Алфавит коллаборационистов постепенно движется к концу, и сегодня представляю вниманию читателя Францию. Несмотря на то, что страна официально числится в рядах победителей, среди ее граждан также были желающие сражаться под знаменами со свастиками против СССР.
Контекст
3 сентября 1939 г., соблюдая свои обязательства перед Польшей, Французская Республика объявила войну Германии. Однако вопреки польским надеждам войска Франции не устремились на помощь Польше. Началась «Странная война» — Drole de Guerre. К концу сентября 1939 г. во Францию прибыл Британский экспедиционный корпус общей численностью более 160 000 человек. С прибытием англичан численность союзных дивизий увеличилась до 76, которым противостояло лишь 32 немецкие дивизии. Несмотря на более чем двукратное численное превосходство, союзники избрали оборонительную стратегию и укрепились на «линии Мажино».
10 мая 1940 г. немецкие войска начали наступление на Западном фронте. К середине мая немецкая армия, пройдя страны Бенилюкса, вышла на границы Франции. Немецкая стратегия молниеносной войны — «блицкрига» (Blitzkrieg) — в очередной раз доказала свое превосходство над западноевропейской оборонительной тактикой. 14 июня 1940 г. немецкие войска вошли в Париж. Через два дня премьер-министром Франции был назначен герой Первой мировой войны маршал Анри Филипп Петен. Маршал Петен был сторонником перемирия с Германией и разрыва с Великобританией. На предложение своих министров эвакуировать правительство в Англию он ответил, что правительство должно остаться во Франции, чтобы «вместе с народом нести его несчастье».
17 июня 1940 г. маршал Петен обратился к Гитлеру с предложением перемирия. Мирное соглашение, содержащее 24 статьи, было подписано 22 июня 1940 г. Франция была разделена на оккупированную и неоккупированную зоны. Оккупированная зона управлялась главой немецкой военной администрации, а неоккупированная (Южная Франция) — маршалом Петеном. Париж находился в оккупированной зоне, поэтому столицей маршала стал город Виши, по названию которого и стала называться неоккупированная зона — Вишистская Франция. Соглашение Франции и Германии, их сотрудничество, а также деятельность правительства Петена стали основанием для появления понятия «коллаборационизм».
Задолго до начала Второй мировой войны во Франции стали появляться националистические организации. Матерью всех правых партий во Франции была радикальная монархическая организация Шарля Морраса «Аксьон Франсэз», основанная в 1899 г. После триумфа правых в Италии и Германии количество правых партий и организаций во Франции резко возросло. 6 февраля 1934 г. большинство французских правых приняли участие в безуспешной попытке государственного переворота. В тот день на улицы Парижа вышло около 40 000 активистов различных французских правых организаци, но потерпели неудачу. С приходом нацистов националистические настроения во Франции получили мощную подпитку.
Как все начиналось. «Легион французских добровольцев»
Нападение Германии на Советский Союз было с ликованием встречено правыми французскими партиями. После известий об образовании испанской добровольческой дивизии французские правые партии решили выступить с инициативой создания французского добровольческого подразделения для отправки на Восточный фронт. 7 июля 1941 г. в Париже состоялось совещание руководителей вышеуказанных французских партий, на котором было принято решение о создании Легиона французских добровольцев (LVF — Legion des Volontaires Fran^ais contre le Bolchevisme).
8 июля во Франции открылось первое вербовочное бюро. За две недели набора было зарегистрировано 8000 добровольцев, из них 5000 записались из оккупированной зоны и 3000 из неоккупированной. К концу августа из них было отобрано 3000 человек для создания французского полка в составе Вермахта. В ряды легиона вступили также русские белоэмигранты и представители грузинской общины Франции, некоторое количество арабов и уроженцев Индокитая. Позднее в легион вступило даже четверо чернокожих добровольцев.
27 августа 1941 г. в Версале состоялся первый смотр добровольцев, а уже 4 сентября первая группа из 25 офицеров и 803 нижних чинов отправилась в учебный лагерь Дебица, на территории генерал-губернаторства. 20 сентября 1941 г. из Франции была отправлена вторая группа — 127 офицеров и 769 нижних чинов. 12 октября 1941 г. на полигоне Дебица французские добровольцы приняли присягу.
В конце октября 1941 г. французский легион был отправлен на советско-германский фронт. В состав полка входило два батальона, а его командиром был назначен бывший военный атташе Франции в Турции полковник Роже Лабонн. По немецкой номенклатуре полку был присвоен № 638, и он был направлен в состав VII армейского корпуса, действующего на Московском направлении. Общая численность полка в это время составляла 3852 человека, из них 1400 французов находились на полигоне Дебица, где происходило формирование 3-го батальона, а 181 офицер и 2271 нижний чин (1-й и 2-й батальоны) находились на фронте.
