Найти в Дзене

Читая Карла Юнга: «Красная книга» и разговор со змеёй

Уважаемый читатель, в этой статье я хочу взять за основу разговора эпизод Красной книги, где Юнг беседует со змеёй. Это небольшой эпизод с большим количеством метаморфоз. В беседе мы видим, как змея приходит по призыву Юнга. Очень интересно, что она то существует параллельно с Саломеей, то сама является ею. Мы помним, что есть чёрные книги. И где-то он в одном и том же эпизоде называет змею Саломеей, а где-то оставляет обращение к змее. Есть ещё превращению змею в птицу и обратно. Все эти метаморфозы приводят меня к Нойманну, которые думает, что архетип Великой Матери может трансформироваться в Аниму. И будто в бессознательном Юнга действительно есть некое смешение. Но я думаю, что главное в этом диалоге, наличие самого диалога. А смешение может быть именно оттенком личного бессознательного Юнга. Ведь, как мы можем припомнить, мать Юнга была женщиной, так скажем, прозорливой, но при этом холодной. Мальчику было тяжело с такой матерью. И тогда мы можем подумать о том, что здесь в этих м

Уважаемый читатель, в этой статье я хочу взять за основу разговора эпизод Красной книги, где Юнг беседует со змеёй. Это небольшой эпизод с большим количеством метаморфоз.

В беседе мы видим, как змея приходит по призыву Юнга. Очень интересно, что она то существует параллельно с Саломеей, то сама является ею. Мы помним, что есть чёрные книги. И где-то он в одном и том же эпизоде называет змею Саломеей, а где-то оставляет обращение к змее. Есть ещё превращению змею в птицу и обратно. Все эти метаморфозы приводят меня к Нойманну, которые думает, что архетип Великой Матери может трансформироваться в Аниму. И будто в бессознательном Юнга действительно есть некое смешение. Но я думаю, что главное в этом диалоге, наличие самого диалога. А смешение может быть именно оттенком личного бессознательного Юнга. Ведь, как мы можем припомнить, мать Юнга была женщиной, так скажем, прозорливой, но при этом холодной. Мальчику было тяжело с такой матерью. И тогда мы можем подумать о том, что здесь в этих метаморфозах мы наблюдаем слитость материнского и женского архетипов как результат не произошедшей сепарации с матерью. Ведь для истинной сепарации крайне важно присвоить силу материнского и напитаться материнской любовью.

Иллюстрация Юнга к «Красной книге»: Анима на месте алтаря
Иллюстрация Юнга к «Красной книге»: Анима на месте алтаря

Разговор происходит уже после поклонения Аниме, срубания голов кабирам. Я думаю, что в нём много конфликтного, но в то же время сильный внутренний посыл понять и принять. И вот здесь мне вспоминаются «Символы трансформации». В этой книге Юнг посвящает много времени анализу записей некой женщины, которую он называет Мисс Миллер. Это своего рода дневник, в котором мы можем проследить динамику внутренних процессов Мисс Миллер. И там тоже есть змея. Но вот там она играет плачевную роль. Она убивает, отравляя своим ядом, внутреннюю мужскую фигуру сновидицы Мисс Миллер. По большому счёту, мы видим, как архаичное бессознательное при поддержке ригидного сознания отказываются от интеграции внутренней мужской фигуры. Мисс Миллер не была пациенткой Юнга, ей не повезло. Рядом с ней в период явного кризиса не оказалось человека, который помог бы ей пройти через кризис как через трансформацию. Никто не смог помочь ей увидеть стремления бессознательного продвинуться дальше на пути к целостности и обретению контакта. Рядом с Мисс Миллер не оказалось проводника, способного помочь ей интегрировать силу бессознательного и его образов, и результатом наплыва бессознательного стал психоз.

Мне вспоминается сновидение одной из моих клиенток, связанное со змеями и демонстрирующее иной результат. В этом сновидении была коробка с разноцветными змеями, которые клиентке нравились, она хорошо их восприняла. Но была чёрная кобра, которая её ужалила, и женщина испытывала перед ней страх. Мы отправились в амплификационное путешествие с клиенткой. Я помню, что предлагала разные сюжеты со змеями, от мифов и сказок, до литературных произведений, пока мы не встретились с сюжетом, который откликнулся клиентке. И это был сюжет христианской иконы, который я описала. Привожу для Вас эту икону:

-2

Сюжет, который часто можно найти на иконах Георгия Победоносца. А теперь присмотритесь к иконе и вглядитесь, кого побеждает грек на самом деле. Здесь змей на поводке у венценосной грустной женщины. На поводке! Как собачка, ей он не угрожает. Это её сила, исконная женская сила глубин архетипической Великой Матери. И по сути, Георгий убивает женскую силу (естественная история патриархального мира, как это не прискорбно). Именно этот сюжет откликнулся моей клиентке. Он вызвал эмоциональный отклик, возмущение действиями мужчины. Мы смогли продолжить в активном воображении сон и посмотреть, что же будет происходить в контакте с изначально пугавшей чёрной коброй. Путешествие клиентки закончилось тем, что змее нашлось место в доме, она стала его частью. Более того, дальше мы встретились с ещё несколькими символами Великой Матери. До того, как мы дошли до конца, я не интерпретировала символику для клиентки, позволив себе это только после нахождения места в доме сознания, т.е. готовности к интеграции. И действительно, в тот момент клиентка находилась на этапе констелляции своей внутренней силы. Надо сказать, что это проявлялось и в мужских образах сновидений. Шёл обоюдный процесс принятия основ внутренней силы как в женском, так и в мужском. На мой взгляд, клиентке удалось интегрировать эту силу.

В завершении мне хочется вернуться к Юнгу. В сцене его беседы со змеёй тоже есть венец. Это «золотой королевский венец с буквами, выгравированными внутри: что там сказано? «Любовь никогда не перестает»». Этот венец Юнг получает от птицы-змеи. На мой взгляд, это весьма символично. Ведь змея – это и материнское вечное как уроборос, и премудрое, и целительное. Конечно, в ней есть и любовь.

Давайте же не пугаться змей во снах, уважая мудрость нашего бессознательного, открывающего путь к глубинам наших силы, любви, принятия.

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/