Найти в Дзене
КОСМОС

Нечестная троица — Церковь, Государство и коррупция раннего христианства

Оглавление

Настоящая причина распространения христианства совсем не та, какой вы её себе представляете

Изображение: «Пожар в Риме», Карл фон Пилоти, 1861 год
Изображение: «Пожар в Риме», Карл фон Пилоти, 1861 год

Когда христианство распространилось по всей Римской империи, произошла драматическая трансформация. Еврейская секта, подвергавшаяся гонениям, за триста лет превратилась в официальную религию Рима при императоре Константине.

Была ли реальная причина усиления влияния христианства в Риме подлинным религиозным преобразованием, или же за этим стояла чистая политика?

Ранние христианские тексты, включая Евангелия и послания Павла, отстаивают свободу бедных и порабощённых людей, но позднее римские императоры начали использовать христианство как средство объединения распадавшейся империи.

Ранняя церковь: религия угнетённых?

Новый Завет представляет раннее христианство как религиозное движение, служащее бедным и обездоленным слоям общества. В Евангелиях Иисус «благословляет бедных» (Лк. 6:20) и переворачивает столы менял (Мк. 11:15–17), демонстрируя тем самым противостояние еврейским религиозным лидерам и римским властям.

Через свои письма Павел заявляет, что во Христе «нет ни Иудея, ни Эллина, ни раба, ни свободного» (Гал. 3:28). Это послание находило отклик как среди рабов, так и среди женщин и низших слоёв римского общества, поскольку предлагало надежду за пределами жёстких социальных иерархий языческого мира.

Христианство привлекало последователей как среди бедных и угнетённых, так и среди представителей среднего класса — чиновников и торговцев. Сначала римские власти рассматривали христиан как бунтарей, поскольку те отказывались поклоняться императору, что угрожало единству империи, а не из-за их бедности.

Гонения при Нероне и Диоклетиане в основном были направлены на уничтожение групп, не подчиняющихся власти, а не на преследование за религиозные убеждения. Дискуссии о том, развилось ли раннее христианство в форму восстания или стало сектой, которую Рим уже не мог игнорировать, продолжаются до сих пор.

Обращение Константина: вера или стратегия?

В 312 году н.э. император Константин одержал победу в битве у Мульвийского моста после того, как ему явилось видение креста перед сражением. Через Миланский эдикт (313 год) Константин даровал христианству легальный статус, ещё до того, как оно стало официальной религией.

Развитие религиозной терпимости Константином выглядело либо как результат подлинного религиозного переживания, либо как чисто стратегическое решение. Рим рушился, и Константин искал объединяющий элемент. Универсальная природа христианства позволяла объединить империю вокруг почитания одного Бога и одного высшего правителя.

Критики утверждают, что Константин так и не отказался полностью от язычества, поскольку совмещал христианскую символику с культом солнечного божества, изображая Христа как Непобедимое Солнце (Sol Invictus). Созванный им Первый Никейский собор (325 год) имел целью не только теологическое единство, но и устранение трещин в империи.

Учредив епископов как государственных чиновников, Константин обеспечил их поддержку своей власти, а не сопротивление. Соединение религиозных символов с короной установило модель, по которой христианские правители впоследствии оправдывали свою власть через религию на протяжении многих веков.

Присвоение христианского радикализма

Принятие христианства в качестве государственной религии привело к ослаблению его наиболее революционных черт. Церковь начала накапливать материальные блага, а её духовенство заняло позиции, аналогичные положению имперских администраторов.

В своём труде «Град Божий» Августин в V веке объявил, что Бог предназначил Рим для христианского правления, хотя Иисус предупреждал о пагубности стремления к власти и богатству. Вера, ранее освобождавшая рабов, теперь через послание к Ефесянам 6:5 учила рабов повиноваться своим господам.

Современные религиозные институты ведут споры о той исторической трансформации, когда духовные организации начали отклоняться от своих изначальных целей. Было ли это неизбежно?

Дискуссия продолжается между теми, кто утверждает, что любое движение нуждается в союзе с властью для успеха, и теми, кто считает, что христианство утратило свою чистоту, войдя во дворцы правителей. Религиозная сила начала служить политической силе, когда Церковь заключила союз с королями в Средние века, что привело к Крестовым походам и современному христианскому национализму.

Современные параллели: теократия и теология освобождения

Те же самые религиозные противоречия между светскими и религиозными силами продолжают проявляться в наши дни. Американские евангелисты разделились на группы: одни выступают за создание «христианской империи», другие хотят, чтобы христианство оставалось голосом обездоленных.

Возрождение теологии освобождения в Латинской Америке вновь поднимает вопрос о справедливости для бедных, который стоял в начале противостояния ранней Церкви с ортодоксальным консервативным духовенством. Современные авторитарные лидеры по всему миру используют религиозную риторику для укрепления своей власти, так же как это делал Константин.

Спор о том, была ли историческая миссия христианства революционной или имперской, отражает нынешние бои за то, должно ли религиозное движение бросать вызов системе или поддерживать её.

Современные политические власти, ссылающиеся на Писание для оправдания войн или социальных структур, используют политические аргументы, корни которых уходят в древние интерпретации Священного Писания. Этот исторический вопрос имеет значение и для того, какие группы в современности должны считаться истинными наследниками христианства.

Заключительные мысли

История возникновения христианства лежит где-то между чистым героизмом и полной коррупцией. В ней проявляются две стороны: радикальное освобождение и искусное политическое господство. Те же самые писания, которые вдохновляли рабов на восстания, впоследствии служили оправданием феодального угнетения.

Любая вера испытывает подобный эффект с расширением своего влияния, поскольку популяризация делает её доктрины уязвимыми для манипуляций со стороны властителей. Главный урок состоит в том, что все религии рано или поздно становятся объектом политической эксплуатации, когда достигают широкой популярности.

Борьба заключается в том, чтобы каждому верующему и скептику честно изучать эту историю, видя, как вера одновременно служила и справедливости, и имперским амбициям в разные эпохи. Политика до сих пор использует вопросы веры и власти, заложенные ещё Римской империей — даже после её падения.

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos