Андрей и Ирина прожили вместе 18 лет. Со стороны всем казалось, что у них идеальная семья. Практически никаких ссор, не было неурядиц и скандалов. Но, как это обычно бывает, дело было вовсе не в том, что семья была идеальная, а в том, что Ирина спускала своему мужу любые претензии и обиды.
Он постоянно напоминал ей:
— Ты совсем ничего без меня не можешь, вот уйду я от тебя, что будешь делать? — на постоянной основе говорил Андрей. Чуть ли не каждый день, ей Богу. За завтраком, после ужина. В отпуске и на даче.
Вам может показаться, что Ирина совершенно безвольная женщина. Но это не так. Дело в том, что Андрей после таких оскорбительных слов всегда заявлял что-то вроде: "Ну ты же знаешь, как я тебя люблю, просто подшучиваю и хочу, чтобы ты становилась лучше".
У Ирины текли слезы, но только когда муж был на работе. Она мужественно терпела и старалась не показывать свою слабость, ведь ей хотелось защитить дочь Марину от состояния неполной семьи, либо глубоко внутри она мечтала о чуде. Но годы шли, а Андрей все чаще находил повод для критики.
— Смотри на себя, ты так располнела, что скоро не пройдешь в дверь. — как обычно с милой улыбкой говорил Андрей. В очередной раз грубая шутка в адрес любимого человека. В очередной раз грубый подкол, от которого Ирина будет плакать следующие несколько дней.
Ирина же всего лишь могла извиняться, говоря о своих проблемах с обменом веществ, на что муж лишь глумился в ответ. Андрей хоть и не был полным, но и "Аполлоном" его тоже не назовешь, да и недостатки у него тоже были: пиво, футбол, постоянное безделье и жуткий храп. Но он предпочитал обращать внимание только на недостатки своей супруги, от волос до морщин и гардероба.
Как-то раз она спросила:
— Андрюш, ну не нравится тебе моя одежда, давай поедем купим мне новую? Ирина в очередной раз хотела сгладить углы и решить вопросы мирным путем.
На что Андрей просто рассмеялся:
— Господи, да на тебя ничего не налезет приличного, ладно уж, ходи в этом рванье.
Подруга Ирины, Люда, убеждала ее уйти от мужа, предлагая даже временное убежище у себя, но Ирина не могла принять решения, ведь она была привязана к привычному образу жизни. Многие из нас живут не так, как нам нравится лишь потому, что кажется, будто другая жизнь может быть еще хуже. Иногда Ирина всерьез задумывалась о том, что больше ее никто и никогда не полюбит.
***
Время текло, и неизвестно, к чему бы привела эта ситуация, если бы однажды Ирина не потеряла сознание на кухне во время уборки. Когда она очнулась, то сразу позвонила своей подруге Люде, ее муж Иван был неврологом.
Иван приехал и быстро поставил диагноз, указав на изнурительный образ жизни Ирины, но Андрей вмешался в разговор, утверждая, что усталость – его прерогатива, так как он единственный работает. Иван лишь взглянул на него через очки и молча продолжил свою работу.
— Ирина, — сказал Иван, — я не могу выписать рецепт, поскольку я веду сейчас прием не официально, но я могу вам сам купить нужные лекарства и отдать, вы подруга моей жены, я считаю это правильным.
— Но я...— хотела возразить Ирина, однако Иван властно поднял палец вверх, тем самым сообщив, что беседа окончена.
Иван встал со стула, исподлобья посмотрел на Андрея, коротко кивнул и с улыбкой обратился к Ирине:
— Приходите завтра в 7 вечера к нам на ужин, там все и передам. Провожать не надо.
Когда Иван ушел, Ирина осталась в комнате одна. В зеркале она увидела истощенную временем даму, с измученным лицом, потускневшими глазами и потрескавшимися руками, уставшими от нескончаемой домашней работы.
Она вспомнила, как сильно изменилась со дня своего венчания, ведь тогда в её взгляде светилась искренняя любознательность, а сейчас её вселенная ограничивалась скромным жильем, бытовыми задачами и постоянными упреками со стороны мужа.
На следующий день она пришла в гости к Ивану и Людмиле. Это была пятница, и, как выяснилось, по пятницам Иван занимается приготовлением ужинов и уборкой на кухне. Он так помогал своей жене. Ирине стало очень обидно, что у нее такого опыта не было никогда в жизни. Ни разу.
Ужин получился замечательным, Иван оказался прекрасным кулинаром, а после еды он сложил посуду в посудомойку и отправился в свой кабинет читать медицинские справочники, оставив Люду и Ирину на кухне с бутылкой вина и копченым сыром.
— Ира, вот твои лекарства. И скажу по секрету, Ваня говорит, что у тебя обморок был от стресса. Нельзя так жить. В мире много прекрасных мужчин. Нет ни одной причины хотя бы секунду проводить время с тираном, который тебя не стоит.
Ира расплакалась.
— Спасибо за лекарства, дорогие мои. Я подумаю над твоим словами, Людочка. Ване привет! И спасибо ему тоже.
— Да ну что ты, — Людмила тепло обняла свою любимую подругу и пошла провожать к двери.
***
Бессонная ночь прошла за раздумьями, а на рассвете Ирина твердо заявила супругу о своем решении уйти. Андрей, не веря в ее решимость и уверенный в ее зависимости от него, лишь презрительно отреагировал на ее слова:
— Уйдешь? Да ну...
