На днях в мире будет отмечаться (или не очень) день супергероев. Сейчас такое понятие, как «супергероика» воспринимается как нечто конвейерное, стагнирующее и безысходное. В 2010-х Marcel Studios взорвали индустрию своей кинематографической вселенной, сделав подобный жанр самым главным коммерческим прибыльным на мировом рынке, и такая тенденция продлилась вплоть до начала 20-х.
Сейчас проглядывается очевидный спад спроса на фильмы о людях в трико, хоть за счет ностальгии и метаиронии можно стать исключением (те же «Дэдпулу и Росомаха» с миллиардом в кармане). И все же, как минимум, в творческом плане такие проекты стали менее перспективными и интригующими, и это факт. Однако так было далеко не всегда, и помимо очевидных кассовых и массовых бомб, были более приземленные, но не менее амбициозные образчики. О таких полнометражных фильмах, которые деконструируют кинокомиксы и заслуживают нечто большего, мы сегодня и поговорим. Список далеко не исчерпывающий — в нем лишь десятка моих персональных фаворитов.
10 МЕСТО. ГОРИ, ГОРИ ЯСНО (2019) 🔥
Начнем с наименее известного фильма, который, на самом деле, очень выделяется за счет лишь своей аннотации. Инди-хоррор Дэвида Яровески не запомнится как нечто исключительное или внеземное. Если задуматься, структура кино не выделяет его среди всех остальных ужастиков на камерный вечер. Но все же есть у «Brightburn» одна уникальность — если подумать, перед нами фильм о злом Супермене. И действительно: всем уже осточертел идеализированный образ всесильного существа, который до наивности добр. Иногда будто хочется посмотреть на такого героя под иным углом, и данный пример подробно отвечает на вопрос «Что было бы, если бы Человек из стали прибыл на Землю с не такими уж добрыми намерениями?».
9 МЕСТО. СТАЛЬНОЙ ГИГАНТ (1999) 🤖
Очаровательный нафталиновый мини-шедевр, который в свое время полностью провалился по сборам, но со временем обрел свой культовый статус. Брэд Берд, создавший «Рататуя» и еще один мультфильм, о котором поговорим дальше, представил миру одновременно и антивоенный проект, и пацифистское произведение с очевидными супергеройских мотивами. Несколько схитрил, что включил «Гиганта» в список, но подсознательно многие оценивают его как аллюзию на того самого вымышленного супергероя детства. Мальчик и машина постепенно сдруживаются, и в экстренных ситуациях второй показывает свою суперсилу — буквальную и метафорическую.
8 МЕСТО. ЛОГАН (2017) 👨🦳
Лично для меня один из лучших фильмов о Людях Икс, который вернул веру зрителя в жестокое, кровавое, а, главное, драматичное суперкино с рейтингом R (18+). Фильм уже с самого своего начала погружает зрителя в мир траура и антиутопии: почти все мутанты мертвы. В таких условиях старик Логан выступает в качестве одного из последних мостиков между стандартной жизнью обывателей и реальностью сверхлюдей — как для всех героев фильма, так и для непосредственно зрителя. Через парочку манипулятивных, но все же эффективных приемов (например, драма с новоиспеченной дочкой) мы погружаемся во всепоглощающее отчаяние центрального героя и его трагичный финал, а ведь мы с ним уже знакомы несколько фильмов подряд.
7 МЕСТО. СУПЕРСЕМЕЙКА (2004) 💥
Тот самый очередной проект за авторством Брэда Берда, за которого он получил свой первый «Оскар». Мультфильм часто в шутку называют лучшей экранизацией фантастической четверки, и такой статус оправдан. Единственное, что состарилось в этом семейном блокбастере, — это его графика и общий визуал. В остальном же: рельефные персонажи, харизматичный злодей и новый взгляд на быт супергероев, их борьбу с осуждением общества и наручниками закона. Причем, все это зрители увидели на большом экране в нулевых, и есть даже небольшое ощущение, что «The Incredibles» несколько опередили свое время. При этом, работа достойна еще и потому, что всегда подотчетна своей семейной аудитории — проблемы не перегружают хронометраж, и вкусного экшена не обделили вниманием.
6 МЕСТО. ХЕЛЛБОЙ: ГЕРОЙ ИЗ ПЕКЛА (2004) 👹
Никакой список самых чудных кинокомиксов не может обойтись без Гильермо дель Торо — одного из тех людей, чье творчество, в принципе, вдохновило меня увлекаться сферой кино. Линия комиксов о самом же Хеллбое (иногда его у нас переводят как «Исчадие») мне также Корней импонирует своим неповторимом устройством мира и адским колоритом. Соответственно, лучшего визионера, чем Гильермо, что грамотно перенесет всех ангелов и демонов в голове Хеллбоя на большие экраны, не найти. Хотя мне больше нравится сиквел, но оригинал точно достоин своего внимания: таких идеальных субстанций между ужасами и боевиком особенно сейчас очень тяжело найти. Кино как-то квалифицированно балансирует жуткие сцены с драйвовые и даже комедийными, и это нередко сглаживает более слабые моменты, делая послевкусие острым и приятным.
