(Судьба и жизнь Анны Тимофеевны Гагариной - матери первого космонавта)
В Смоленской области, в небольшом городке Гагарин, названном в честь первого человека, побывавшего в космосе, есть памятник: на скамье, устало сложив руки, сидит немолодая женщина. Это Анна Тимофеевна Гагарина, которая родила и воспитала четверых детей: дочь и троих сыновей, средний из которых прославился на весь мир.
" Я очень люблю свою маму, - говорил ее взрослый сын Юрий Гагарин. - И всем, чего смог добиться, обязан ей". А та, про кого это сказано, удивлялась и не находила слов в ответ на частые вопросы о том, как надо воспитывать сыновей, "чтобы они были похожи на вашего Юрия".
Анна родилась в 1903-м в деревне Шахматово Смоленской области в многодетной крестьянской семье Анны Егоровны и Тимофея Матвеевича Матвеевых (ее девичья фамилия). Из четырнадцати детей выжили пятеро: Анна была средним ребенком. Жили трудно, но дружно: мать готовила, убирала, стирала и обшивала семью; у отца были золотые руки – он мог мастерить для дома буквально все.
Когда девочке исполнилось девять лет, семья переехала в Петроград. Отец устроился на Путиловский завод, мать зарабатывала стиркой белья, старший брат Сергей работал на судоверфи. Жили в квартире, которую сняли в доме при Путиловском заводе: всемером теснились в одной комнате, а две другие сдавали, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Анна тоже зарабатывала для семьи, убирая в комнатах постояльцев. Росла любознательной и тянулась к знаниям.Чтобы дочь получила образование, родители отправили девочку в Путиловское училище, где она изучала русский и арифметику, училась шить и вязать. Но после революции Матвеевы снова вернулась в деревню.
В пятнадцать лет Анна потеряла отца, вскоре брата, умершего от тифа, а потом и мать, которая не смогла пережить смерти сына. А в девятнадцать Анна осталась за старшую в семье, где росли братья и сёстры. В двадцать лет её сосватал Алексей Гагарин - сын деревенского плотника, который привел молодую жену в родительский дом. Там, на окраине деревни Клушино Смоленской области, у Анны и Алексея Гагариных родились четверо детей: три сына и дочь.
Анна Тимофеевна вспоминала о тех годах: «Встанешь часа в три утра, печь затопишь, приготовишь еду на весь день, оставишь её в загнетке. А тут уж пора корову доить, глядишь - время на работу идти. Вечером после дойки скотину обиходишь, вещички у ребят пересмотришь, - что подштопать, что починить - а там и спать пора».
На подворье у Гагариных было небольшое домашнее хозяйство: корова, лошадь, несколько овец, поросята, куры и гуси. Позднее, когда вступили в колхоз, живность пришлось отдать. Как потом вспоминала Анна Тимофеевна: «Конечно, колебались и переживали. Но в итоге пришли в колхоз не с пустыми руками».
21 июня 1941-го у Зои был выпускной из семилетки – радость, построение планов будущей жизни… А на следующий день началась война.
В сентябре 1941-го Юра пошел в школу, но через месяц учеба прервалась – деревню оккупировали немцы. Они разграбили дом Гагариных, а самих хозяев выгнали, разместив в доме связной пункт. Пришлось семье ютиться в землянке на огороде. Надо ли говорить, как боялась мать Анна Тимофеевна за своих детей, ведь для фрицев не было ничего святого, а уследить за непослушными младшими Юрой с Борей было непросто. Чудом она смогла отбить у немца, поселившегося в их доме, маленького Борю, над которым тот издевался. «Не знаю, какое у меня лицо было, только фриц, взглянул на меня, повернулся и в дом зашагал», – вспоминала мать. Однажды Юра с матерью были на сенокосе, пьяный немец вырвал из ее рук косу и замахнулся, чтобы полоснуть по ногам. Анна упала и закричала: «Юра, сынок, беги! Зарубит!»
В начале 1943-го семнадцатилетнего Валю и Зою, которой не было еще пятнадцати, угнали в Германию. Свое состояние Анна Тимофеевна описывала так: «Есть такое выражение: глаза все повыплакала. Оказывается, оно буквальное».
Ранней весной 1943-го Клушино освободили, но испытания для семьи не закончились: скотина была вырезана, поля заминированы – кругом царили разруха, голод и пугающая неизвестность будущего, ведь немцы в любой момент могли вернуться. Но обошлось. В конце 1944-го Гагарины получили долгожданные весточки от Вали и Зои. Слава Богу, они выжили, бежали из плена и находились на фронте.
После Победы Гагарины переехали в Гжатск – разобрали свой деревенский дом в Клушино и перевезли его в город. Старшие дети вернулись домой, младшие сели за парту, жизнь постепенно налаживалась.
Став взрослым, Юрий Гагарин часто вспоминал, что родители с самого детства, как бы между прочим, учили их быть честными, скромными, порядочными и отзывчивыми людьми, Алексей Иванович говорил: «Честность, как солнечный луч, должна пронизывать собою всю жизнь». А Анна Тимофеевна часто повторяла: «Побольше радости окружающим нести надо и радость эту не пропускать».
Вообще, в семье Гагариных всегда обсуждали с детьми все важные вопросы и вместе строили жизненные планы. Анна Тимофеевна, с детства любившая читать, часто брала книги в сельской избе-читальне или покупала в городе, а потом каждый вечер, собравшись вместе, их читали вслух.
Со временем, когда сыновья женились и родни стало больше, они часто собирались всей семьёй под одной крышей.
О том, что средний сын побывал в космосе, Анна Тимофеевна узнала по радио. Она заспешила на вокзал, в чём была - в халате и тапочках, натянув сверху телогрейку. В вагоне у неё нечаянно вырвалась фраза, что Юрий Гагарин - её сын, и все вокруг, воодушевленно обсуждавшие это событие, сразу стали расспрашивать о первом космонавте.
Когда Анна Тимофеевна приехала в Звездный, к Юрию, в квартире было полно народу. Поздно вечером Анну Тимофеевну и Валентину повезли на специальный переговорный пункт. Там мать только и смогла сказать в трубку: «Сынок!» А Юрий Алексеевич: «Мама! Милая! Всё хорошо! Всё в порядке! Не беспокойся! Береги Валю, девочек, себя. Скоро увидимся, мама!»
Анна Тимофеевна вспоминала, как они встретились с сыном 14 апреля 1961-го на Красной площади: он обнял Валю, потом ее и она заплакала. Юрий Алексеевич успокаивал: «Мама, не плачь, всё позади...»
После космического полёта Гагарина, рядом с домом родителей в Гжатске начали строить новый, похожий на городскую квартиру дом, прямо в саду - это был подарок от властей. Сначала хотели отвести землю под цветник, но Гагарины возразили: «Зачем цветник, будем трудиться, если ещё полно сил!». И тогда возле дома разбили обычный огород.
По воспоминаниям, мать, как и полагается, была с сыном мягкой и ласковой, отец же - строгим и требовательным, но и в ласке матери, и даже в строгости отца Юра всегда чувствовал бесконечную любовь и заботу. В своих воспоминаниях он называл отца «непререкаемым авторитетом, мудрым человеком, научившим его жить честно и помогать другим, как бы тяжело ни было тебе самому». А при мысли о матери его сердце наполнялось нежностью. В своих письмах к матери космический пионер писал: «Я без тебя ничего бы не смог. Даже если совет не успею спросить, все равно прикидываю: а что мама, отец скажут?»
Последний раз Юрий Гагарин был в Гжатске в декабре 1967-го: приезжал навестить родителей с женой и дочками. Через три месяца он погиб.
Анна Тимофеевна, которой было тогда 65 лет, узнала об этом тоже по радио.
Юрий погиб 27 марта 1968-го, в день рождения отца, а сообщение об этом по радио передали 28 марта. К дому рекой стекались люди. Алексею Ивановичу стало плохо, его здоровье так пошатнулось, что на похороны в Москву он поехать не смог. Анна Тимофеевна, собрав последние силы, поехала одна. Потом вспоминала: «Шла я. Головы поднять не могла. Так и осталась в глазах брусчатка Красной площади».
За полтора месяца до золотой свадьбы, Анна Гагарина похоронила мужа, вместе в горе и радости они прожили почти полвека. А спустя ещё четыре года после тяжелой болезни умер от рака младший сын Борис. Но эта сильная духом женщина стоически переживала удары судьбы.
Анна Тимофеевна Гагарина (урождённая Матвеева) - мать Юрия Алексеевича Гагарина - один из организаторов Мемориального Дома-музея Ю. А. Гагарина, автор двух книг о сыне «Память о сыне» и «Память сердца», которые написала после его гибели.
Все, кто знал Анну Гагарину, отмечали, что она была женщиной необыкновенной доброты и трудолюбия, всепонимающей, всепрощающей и горячо любящей матерью. Родные и близкие простились с Анной Тимофеевной летом 1984 года, она покинула бренный мир в 80-летнем возрасте. А к сорокалетию первого полета человека в космос рядом с домом Гагариных этой простой русской женщине поставили памятник. В мае 2008-го в Смоленской области был учрежден почётный знак «Материнская слава» имени Анны Тимофеевны Гагариной, которым награждают теперь многодетных матерей.
Спасибо, что дочитали!
Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, факты и фото найдены на просторах интернет
Друзья, подписывайтесь на мой канал! Читайте и обсуждайте, не скупясь на комментарии!