Дорога на фронт была тяжела для французов, мороз преследовал их, в результате этого еще до вступления в бой численность легиона уменьшилась почти на 500 человек, за счет обмороженных и тяжело заболевших чинов. Командование корпуса придало французских добровольцев 7-й пехотной дивизии. В конце ноября 1941 г. полк был расположен в 80 км от Москвы в селениях Новое Михайловское и Головково (штаб полка). Для боевого применения французские батальоны были приданы 19-му и 61-му полкам дивизии. 24 ноября 1-й батальон был выдвинут на фронт к деревушке Дьяково. 1 декабря 1944 г. части 1-го батальона получают приказ перейти в атаку. Французы понесли ощутимые потери, выбыли из строя трое из четырех командиров рот. За две недели пребывания на фронте ЛВФ потерял еще 65 человек убитыми, 120 ранеными и 300 человек больными и обмороженными. Вскоре (6 и 9 декабря 1941 г.) оба батальона были выведены в тыл, в район Смоленска. Подполковник Рейхет из штаба 7-й пехотной дивизии оставил о легионе следующий отзыв: «Люди доказали свое желание сражаться, но они испытывают острый недостаток в военной подготовке» После этого батальоны независимо друг от друга использовались для проведения антипартизанских операций в тылу группы армий «Центр».
13 февраля 1942 г. было получено разрешение Гитлера на отправку LVF в Радом на переподготовку. В феврале 1942 г. работа по формированию 3-го батальона 638-го полка была закончена, началась организация полкового артиллерийского дивизиона из трех батарей, и в результате этого он был 21 февраля переименован в усиленный пехотный полк. В то же время немцы приказали вывести из состава легиона добровольцев старше 40 лет и русских белоэмигрантов. В мае 1942 г. на Восточный фронт прибыл III батальон 638-го полка, он был придан 221-й охранной дивизии, действующей в тыловом районе группы армий «Центр». Уже в июне 1942 г. новый III батальон понес большие потери в ходе крупной антипартизанской операции в районе Волости.
В январе—феврале 1944 г. французы участвовали в антипартизанской операции «Марокко» в районе Сомры. В начале летнего наступления РККА полк успешно оборонял отведенный ему участок линии фронта. Кроме того, для обороны реки Бобр была сформирована сводная боевая группа. В ее состав вошло 400 французских легионеров из 1-го батальона 638-го полка под командованием майора Жана Бридо (сына вишистского государственного секретаря по вопросам обороны дивизионного генерала Эжена Мари Бридо), 600 немецких военнослужащих и два танка «Тигр». Боевая группа в течение двух дней пыталась сдержать натиск 2 советских танковых дивизий, но неудержиом откатывалась назад.
В конце июля 1944 г. батальоны полка были собраны в районе Штеттина. 1 сентября 1944 г. 638-й французский полк был официально передан в состав войск СС, перейдя, таким образом, в новую фазу существования. С 1941 г. по 1944 г. через ряды французского полка прошло 6429 человек.
Эсэсовцы французы
Уже 1 мая 1941 г. в рядах войск СС насчитывалось 92 гражданина Франции — 84 этнических немца и 8 французов. В последующие годы количество граждан Франции в войсках СС неуклонно росло, но их набор проходил неофициально. 22 июля 1943 г. правительство Виши официально разрешило французам вступать в войска СС. На территории Франции было открыто семь вербовочных пунктов, а для информационной поддержки вербовочной кампании осенью 1943 г. было образовано «Общество друзей войск СС» под председательством вишистского министра информации Поля Мариона. Таким образом, начавшаяся вербовка французов в войска СС осуществлялась при поддержке правительства, в то время как создание «Легиона французских добровольцев» было частной инициативой ряда правых французских партий.
За две недели набора на вербовочные пункты явилось около 1500 французских добровольцев, но принято было около 1000 человек. 18 августа 1943 г. из принятых добровольцев был образован французский полк СС, в октябре того же года переименованный во французский добровольческий гренадерский полк СС. В ходе нумерации частей войск СС 15 ноября 1943 г. полк был обозначен как 57-й гренадерский полк войск СС (французский № 1). Численность полка росла и к концу июня 1944 г. достигла 1688 человек.
В июле 1944 г. французский полк СС был развернут в добровольческую штурмовую бригаду СС «Франция» (Frankreich). В конце июля 1944 г. по требованию немецкого командования французская бригада выделила I батальон 57-го полка, усиленный четырьмя взводами из специальных частей бригады для участия в отражении советского наступления в Галиции.
В начале августа 1944 г. французский батальон прибыл на Галицийский участок фронта. Там батальон сражался в районе юго- восточнее Львова. Затем он участвовал в оборонительных боях у городов Стрый, Дрогобыч и Самбор. Из Галиции французские добровольцы вместе с немецкими эсэсовцами отступили в Южную Польшу, где приняли участие в боях в районах Санок 10—15 августа 1944 г., Мелец 19—20 августа, Дебица 22 августа. За эти дни французы потеряли около 200 человек.