5 МЕСТО. ВОРОН (1994) 🐦⬛
Фильм Алекса Пройаса, снятый по легендарному черно-белому графическому роману Джеймса О’Барра, рассказывает о жизни и смерти рок-музыканта Эрика Дрейвена, что восстает из могилы и становится неуловимым карателем, мстящим за убийство своей невесты Шелли. Фильм располагал минимальными 15 млн. $ бюджета, но выглядит он очень стильно и солидно для таких незначительных ресурсов. Тема холодной мести и жестокого возмездия показана в картине очень выпукло и гротескно, с присущим вселенной «Ворона» готикой и инфернальностью. К величайшему сожалению, производство ленты омрачились гибелью самого Брэндон Ли, исполнителя главной роли, в ходе несчастного случая с пистолетом на съемках. Для актера это амплуа стало самым известным и одновременно роковым в большом кино.
4 МЕСТО. НЕУЯЗВИМЫЙ (2000) 💪
М. Найт Шьямалана действительно умеет в неожиданные сюжетные повороты или же переосмысление устоявшихся штампов, которые Набили зрителям оскомину. Сейчас у режиссера деконструировать вещи получается значительно хуже, чем раньше, но в конце 20 века он еще был на коне. Один из его таких лучших фильмов — это полноценная переоценка того, что такое «супергерой» и «суперзлодей». Понятия добра и зла крайне относительны и абстрактны, и Шьямалан играется со своими персонажами, выставляя их не карикатурными болванчиками, а сложными лицами, которым, можно даже сказать, не посчастливилось стать сверхлюдьми. Иконы Брюс Уиллис и Сэмюэл Л. Джексон блистательно передают диаметрально противоположные образы, которые агрессивно конфликтуют между собой, тем самым уравновешивая баланс между источниками света и омы в этом мире.
3 МЕСТО. МАСКА (1994) 🎭
Никто и не мог подумать, смотря культовую комедию Чака Рассела, что оригинал представляет из себя просто мародерский и садистский комикс, где уровень жестокости сильно перешагивает мыслимые и немыслимые границы. Собственно, изначально New Line Cinema и хотели сделать из проекта взрослый свирепый хоррор (тем более, у Чака Рассела уже был опыт с бутиками в виде «Капли» и третьих «Кошмаров на улице Вязов»). Однако продюсеры разглядели в ленте потенциал веселого и сумасбродного зрелища, и так на свет появилась более милая, наивная и всеми нами обожаемая «Маска». Под общим взглядом, кино прекрасно сохранилось и до наших дней, а сам образ всемогущего, но безумного существа в лице Стэнли Ипкиса (Джим Керри) вполне органично вписывается в ряд необычных супергероев.
2 МЕСТО. ПИПЕЦ (2010) 🔫
Мэттью Вон в свое время также внес значительный вклад в развитие супергеройского жанра в ином направлении — андеграундная хроника. Пенза фильма «Kick-Ass» (да, более странное название еще поискать надо) берет свое начало из комиксов Марка Миллара под названием «Мордобой», который известен своим обособленным взглядом на тему супергероев. В киноленту перетекли многие особенности этой серии: драки, кровопролития, брань, черный юмор и неправдоподобно-мультяшный экшен. Как кабы маргинально это ни звучало, но «Пипцу» такая специфика вполне к лицу. Фильм, перманентно держа зрителя немного не в своей тарелке, все рано дарит уникальный опыт при просмотре, так как других подобных экспериментов за все время существования жанра еще не встречались. У проекта есть сиквел, однако, как по мне, он несколько растерял ту самую самобытность и своеобразие первой части.
1 МЕСТО. ГОРОД ГРЕХОВ (2005) 🌧️
Заканчиваем список великолепной работой прославленного комиксиста и, по совместительству, и режиссера Фрэнка Миллера. Да, Миллер является и автором первоисточника, и его последующей экранизации. Фактически, перенос на экраны такого нуарного и депрессивного альманаха было большим риском, но команда талантливых кинодеятелей с такой трудной задачей справилась. Все-таки в реализации своих планов Фрэнку помогали закадычные друзья Роберт Родригес («От заката до рассвета», «Мачете») вместе с великим и ужасным Квентином Тарантино. А зрителем на обозрение был явлен настоящий синефильский подарок: ни в каком другом фильме вы не увидите подобный роскошный визуал, который должен был быть, как минимум, номинированным на «Оскар» (большое упущение киноакадемии!). А ведь и сами истории будто сошедшего со страниц комикса также изящны вы своей грешности и беспросветности — простыми словами, для ценителей и поклонников незаурядных, единичных и своеобразных адаптаций графических романов это маст-хэв.