Как 50 лет назад в авиакатастрофе погибли около сотни детей
Всякая война – беда: и масштабная континентальная, и, как сейчас принято говорить, региональный конфликт. Ведь в любой из них неизбежно гибнут люди, а смерть каждого человека – трагедия. Особенно если это ребенок. Во время военных действий счет таким трагедиям зачастую идет на сотни, а то и на тысячи. Некоторые из них мы наблюдаем в режиме реального времени, другие уже впечатаны траурной табличкой в скрижали истории. Одна из таких страшных трагедий, за раз унесшая около сотни детских жизней, случилась полвека назад на вьетнамском аэродроме Таншоннят.
Спасти сирот
Весна 1975 года. Северовьетнамская армия вела энергичное наступление, а правительство Южного Вьетнама почти утратило контроль над ситуацией и находилось на грани краха. К этому моменту США уже два года как отошли от непосредственного участия в боевых действиях. 3 апреля, наблюдая за наступлением северян, американский президент Джеральд Форд приказал военно-воздушным силам эвакуировать две тысячи детей, рожденных от связей американских солдат с вьетнамками и потерявших обоих родителей. Операция получила название Babylift и началась 4 апреля.
Эвакуировать сирот из горячей точки должны были на транспортных самолетах Lockheed C-5 Galaxy с авиабазы Таншоннят в Сайгоне. Во избежание паники их решили перевезти в соседние страны, лояльные к США. Для первого рейса из 60-й воздушной армии выделили борт № 68-0218. В Сайгон он прибыл из Сан-Диего.
В самолет посадили около 250 детей, 145 из которых были совсем еще малышами. Некоторые из них вместе с обслуживающим персоналом разместились на верхней палубе, в пассажирском отсеке. Еще 102 ребенка и 47 взрослых разместили в грузовом отсеке. В салоне также находился медперсонал из 10 человек, половина из которых перешла с борта C-141: медики не могли оставаться равнодушными к столь большому числу эвакуируемых. В 16.03 по местному времени самолет взял курс на Филиппины. Увы, первый этап спасательной операции завершился трагично.
Такого еще не было
Где-то через 12 минут после взлета в хвосте самолета раздался сильный хлопок, напоминающий взрыв: створки задней рампы грузового отсека полностью сорвало из-за того, что три их замка оказались незакрытыми. Командир Деннис Трейнор решил вернуться обратно в Таншоннят, но сделать это оказалось непросто.
«В двух гидросистемах из четырех упало рабочее давление», – доложил ему вскоре бортинженер Аллен Энглс. Это означало, что экипаж потерял возможность управлять самолетом посредством рулей направления и высоты. Управлению поддавались лишь отдельные элементы на одной из плоскостей крыла, а также режим работы двигателей. Но с таким минимумом средств пилоты могли решать разве что только то, как быстро самолет ударится о землю.
Кренясь вниз и набирая скорость, борт начал падать, и экипаж никак не мог на это повлиять. Более того, он даже не имел представления, что нужно делать в подобной ситуации: такой вид аварии случился впервые в истории авиации. Командиру оставалось лишь импровизировать, и он принял решение увеличить мощность двигателей. Это сработало: воздушное судно постепенно стало набирать высоту. Тогда командир сбавил мощность двигателей, стабилизировал скорость на уровне 481 км/ч и при помощи второго пилота Тилфорда Харпа выровнял самолет в горизонтальном положении.
На высоте 1220 метров вблизи одной из военных баз пилоты попытались посадить машину там, но она снова начала крениться вниз, набирая при этом вертикальную скорость. Для командира стало очевидно: благополучная посадка на авиабазе не состоится. Тогда, чтобы хоть как-то смягчить неизбежный удар о землю, он принял решение совершить аварийную посадку на рисовых полях, растянувшихся вдоль реки Сайгон.
За 15 метров до земли двигатели были переведены в режим малого газа, и около 16.30 на скорости 500 км/ч воздушное судно мягко приземлилось на рисовое поле, пробороздив по нему полосу в 300 метров. Казалось бы, можно было спокойно выдохнуть, но не тут-то было: самолет неожиданно снова взмыл вверх.
Прямо по курсу протекала река Сайгон. Чтобы не свалиться в нее, командир увеличил мощность двигателей и возобновил полет. Пролетев еще около километра и преодолев реку, борт окончательно рухнул пластом на рисовую плантацию, разломившись на четыре части.
Грузовой отсек оказался полностью разрушен. Из 149 детей и взрослых удалось выжить только восьмерым. С пассажирским отсеком дела обстояли лучше: спаслись 152 человека, погибли лишь трое. Список погибших дополнили пять членов экипажа, три медика и еще трое сопровождавших детей. Общее число жертв крушения составило 155 человек.
Несмотря на случившееся, правительство США не прекратило Babylift. К счастью, остальные самолеты типа Lockheed C-5 Galaxy оказались вполне исправными, и операция по спасению сирот благополучно завершилась в мае 1975 года. Всего из Южного Вьетнама было вывезено 2678 детей.
Несмотря на большое число погибших, интуиция командира и летное мастерство экипажа борта 68-0218 спасли немало жизней. Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) выдвинул предложение об их награждении. 1 октября 1975 года начальник штаба воздушных сил США генерал Дэвид Джонс наградил Денниса Трейнора и Тилфорда Харпа крестом военно-воздушных сил США – высшей наградой американских ВВС. Еще несколько медалей были вручены членам экипажа или их родственникам.
Медсестра Регина Оне, которая, несмотря на перелом правой ноги и многочисленные порезы, руководила эвакуацией, благодаря чему 149 детей оказались в безопасном месте, была награждена премией Чейни, вручаемой за доблесть или самопожертвование, совершенные при авиапроисшествии. Она стала первой женщиной, получившей эту награду.
Впоследствии все недочеты и ошибки, выявленные в конструктивных элементах самолета Lockheed C-5 Galaxy, а также в действиях экипажа, тщательно проанализировали эксперты, в результате чего был доработан запорный механизм грузовых створок машин этого типа. А также разработана инструкция о действиях пилотов на случай подобных аварий.
Леонард КАПЛЕНКО