В интернете гуляет множество баек про советские автомобили, и одна из самых живучих — про то, как японцы массово закупали наши КАМАЗы и КРАЗы, разбирали их на металл и собирали из одного советского грузовика аж три своих.
Более того, якобы в контракте был пункт: топливные баки должны быть полными, потому что у Японии даже с горючкой были проблемы.
Звучит эпично, но давайте разбираться — где тут правда, а где чистой воды вымысел.
А был ли мальчик?
Действительно ли СССР поставлял в Японию КРАЗы и КАМАЗы?
С КРАЗами всё просто: никогда. Эти гигантские карьерные самосвалы были узкоспециализированной техникой, и Япония в них попросту не нуждалась. Да и зачем им было закупать машины, чтобы тут же их разбирать? Если уж на то пошло, проще купить металл в слитках и отдельно запчасти — дешевле и логистика проще.
Не забывайте подписываться на канал и оставлять свои комментарии
С КАМАЗами история чуть интереснее. В 1970–1980-х СССР действительно экспортировал их в десятки стран, но Япония в списке крупных покупателей не значилась. Зато японцы один раз закупили советские тракторы «Беларус» — и после тестов отказались от дальнейших поставок, сочтя их ненадежными.
И вот тут возникает логичный вопрос: если бы японцам так отчаянно нужен был советский металл, почему бы не закупать те же тракторы, ну или огромные многотонные станки? В них этого металла куда больше, чем в грузовике! Но нет — так же не интересно, куда лучше миф приживается, если в нём фигурируют популярные грузовики.
Металлический голод Японии: правда или преувеличение?
Главный аргумент сторонников теории — мол, у Японии в те годы был дефицит ресурсов, вот они и выкручивались, как могли. Но так ли всё было драматично?
Да, Япония — страна с ограниченными природными запасами, но к 1970-м её экономика уже была одной из сильнейших в мире. Автопром (включая производство грузовиков) работал на полную мощность, а такие компании, как Hino, Isuzu и Mitsubishi Fuso, успешно экспортировали технику в другие страны.
И самое главное: если бы Японии действительно не хватало металла, она бы закупала его напрямую, а не в виде готовых грузовиков. Разбирать машину на запчасти, переплавлять кузова, а потом заново лепить свои — это не просто дорого, это абсурдно с точки зрения логистики и экономики.
А что СССР реально поставлял в Японию?
Вот тут начинается самое интересное. Оказывается, Советский Союз продавал японцам… станки. Да-да, те самые металлообрабатывающие станки, которых сейчас так не хватает российскому производству. И никто их не переплавлял — японцы использовали их по назначению, потому что советское станкостроение в те годы было на высочайшем уровне.
Но об этом почему-то баек нет. Зато про «три грузовика из одного КАМАЗа» рассказывают с упоением. Видимо, потому что, как я уже сказал, правда не так эффектна, как мифы.
Почему этот миф так живуч?
Тут всё просто: людям нравятся истории про «хитрых японцев» и «неубиваемые советские грузовики». Это сочетание ностальгии, гордости за отечественный автопром и легенд о глупых иностранцах.
Но если уж фантазировать, то почему бы не пойти дальше? Может, японцы закупали КАМАЗы не только с полными баками, но и с полными кузовами гвоздей? Тоже металл!
Шутки шутками, но подобные мифы — отличный повод задуматься: почему мы так легко верим в небылицы, но забываем о реальных достижениях? СССР экспортировал станки, тракторы, автомобили — и это факт. А всё остальное — просто легенды, которые становятся тем громче, чем меньше мы знаем правды.