В перечисленных боях французский батальон понес тяжелые потери, так, из 18 офицеров 7 было убито и 8 ранено, а среди солдат и унтер-офицеров насчитывалось 130 убитых и 661 раненый. К концу августа от французского батальона осталось лишь 140 здоровых бойцов. По этой причине 28 августа 1944 г. остатки батальона были выведены с фронта.
В сентябре 1944 г. было принято решение собрать французских добровольцев из всех родов войск в рядах войск СС. Было изменено название пополненного добровольцами французского соединения, теперь оно стала называться гренадерской бригадой войск СС «Шарлемань». Свое название «Шарлемань» получила по имени императора Священной Римской империи Карла Великого (742—814).
33-я гренадерская дивизия войск СС «Шарлемань»
10 февраля 1945 г. на территории учебного центра Вильдфлекен французская бригада СС была переформирована в 33-ю гренадерскую дивизию войск СС «Шарлемань» (французскую № 1). В составе дивизии насчитывалось 7340 человек. В состав дивизии входило: два пехотных полка (57-й и 58-й), артиллерийское соединение, шесть вспомогательных рот, две штабные роты, учебно-запасной и полевой запасной батальоны. Командиром дивизии был назначен ваффен-оберфюрер СС Эдгар Пуа.
Находясь в стадии комплектования, французская дивизия получила приказ выступить на фронт. 17 февраля 1945 г. началась отправка подразделений дивизии на фронт в Померанию в группу армий «Висла». Приказом командования дивизия была введена в состав XVIII горного корпуса. Оперативная обстановка потребовала немедленного включения французов в боевые порядки корпуса. Вследствие этого 57-й пехотный полк был разделен на батальонные группы. Группы были распределены по следующим населенным пунктам: Хайнрихсвальде — I батальон, Баркенфельде — II батальон, III — Баренвальде, и начали подготавливать в них оборонительные позиции. В течение 24—25 февраля батальонные группы оборонялись в перечисленных населенных пунктах. Днем позже части дивизии обороняли городки Баренхутте и Элсенау от наступающих советских танков. 28 числа основная масса дивизионных частей начала отступление в направлении Белгарда, где саперами дивизии были заранее подготовлены оборонительные рубежи.
В течение 4 марта французы участвовали в обороне Керлина.. Вечером того же дня Керлин был окружен частями Красной Армии, но уже на следующий день окруженным французам удалось прорваться из города. Прорвавшиеся французы отступили с боями сначала к Белгарду, затем к Мезеритцу и 7 марта добрались до Пиннова. Вместо погибшего Пуа командиром дивизии был назначен генерал-инспектор французских частей бригадефюрер СС Крукенберг. При прорыве из Керлина одна французская маршевая рота под командованием ваффен-гауптштурмфюрера СС Мюльтрье прорвалась к городу Кольберг (польский Колобжег). Там она была введена в сводный батальон СС «Хемпель», в составе которого и приняла участие в обороне города от Красной Армии. 19 марта 1945 г. остатки роты были эвакуированы морем в Свинемюнде.
В середине апреля 1945 г. остатки дивизии находились в районе Нойштрелица, где были переформированы в штурмовой батальон из четырех рот. Численность батальона составила 600 человек. Поздней ночью 23 апреля штурмовой батальон «Шарлемань» получил приказ прибыть в Берлин. Одна рота батальона была отправлена в предместья Берлина Темпельхоф, а три другие в предместье Нойекельн. Три другие роты 26 апреля 1945 г. заняли оборону на трех параллельных улицах столицы Германии - Бранауерштрассе, Донаушт- рассе и Берлинерштрассе. Тем временем французская рота, оборонявшаяся в Темпельхофе, отражала атаку советских танков. Через день остатки трех рот были объединены и заняли оборону на Хедеманнштрассе, а на следующий день — 29 апреля 1945 г. — французы отступили на Путгкамерштрассе и в конце заняли оборону в центре Берлина, на пересечении Принцальбрехтштрассе и Вильгельмштрассе. В этом месте французские добровольцы приняли свой последний бой. 2 мая 1945 г. тридцать французских добровольцев, уцелевших при штурме, сдались в плен частям Красной Армии.
Однако не все французские добровольцы закончили войну в Берлине. Так, ранее упоминавшийся строительный батальон «Шарлемани», сформированный из небоеспособных солдат под командой ваффен-гауптштурм- фюрера СС Роя, двинулся из Нойштрелица навстречу западным союзникам и к 27 апреля 1945 г. достиг города Мальхина. Затем, пройдя на запад, личный состав батальона сдался американским частям, впрочем как и все остальные коллаборационисты.
Нельзя не отметить, что вплоть до конца войны во Франции хватало желающих идти сражаться за нацистский рейх, часть из них даже обороняла Берлин. Это были люди идейные, националистических взглядов, на их совести немало крови как советских бойцов, так и мирного населения. В современной Франции о них не очень принято вспоминать, однако эта черная история должна быть напоминанием всем тем, у кого до сих пор есть соблазн придерживаться крайних националистических взглядов и, что самое главное, воплощать их в жизнь.
Может быть интересно