Найти в Дзене

Жозеф Дезире Кур: мастер романтического академизма и его вклад в искусство

Портрет Ольги Алексеевны Щербатовой, в браке княгини Голицыной (1829–1879). 1840-е, Томский областной художественный музей.
Портрет Ольги Алексеевны Щербатовой, в браке княгини Голицыной (1829–1879). 1840-е, Томский областной художественный музей.

Жозеф Дезире Кур (фр. Joseph-Désiré Court; 14 сентября 1797, Руан — 23 января 1865, Париж) — выдающийся французский живописец, представитель романтического академизма, чья деятельность оказала значительное влияние на развитие французской живописи XIX века. Его творчество и профессиональный путь связывают эпохи классицизма и романтизма, а его произведения остаются образцом мастерства, выразительности и глубины эмоциональной насыщенности.

Портрет княжны Екатерины Алексеевны Щербатовой, в браке княгини Васильчиковой (1818—1869). Не позднее 1840, Государственный Эрмитаж.
Портрет княжны Екатерины Алексеевны Щербатовой, в браке княгини Васильчиковой (1818—1869). Не позднее 1840, Государственный Эрмитаж.

Ранние годы и образование

Родившись в городе Руан, Кур рано проявил интерес к искусству. Его первые шаги в живописи начались в студии у художника Марка-Антуана Дескампа, руководимой отцом, Жан-Батистом Дескамп. Этот старт был важным этапом формирования его художественного стиля и профессиональных навыков. После обучения в родном городе, он продолжил совершенствование мастерства в Париже — крупнейшем культурном центре Франции, где среди его наставников выделялся прославленный Антуан-Жан Гро.

Риголетта, пытающаяся отвлечься во время отсутствия Жермена, 1844. Картина на сюжет романа «Парижские тайны». 1844, Музей изящных искусств, Руан, Франция.
Риголетта, пытающаяся отвлечься во время отсутствия Жермена, 1844. Картина на сюжет романа «Парижские тайны». 1844, Музей изящных искусств, Руан, Франция.

Учеба и первые успехи

В 1821 году, в возрасте 24 лет, Кур выиграл престижную Римскую премию с программой «Самсон и Далила». Этот успех открыл ему возможность бесплатно путешествовать и работать в Риме. Там он активно созидал картины, вдохновлённые историческими сюжетами и классическими темами, и посылал их на выставки в Париж. Уже в 1827 году его картина «Смерть Цезаря» была приобретена парижским Люксембургским музеем, что стало важным признанием его мастерства.

Король Дании Кристиан VIII и королева Амалия в одеяниях для коронации. 1841, Государственный музей искусств, Копенгаген.
Король Дании Кристиан VIII и королева Амалия в одеяниях для коронации. 1841, Государственный музей искусств, Копенгаген.
Смерть Юлия Цезаря. Подготовительный эскиз. Около 1826–1827, Музей Фабра, Монпелье, Франция.
Смерть Юлия Цезаря. Подготовительный эскиз. Около 1826–1827, Музей Фабра, Монпелье, Франция.

Кур Жозеф-Дезире (Court J.D.) Портрет Симплиции де Николаи. 1843 г.
Кур Жозеф-Дезире (Court J.D.) Портрет Симплиции де Николаи. 1843 г.

Участие в академической среде и признание

После возвращения из Италии, Кур получил признание в академической среде. В 1828 году руанская академия наук, искусств и литературы избрала его своим член-корреспондентом. Вскоре академия заказала ему работу — большую композицию для украшения зала заседаний, изображавшую драматурга Корнеля, что подчеркнуло его статус в художественном обществе. За эту работу художник был удостоен золотой медали академии.

Портрет принца П. Г. Ольденбургского в форме Лейб-гвардии Преображенского полка. 1842, Государственный Эрмитаж.
Портрет принца П. Г. Ольденбургского в форме Лейб-гвардии Преображенского полка. 1842, Государственный Эрмитаж.
Версальский дворец – Жозеф-Дезире Курт -- Бракосочетание Леопольда I и принцессы Луизы Орлеанской в замке Компьень в 1832 году
Версальский дворец – Жозеф-Дезире Курт -- Бракосочетание Леопольда I и принцессы Луизы Орлеанской в замке Компьень в 1832 году

Главные произведения

Одним из наиболее известных полотен Кур стала картина «Мирабо возражает Дрё-Брезе в Генеральных штатах в 1789 году». Он выбрал эту тему для участия в конкурсе на оформление нового зала Палаты депутатов после Июльской революции 1830 года. Несмотря на то, что эскиз занял второе место, художник завершил работу и выставил её на Парижском салоне 1833 года. В настоящее время произведение хранится в музее Руана.

Фавн и Нимфа, 1824, Музей изящных искусств и кружева, Алансон, Франция.
Фавн и Нимфа, 1824, Музей изящных искусств и кружева, Алансон, Франция.

Еще одним значимым произведением стала картина «Драма Корнеля», которая принесла художнику признание и статус авторитетного художника, способного создавать масштабные и насыщенные исторические полотна. В 1838 году он был награждён орденом Почётного легиона — официальным знаком признания заслуг в области искусства.

Ахилл вручает Нестору награду за мудрость на Олимпиаде. 1820, Музей изящных искусств, Руан.
Ахилл вручает Нестору награду за мудрость на Олимпиаде. 1820, Музей изящных искусств, Руан.

Работа в России и портреты аристократии

В начале 1840-х годов Кур работал в Российской империи, создавая портреты представителей российской и польской аристократии. Среди них — портрет принца Петра Георгиевича Ольденбургского, сестёр Ольги Щербатовой и Екатерины Щербатовой, а также несколько портретов польских аристократов. Его живописное мастерство и способность передавать характер и статус клиентов сделали работы Кур ценными памятниками эпохи.

Возвращение в Руан и работа в музее

Устав от городской суеты Парижа, Кур в 1853 году вернулся в Руан, где занял должность хранителя и реставратора Руанского музея. В этом статусе он не только занимался сохранением наследия, но и продолжал работать над собственными живописными проектами. В течение более десятилетия он содействовал развитию местного художественного движения, оставляя значительный след в культурной жизни города.

Женщина на диване, 1829, Музей Фабра.
Женщина на диване, 1829, Музей Фабра.

Великая княгиня Елена Павловна (Государственный Русский музей)
Великая княгиня Елена Павловна (Государственный Русский музей)

В 1865 году Кур переехал в Париж для лечения и там скончался. Его останки были перевезены в родной Руан и похоронены на Монументальном кладбище, среди других выдающихся уроженцев города. Его творчество оказало заметное влияние на развитие романтического и академического направления в живописи Франции, а его произведения остаются важной частью музейных коллекций и исследований по истории искусств.

-13

Стиль и эстетка

Жозеф Дезире Кур — яркий представитель романтического академизма, сочетающего в себе мощь и эмоциональную насыщенность романтизма с точностью и гармонией классического искусства. Его картины отличаются богатой цветовой палитрой, выразительными композицией и глубоким психологизмом.

-14
-15

Вклад в культурное наследие

Благодаря своей работе над историческими полотнами, портретами и декоративными росписями, Кур внес значительный вклад в развитие французской культуры XIX века. Его работы способствовали укреплению традиций академической школы, но при этом обладали сильным личным стилевым характером.

-16
-17

Жозеф Дезире Кур — одна из ярчайших фигур французского романтического академизма. Его творчество продолжает вдохновлять художников и исследователей, а его исторические полотна остаются ценными культурными наследиями. Его жизнь — пример служения искусству, преодоления профессиональных трудностей и сохранения высокого уровня мастерства в эпоху перемен.