— Да, Андрей, я все решила. Я хочу нормально жить и снова уважать себя.
— В смысле, уходишь? А кто мне будет рубашки гладить? Я не умею!..— хотел было отшутиться Андрей, но вдруг увидел, что шутки закончились. В глазах Ирины была невероятная боль, которую он, казалось, никогда не замечал.
— Подожди, Ир, ты же никогда не жаловалась. Почему так резко?
— Не жаловалась? — у Ирины из глаз потекли ручьи слез. — Да я кажды раз тебе говорила, что мне не нравятся твои издевательства. А когда я оставалась дома, то просто рыдала! Я больше так не хочу! Я вчера видела, как муж о Люде заботится. Я думаю, что тоже этого заслуживаю.
Андре оторопел от такого наезда. Такого крика души он никогда от Ирины не слышал. И все же сказал:
— Господи, да с чего ты взяла, что у них так все хорошо? Да и на себя посмотри, кому ты нужна, кроме меня?!
Ира поняла, что дальше так продолжаться не может.
— Вот об этом я и говорю, Андрюша. Ты снова про меня гадости говоришь. Даже перед фактом того, что можешь меня потерять. Нет, не можешь. Ты потерял. Квартира моя, досталась от бабушки, но я дам тебе время, 3 месяца, чтобы духу твоего не было. Пока сама поживу у подруги. Считай это подарком к разводу.
И она ушла, захлопнув дверь. Андрей шепотом уже сказал, будто самому себе "Да и катись".
Люда с Иваном без колебаний предоставили Ирине временное убежище. Всем было интересно узнать, как измениться жизнь Ирины после таких резких трансформаций.
Под чутким руководством Люды и Ивана, Ирина начала постепенно освобождаться от оков бытовой рутины. Люда не допускала перегрузки домашними обязанностями. Все они были поделены между жильцами квартиры: Иваном, Людмилой, Ириной и Аней, дочкой Ивана и Людмилы.
Иногда приходила в гости дочка Ирины, Марина, которая в это время уже переехала в общежитие университета, чтобы общаться с подругами и ближе быть к учебному заведению.
Со временем, Ирина стала находить удовольствие в прогулках и даже самостоятельно начала иногда бегать по близлежащему парку. За несколько месяцев спокойной жизни при активных прогулках и при отсутствии необходимости заедать обиды, Ирина сбросила пару десятков килограммов, сама того не замечая. Ей нравилось менять гардероб.
Новая работа в библиотеке приносила немного денег, но важнее было ощущение свободы и независимости. Она была по настоящему счастлива.
Однажды вечером Люда привела в гости свою знакомую, парикмахера Ольгу, что предвещало начало новой главы в жизни Ирины. В один прекрасный день, благодаря дружеской помощи, Ирина преобразилась. Её ранее непослушные локоны обрели форму стильной прически. Вдохновившись изменениями, Ирина задумалась о смене цвета волос.
— Ты справишься с окрашиванием? — поинтересовалась она у подруги.
— Без проблем,— с уверенностью ответила подруга.
Обе дамы начали посещать бассейн. Несмотря на первоначальное стеснение Ирины, которая вообще не умела плавать, она вскоре привыкла к новой среде и стала наслаждаться плаванием.
В сердце Ирины всё еще жила забота о муже, одиноком без её присутствия. Встретившись с ним случайно, она хотела предложить помощь, но муж, словно незнакомец, отвернулся от неё. Хотя было видно, что он ошарашен ее прекрасным внешним видом.
Зеркало отражало её новое, более стройное и привлекательное тело, освобожденное от негатива, который она чувствовала ранее. Однако не покидала её мысль о том, что она все ещё живет у подруги и ее мужа.
***
— Пора возвращаться к мужу,— сказала она.
— Зачем? Ты только начала жить полноценной жизнью,— возразила Люда.
В этот момент, будто по спецзаказу, позвонил Андрей:
— Ира, привет! Я переехал. Закажу клининг в твою квартиру, завтра. Так что можешь возвращаться. Я больше не буду тебя стеснять.
— Хорошо, Андрей.
— Ира....
— Что?
— Да дурак я, блин. Три месяца гоняюсь за этой пылью, а она все набирается и набирается. Вообще понятия не имею, как ты с этим справлялась. И с готовкой с этой. С уборкой. Что бы ты понимала, я на макаронах с сосисками третий месяц, просто потому что выяснил, что вся домашняя работа очень трудная.
Ирина растаяла, Андрей еще ни раз в жизни с ней настолько тепло не разговаривал.
— Андрюш, почему ты не нашел повода извиниться? Раз все понял? Почему все же решил переехать и не стал защищаться?
— Потому что ты права, ты достойна лучшего, я презираю сам себя. Поэтому ухожу. Но прошу не разводись со мной. Наступит день, и я приду к тебе, конечно, если буду еще нужен тебе. Приду не потому, что мне плохо без твоих домашних котлет, а потому что буду уверен, что смогу подарить тебе лучшую жизнь. На связи, Иришка. И прости.
— Пока, Андрей. Я тебя поняла. До встречи, и помнишь же, мои любимые цветы?
— Конечно, — на том конце было слышно, как Андрей улыбается, — белые розы.