Об этом редко говорят открыто, тем не менее сегодня мы в деталях разберем как концерн VAG использует Audi в качестве испытательной площадки для новых технологий. И почему те, кто покупал Audi за большие деньги, фактически спонсировали инновации, которые потом доставались клиентам Volkswagen и SKODA за куда меньшие суммы.
На моём канале я довольно редко уделяю внимание автомобилям Audi, однако я регулярно проводил длительные тесты множества моделей этой марки.
Себе в актив могу записать:
- Audi A3 (8P) Cabrio, A3 (8V) Sedan и Cabrio
- Audi A4 (B7) Sedan, A4 (B9) Avant
Там где ссылки активные - можно посмотреть тест-драйв с моим участием. Итак, благодаря этому опыту я понял, насколько Audi — не просто премиум-бренд, а настоящий технологический полигон для всего концерна VAG, давайте же разберем это на примерах.
Алюминиевый кузов Audi Space Frame
Первая и очень значимая инновация Audi — это алюминиевый кузов по технологии Audi Space Frame (ASF), появившаяся впервые в 1994 году на Audi A8 (D2). Эта конструкция была революционной, так как полностью меняла подход к проектированию и производству кузовов премиальных автомобилей. Audi использовала алюминиевые сплавы, которые обладали высоким соотношением прочности к весу, что позволяло значительно снизить общую массу автомобиля — примерно на 40% по сравнению с традиционным стальным кузовом.
Интересный факт: при производстве первого Audi A8 на кузов шло около 330 отдельных алюминиевых деталей, соединённых с помощью специальных клёпок и клея, а также лазерной сварки. Это давало не только лёгкость, но и высочайшую жесткость конструкции, улучшая управляемость и увеличивая безопасность при столкновениях.
Кроме того, алюминиевый кузов в отличие от стали не ржавеет, вместо этого он окисляется. В общем хрен редьки не слаще. Кроме того, ремонт алюминиевых элементов кузова, в случае ДТП или повреждений, гораздо сложнее и дороже по сравнению со стальными аналогами. Это требует наличия специального оборудования и квалифицированных специалистов, что делает обслуживание таких автомобилей более дорогим и ограничивает распространение технологии в массовых сегментах рынка.
Но не смотря на это, Audi не остановилась на достигнутом, и последующие поколения Audi A8 (например, кузов D5) во истину ночной кошмар жестянщика! Мало того что кузов на 58% состоит из алюминиевых сплавов, так еще алюминий в нем комбинируется с другими легкими материалами, такими как магний, углепластик и высокопрочная сталь, что позволяет еще лучше балансировать вес и прочность. Несмотря на все преимущества, высокая стоимость производства и сложность обслуживания продолжают ограничивать применение подобных решений в бюджетных моделях SKODA и Volkswagen.
Система полного привода Quattro
Вторая знаковая технология Audi — это знаменитая система полного привода Quattro, впервые представленная в 1980 году на легендарном Audi Quattro. Изначально эта система была революционной для автомобильного мира, так как впервые предложила полноценный постоянный полный привод для серийных легковых автомобилей. В основе конструкции ранних моделей Quattro лежал продольно расположенный двигатель и межосевой дифференциал с механической блокировкой. Однако, во второй половине 80-х, Audi начали активно внедрять в свои автомобили дифференциал типа Torsen (Torque Sensing), который автоматически перераспределял крутящий момент между передней и задней осями в зависимости от дорожных условий, улучшая сцепление и управляемость автомобиля. Таким образом, Audi прочно застолбили место своим автомобилям в классе постоянного полного привода.
В 90-х и особенно в начале 2000-х концерн VAG начал активно использовать схему с поперечно расположенными двигателями, в которых полный привод обеспечивался уже не дифференциалом Torsen, а хорошо знакомой нам электромагнитной муфтой Haldex. Такая конструкция отличается тем, что большую часть времени автомобиль по большей части остается переднеприводным, а задняя ось получает достаточный крутящий момент лишь при получении команды от датчиков ABS. Несмотря на технические отличия, маркетинговое название Quattro сохранилось для младших моделей Audi, таких как A3 и Q3, где применяется именно такая конструкция.
