Найти в Дзене
История нашего мира 2.0

Соседи про эстов не забывали.

1214 год Прибалтика В конце февраля – начале марта 1214 года в тишине глубокой ночи в Риге полыхнул большой пожар. Горела старая часть города, та, что первой была построена и первая обведена стеной, от церкви св. Марии до дома епископа, вплоть до церкви братьев-рыцарей. Среди прочего сгорела и церковь св. Марии вместе с большими колоколами. Особенно горевали все о том, что среди прочих сгорел боевой колокол, который призывал рижан на бой, если к городу подходили отряды язычников. Пришлось отливать новый колокол. Он по своим размерам превосходил предыдущий. В марте, отдохнув от прежних ратных трудов, рыцари меченосцы, рижане, ливы и лэтты выступили в поход на Саккалу. Разорив окрестности замка Вилиендэ, они внезапно для обитателей замка Леолэ, который принадлежал вождю Лембито, оказались под замком Леолэ. Передовой отряд эсты отбили смелой атакой, но когда подошли основные силы немцев и их союзников, началась осада замка. За второй и третий день осады осаждающие сложили из брёвен кост

1214 год

Прибалтика

В конце февраля – начале марта 1214 года в тишине глубокой ночи в Риге полыхнул большой пожар. Горела старая часть города, та, что первой была построена и первая обведена стеной, от церкви св. Марии до дома епископа, вплоть до церкви братьев-рыцарей. Среди прочего сгорела и церковь св. Марии вместе с большими колоколами. Особенно горевали все о том, что среди прочих сгорел боевой колокол, который призывал рижан на бой, если к городу подходили отряды язычников.

Пришлось отливать новый колокол. Он по своим размерам превосходил предыдущий.

В марте, отдохнув от прежних ратных трудов, рыцари меченосцы, рижане, ливы и лэтты выступили в поход на Саккалу.

Эстония, XII век
Эстония, XII век

Разорив окрестности замка Вилиендэ, они внезапно для обитателей замка Леолэ, который принадлежал вождю Лембито, оказались под замком Леолэ.

Передовой отряд эсты отбили смелой атакой, но когда подошли основные силы немцев и их союзников, началась осада замка.

Городище Лыхавере. Место, где находился замок Леолэ
Городище Лыхавере. Место, где находился замок Леолэ

За второй и третий день осады осаждающие сложили из брёвен костёр, который был выше вала, построенного из земли и дерева, защитниками. И подожгли. Деревянная верхушка вала также вспыхнула. Осаждённые, видя, что огонь охватывает всё большее пространство и может поглотить весь замок, вступили в переговоры с меченосцами. Обещали заплатить деньги, если немцы и их союзники отступят от замка. Рыцари же потребовали, чтобы эсты крестились и стали бы братьями им и в этом веке и в будущем. Эсты отказались. Тогда ливы и лэтты усилили огонь. Вал был разрушен и осаждённые, чтобы не сгореть заживо, вышли из замка и согласились принять крещение.

Священник Иоанн Штрик и священник меченосцев Отто окрестили сдавшихся. Первым крестился Лембито. За ним прочие. Победители тем временем вступили в замок. Разграбили всё добро, угнали коней, быков, весь скот. Разделили захваченное между собой и радостные направились в Ригу. Туда же увели Лембито и всех старейшин. Последние, чтобы получить свободу, были вынуждены отправить в Ригу в качестве заложников своих сыновей.

Фредерик из Целлы, священник цистерцианского ордена, направлядся на корабле в Ригу, но был захвачен 19 апреля пиратами острова Эзель, вместе со своим мальчиком-учеником и несколькими ливами. Пленных привезли на берег реки Адин, где после пыток убили.

Филипп, епископ Рацебургский, с пилигримами и судья Гергард построили в Торейде замок Вределандэ, для контроля над завоёванными землями. Сыновья старейшины Талибальда из Толовы: Рамекэ и его братья, - пришли в замок, с просьбой перекрестить их из православия в католицизм. Обещали платить с каждых двух коней меру хлеба в год, если рижане и меченосцы будут защищать их от эстов и литовцев. На том и сошлись.

В этот же год князья Мстислав Мстиславич Новгородский, Всеволод Борисович Псковский, Давыд Торопецкий ходили на чюдь (эстов), нареву к морю. Земли чюди пожгли и подошли к городу Воробьин (вар.: Воробейн). И дала чюдь дань, которую Мстислав Мстиславич поделил следующим образом: две трети новгородцам, одна треть псковичам и торопчанам.

(О событиях этого же года в Прибалтике смотри также публикации: «Достали», «Слово Божье по-немецки»).

(Источники: Генрих Латвийский, ПСРЛ, тт. 5, 6, 9)