Найти в Дзене
СЕРПУХОВЕДЕНИЕ

От Протвино до Чернобыля: ликвидаторы и их подвиг

26 апреля 1986 года маленький город Припять, где в то время жили тысячи счастливых семей, стал символом трагедии, страха и необратимых последствий человеческой ошибки. В первые часы после катастрофы никто до конца не понимал масштаб бедствия. Люди выходили на улицы, любовались странным светом над станцией, не зная, что воздух вокруг них отравлен. Те, кто рванулся на пожар - пожарные, рабочие, офицеры, без защиты, почти голыми руками, сдерживали смерть. Среди тех, кто приехал на помощь, были люди из самых разных уголков Союза. На место катастрофы из Серпухова одними из первых прибыли подполковник запаса Игорь Абросимов, старшина запаса Владислав Квасов, рядовые запаса Юрий Макаров и Иван Мягков, сержант запаса Юрий Криницын и фельдшер медсанчасти №126 Евгений Ковалев. Участие в ликвидации невидимой угрозы принимали специалисты самых различных профессий: физики, медики, дозиметристы, строители, электромонтеры, телефонисты, повара и водители — каждый выполнял свою роль в масштабной операц

26 апреля 1986 года маленький город Припять, где в то время жили тысячи счастливых семей, стал символом трагедии, страха и необратимых последствий человеческой ошибки.

В первые часы после катастрофы никто до конца не понимал масштаб бедствия. Люди выходили на улицы, любовались странным светом над станцией, не зная, что воздух вокруг них отравлен. Те, кто рванулся на пожар - пожарные, рабочие, офицеры, без защиты, почти голыми руками, сдерживали смерть.

Среди тех, кто приехал на помощь, были люди из самых разных уголков Союза. На место катастрофы из Серпухова одними из первых прибыли подполковник запаса Игорь Абросимов, старшина запаса Владислав Квасов, рядовые запаса Юрий Макаров и Иван Мягков, сержант запаса Юрий Криницын и фельдшер медсанчасти №126 Евгений Ковалев. Участие в ликвидации невидимой угрозы принимали специалисты самых различных профессий: физики, медики, дозиметристы, строители, электромонтеры, телефонисты, повара и водители — каждый выполнял свою роль в масштабной операции по спасению мира. 

Протвино занял второе место среди городов России по числу жителей-участников ликвидации последствий катастрофы: 496 протвинцев отправились в зону бедствия. 

Первыми на помощь отправились сотрудники Института физики высоких энергий (ИФВЭ). В начале июня 1986 года группа из шести специалистов выехала в Чернобыль. Оставив свои семьи, они уехали чтобы совершить невозможное - сдержать разрушительную силу атома. Их задача заключалась в сборе данных о радиационном фоне, разработке методов защиты от облучения и строительстве защитных сооружений.

Одним из тех, кто возглавил этот героический труд, был Евгений Федорович Соколов - глава отдела радиационных исследований. На месте аварии он провел в совокупности почти десять месяцев, охватывая 1986, 1988 и 1989 годы. За свою работу он был награждён орденом Мужества.

Ликвидаторы прибывали постепенно, сменяя друг друга. На работы приезжали из временно устроенных общежитий в безопасных местах вне 30-километровой зоны отчуждения, и все время пребывания на рабочем месте велся радиационный контроль для каждого конкретного работника. После получения предельной дозы радиации в 25 рентген человек выводился из зоны. 

«Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС - очень сложная, тяжелая, опасная работа. Я возглавлял отдел радиационных исследований и не устану повторять: лучшая защита от всякого рода потрясений - это знание. А незнание - это первый шаг к заболеваниям, стрессам и так далее. Надо знать, с чем работаешь и как защищаться, и «вооружать» этим знанием остальных - строителей, военнослужащих. Мы, дозиметристы, знали, что будем в Чернобыле в любом случае. Более того, первый руководитель нашей выездной группы собрал нас и сказал, что у нас другого выбора нет – мы должны туда ехать. Все спокойно к этому отнеслись, потому что знали – нас эта чаша не минует» - говорил Евгений Соколов. 

Александр Анатольевич Перфильев, командовавший полком военных строителей в Чернобыле с сентября по декабрь 1986 года, вспоминал: «То, что мы там увидели в первые минуты, производило самое тягостное впечатление: брошенные деревни, спущенные пруды, где ранее занимались рыбоводством, разлетевшиеся по округе куры и повсюду заросли чернобыльника под два метра высотой. Птиц не было слышно. Местных жителей эвакуировали. Правда, в деревне Колпачи остался один 90-летний старичок – не захотел никуда уезжать». 

Владимир Петрович Земляков находился в Чернобыле с сентября по декабрь 1986 года, командовал полком военных строителей, был награжден орденом «За службу в Вооруженных Силах СССР». «Отдаленно представлял, куда отправляюсь, но, когда туда попадаешь, о здоровье не думаешь: нужно идти – идешь, нужно делать – делаешь. Напряжение, концентрация сил были так велики, что никакие болезни нас там не преследовали, как на войне. Чернобыль и был для нас, как маленькая война», – отмечает Владимир Земляков.

-2

Ликвидаторы катастрофы, среди которых были и жители Протвино, Серпухова, других многочисленных городов и сёл страны, доказали, что человек способен на невероятное. В 2003 году в Протвино был установлен мемориальный обелиск, ставший символом памяти и благодарности тем, кто принял участие в ликвидации техногенных и радиационных катастроф. Скульптура под названием «Сломанные крылья» была создана талантливым художником Владимиром Михненковым, уроженцем Протвино. На изломанном каменном основании, выгравированы слова: «Мое сердце сгорело в лучах ада. Твоя жизнь защитила мир от катастрофы».

alexiskiskis