Также стоит отметить, что подобный подход к полному приводу через муфту Haldex стал основой для массовых моделей всего концерна VAG — это например VW Golf 4Motion, Tiguan, SKODA Kodiaq и Superb. Несмотря на различия, сама идея предоставления возможности полного привода для компактных и средних автомобилей прочно укоренилась именно благодаря оригинальному успеху Audi Quattro.
Светодиодная и матричная оптика
Еще одной важной и инновационной технологией Audi является применение светодиодной оптики. Audi стала первой в концерне VAG, массово внедрив LED дневные ходовые огни (DRL) на Audi A8 W12 в 2004 году. Этот элемент быстро стал знаковым и даже получил неофициальное название «световой подписи», так как позволял безошибочно узнавать автомобили Audi в потоке.
В 2013 году компания представила на Audi A8 передовую матричную светодиодную технологию Matrix LED. Принцип работы этих фар заключается в использовании множества отдельных светодиодов, управляемых компьютером, который в реальном времени адаптирует световой пучок под дорожные условия, не ослепляя при этом встречных водителей. Эта инновация заметно повысила безопасность движения в ночное время и вскоре была успешно перенесена в другие модели концерна VAG, такие как Volkswagen Touareg, Arteon, SKODA Superb, Octavia, а также SEAT Leon. Любопытно, что несмотря на широкое распространение матричной технологии сегодня, её изначальная разработка и доводка до серийного состояния потребовали от Audi нескольких лет исследований и больших финансовых вложений, что еще раз подтверждает статус марки как передового технологического лидера концерна.
Виртуальный кокпит (Virtual Cockpit)
Цифровая приборная панель Audi Virtual Cockpit впервые была представлена на модели Audi TT третьего поколения в 2014 году и стала настоящей революцией в подходе к приборным панелям автомобилей. Эта инновация заключалась в замене традиционных аналоговых приборов на полностью цифровой экран с высоким разрешением (1440×540 пикселей). Одной из ключевых особенностей Virtual Cockpit стала возможность индивидуальной настройки отображения информации: от классических круглых приборов с тахометром и спидометром до полноэкранной карты навигации, мультимедийной информации и данных систем помощи водителю.
Эта технология была настолько успешной и востребованной, что быстро распространилась на другие модели Audi — от компактного кроссовера Q3 до флагманского седана A8. Интересно отметить, что разработкой и производством экранов для Virtual Cockpit занималась компания Nvidia, известная своими графическими ускорителями для компьютеров и игровых консолей, что обеспечило высокую скорость отклика и плавность анимации.
Вскоре Virtual Cockpit адаптировали и для массовых моделей концерна VAG, включая Volkswagen Golf, Passat и Tiguan, SKODA Octavia и Kodiaq, SEAT Ateca и Leon. В каждой из этих моделей цифровая приборная панель получила индивидуальные стилистические доработки под дизайн марки, однако суть технологии осталась прежней. Благодаря универсальности и удобству использования, сегодня такая цифровая панель становится уже практически стандартом для автомобилей среднего и премиального сегментов во всех брендах концерна VAG.
Двигатели TFSI и их внедрение в другие бренды
Еще одна важная инновация, которая появилась благодаря инженерам Audi, — это двигатели TFSI (Turbocharged Fuel Stratified Injection). Впервые такие моторы были представлены в 2004 году на Audi A3 Sportback. Двигатели TFSI сочетают в себе турбонаддув и систему непосредственного впрыска топлива, что позволяет существенно увеличить мощность и крутящий момент при одновременном снижении расхода топлива и вредных выбросов.
Одним из наиболее известных представителей семейства TFSI является горячо любимый нами двигатель 2.0 TFSI серии EA888, ставший знаковым благодаря своей надежности, высокой производительности и экономичности. Этот двигатель прошел несколько поколений модернизации и используется в широком диапазоне мощностей — от 180 до более 300 лошадиных сил в зависимости от модели и настроек.
Любопытный факт: за внедрение технологии TFSI компания Audi неоднократно получала престижную награду «Двигатель года» (International Engine of the Year). Так, например, с 2005 по 2009 год 2-литровый TFSI стабильно попадал в число лучших двигателей по версии ведущих автомобильных журналов.
