил себе на кооперативную квартиру. Не изменит жизненный путь хулигана, который перешел границы человечности. Это не значит, что герой не будет пытаться - будет.

-5

И каждый ученик будет разворачиваться перед нами - как работник и как человек. Разные... как будто в одной книге - много-много других, где есть и трагедия, и драма, и скучная история, и пошлая, и чистая, как весенний воздух.

И не только ученики - встретится Владимиру его старый учитель Бармалей - Яков Никифорович Барма. Мудрый. Человечный. Потерявший в войну семью - и нашедший силы жить и любить.

Откроется невзрачная, скучная с виду Вера Антоновна, что приносит на урок литературы большой старинный шандал - потому что будут читать Пушкина, и ей хочется, чтобы поэта открыли ученики - во всей радости, во всей красе....

Разное случится за два года классного руководства.

-6

Туповатый на первый взгляд Столяров окажется чутким и тонким. Вечно "нукающая" Чуркина - отличным старостой, душой и совестью класса. Непонятные девчонки с камвольного - чёсальщицы, мОтальщицы! - предстанут вполне квалифицированными работницами и настоящими подругами для одноклассницы, попавшей под суд...

Как-то понемногу, сомневаясь, размышляя, присматриваясь, без всякого "плана воспитательной работы" и не стремясь развить "коммуникативность" и "общие компетенции" молодой учитель вдруг станет частью - очень важной частью! - небольшого и разношёрстного класса.

-7

Почему же книга с первых страниц подкупает? Потому что - искренне. Честно. Владимир Иванович, молодой человек двадцати четырех лет ищет смыслы, сомневается и остается честным перед учениками и собой. Даже когда ошибается. Сила порой в признании своей слабости - бывает и так.

А любовь? Будет и любовь. Как там поётся в "Большой перемене": "Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает". Безнадежная любовь ученицы - а как не влюбиться, если тебе лет семнадцать, и тут появляется умный, красивый, надёжный... учитель.

-8

Закончится всё, конечно, выпускным - а чем же может закончиться такая книжка? Не все дойдут до финала - и это тоже правдиво. Но те, кто дойдет - всё же почувствуют себя особым братством. Прошедшим общие беды и радости.

Я осознанно не хочу писать подробнее - потому что я знаю, что так лишу вас удовольствия проживать эту книгу. Здесь хороший слог, живой разговорный язык, раскрытые характеры.

Ах да - в книжке, написанной в 1972 - 1974 годах не раз встретятся размышления о моде. О вечном споре "мини, миди или макси", о дефицитных сапогах, о допустимости яркого галстука для учителя. И это тоже интересно.

Книжка, конечно, ориентирована на подростков - издательство "Детская литература", как мы помним, специализировалась на книгах для школьников. И всё же эта книга хороша для взрослых - думающих, читающих, сомневающихся... Чувствующих.

Таких, как вы, мои читатели.

Книга есть в интернете в открытом доступе. Приятного чтения!

Как всегда, искренне ваша - книголюбивая Умная Эльза!