После того, как технология успешно зарекомендовала себя в автомобилях Audi, она быстро была распространена на другие бренды концерна VAG. Volkswagen начал активно устанавливать моторы TFSI в модели Golf GTI, Passat и Tiguan, а SKODA применила эти двигатели в своих наиболее популярных моделях Octavia и Superb. Испанский бренд SEAT также не остался в стороне и установил двигатели TFSI на модели Leon и Ateca, что существенно улучшило их динамические характеристики и привлекательность для покупателей. Таким образом, технология TFSI стала одной из ключевых инноваций концерна, обеспечив успех на глобальном автомобильном рынке.
Адаптивный круиз-контроль (ACC)
В 2006 году Audi представила на новом поколении внедорожника Audi Q7 передовую систему адаптивного круиз-контроля (Adaptive Cruise Control, ACC). Эта технология стала настоящим прорывом для своего времени, так как существенно повышала комфорт и безопасность на дальних дистанциях. В отличие от стандартного круиз-контроля, который поддерживает лишь заданную скорость, адаптивный круиз-контроль с помощью радаров и специальных датчиков отслеживал расстояние до впереди идущего автомобиля и автоматически регулировал скорость и дистанцию, при необходимости задействуя тормозную систему вплоть до полной остановки автомобиля.
Интересный момент: уже тогда Audi интегрировала ACC с другими системами автомобиля, такими как электронные ассистенты аварийного торможения и слежения за полосой движения. Позже эта комплексная технология была доработана, получив расширенные функции, включая работу в пробках и полуавтономное движение, когда автомобиль мог самостоятельно двигаться и останавливаться в плотном потоке, снижая нагрузку на водителя.
Вскоре после успешного дебюта на Audi Q7, адаптивный круиз-контроль начал появляться в других премиальных моделях Audi, включая Audi A8, A6 и A4. Затем технология перешла и на другие марки концерна VAG, став доступной на массовых моделях Volkswagen Passat, Arteon, Touareg, SKODA Superb, Kodiaq и даже SEAT Tarraco, существенно расширив аудиторию пользователей и повысив общий уровень активной безопасности автомобилей группы.
Технологии, не получившие широкого распространения
Несмотря на успех большинства инноваций Audi, некоторые решения оказались слишком амбициозными и не получили широкого распространения. Ярким примером такой технологии стали виртуальные зеркала заднего вида, впервые представленные на электрическом кроссовере Audi e-tron в 2018 году. Эти зеркала представляют собой небольшие камеры на месте традиционных боковых зеркал, транслирующие изображение на экраны внутри салона.
Хотя эта технология существенно улучшала аэродинамику автомобиля, снижая коэффициент сопротивления воздуха и, как следствие, увеличивая дальность хода электромобиля на несколько километров, она была встречена сдержанно. Главные нарекания вызвали непривычное расположение экранов в дверях автомобиля, необходимость переучивания водителей и сложность оценки расстояния до объектов на дисплеях в сложных погодных условиях.
Другим интересным, но нишевым экспериментом стала система активного шумоподавления Audi (Active Noise Cancellation), внедрявшаяся в отдельных моделях Audi A8 и Q7. С помощью микрофонов и динамиков автомобиль анализировал внешний шум и генерировал противофазные звуковые волны, обеспечивая исключительную тишину в салоне. Однако из-за сложности настройки и высокой стоимости технологии активное шумоподавление не стало массовым решением, оставшись опцией лишь для самых дорогих моделей.
Таким образом, Audi продолжает экспериментировать с передовыми технологиями, часть из которых становится отраслевым стандартом, а часть остается лишь интересными страницами автомобильной истории.
Приведенный список далеко не полный, Audi неизменно выступает в роли технологического лидера концерна VAG, внедряя и обкатывая инновации, которые затем распространяются на другие бренды группы. Некоторые технологии становятся стандартом, другие остаются экспериментальными.
Друзья, надеюсь, статья была интересной и полезной!
Пишите о технологиях не вошедших в эту статью в комментариях, подписывайтесь на мой канал и обязательно заглядывайте в мой Telegram yes_motion — там я публикую анонсы новых видео, делюсь интересными наблюдениями и редкими материалами о VAG и китайском автопроме.
С вами был Евгений Соловьев. До новых встреч!