«Её мастерство – это воплощение в танце яркого артистического таланта» (Президент Российской Федерации В.В.Путин о балерине Ренате Шакировой).
Сообщение о торжественном вручении в Кремле премии Президента Российской Федерации прима-балерине Мариинского театра Ренате Шакировой вряд ли кого могло оставить равнодушным в нашем городе. И не только потому, что в Башкирии награду такого уровня ещё никто не получал. Но и потому, что творческий путь Ренаты стартовал в заслуженном коллективе народного творчества России – Народном театре-студии «Солнышко», которым руководит Гузель Ишмакова.
ЧУТЬЁ НА ТАЛАНТ
Гузель Салимьяновна и её – увы, ныне покойный супруг Роберт Минигазиевич − обладали уникальным чутьём на таланты. Они дали путёвку в хореографию всероссийского и мирового уровня целой плеяде учеников. Таких как Диана Нагаева, которая сейчас танцует в ансамбле Северного флота, Дмитрий Акулинин – солист Театра балета Константина Тачкина в Петербурге (окончил Академию русского балета им. А.Вагановой, сейчас на пенсии преподаёт в Академии танца им. Б.Эйфмана), Игорь Минеев − солист ансамбля песни и пляски железнодорожных войск Министерства обороны РФ, Илина Ихсанова − солистка танцевальной группы Кубанского казачьего хора, Ляйсан Шафикова − солистка Уфимского ансамбля песни и танца «Мирас», Лиза Коротчева (Государственный ансамбль народного танца РБ им.Ф.Гаскарова), Алсу Галиева (Русский национальный балет «Кострома»), Ришат Юлбарисов (был солистом Михайловского театра, сейчас работает в танцевальной группе Берлинской государственной оперы).
Но выявить талант – полдела. Надо ещё суметь объяснить это родителям. Особенно нелегко приходится с папами и мамами мальчиков. Так, с отцом Аслама Гарифуллина пришлось даже побеседовать на повышенных тонах. Родителей понять можно: разносторонне одарённый мальчик помимо танцев подавал надежды в спорте. А тут балет! Как говорится, лучше синица в руке…
«Олимпийским чемпионом по плаванию он у вас не станет! – в отчаянии бросила Гузель Салимьяновна. – А в балете его ждут слава, богатство!». Но и это их не особо впечатлило.
Однажды «Солнышко» отправилось на конкурс в Санкт-Петербург. Там как раз выступал военный ансамбль, в котором танцевал сын Ишмаковых Тимур. Через него договорились, чтобы Н.Цискаридзе, который судил эти выступления, посмотрел этого мальчика. Он сразу заявил, что готов принять его в вагановское училище, но Асламу тогда было лишь девять лет. А туда принимают с одиннадцати. Через два года Николай Максимович сам позвонил Гарифуллиным: «Ваш сын принят без экзаменов».
В Академии русского балета им. А.Я.Вагановой есть традиция: воспитанники ежегодно танцуют в «Щелкунчике». И уже в первом классе Асламу дали главную роль. После спектакля отец явился к Гузель Салимьяновне и со словами: «Мой сын в первый раз танцевал в балете!» вручил ей огромный букет.
«ПРЕАМБУЛА»
«У меня была талантливая девочка – Ольга Машковская, – говорит хореограф. – Я повезла её в знаменитое Пермское хореографическое училище, основанное в годы войны эвакуированными из Ленинграда педагогами и артистами Мариинского театра. Там мне сказали: «Замечательная девочка, но нам нужны кожа да кости. А она уже сформировалась». Мы опоздали. Это стало для меня уроком: пара лишних лет – и педагог может «передержать» у себя ученика. Талантам надо открывать дорогу».
Спешим успокоить читателя: девочка не пропала. Выучилась, работала хореографом на телешоу «Танцы» на телеканале ТНТ.
И эту истину Гузель Салимьяновна будет передавать воспитанникам: вы должны приносить пользу не только себе, но и ученикам. Век танцора недолог. Готовьте себя и к педагогической деятельности. Открывайте новые таланты и передавайте им всё, чему вас научили.
Гузель Салимьяновна по совместительству вела хореографию в спортшколе у гимнастов. И там приметила удивительную девочку Наталью Сологуб. Долго уговаривала родителей перевести её из спортивной гимнастики в балет. Наконец, поставила ультиматум: «Ей уже двенадцать. Или сейчас, или никогда!». Но на экзамены они всё же опоздали. «Мест нет…», – заявили в Уфе. Но когда Г.Ишмакова «пригрозила» повезти девочку в Пермь, место сразу же нашлось.
Она всё же повезла девочку в Пермь, в знаменитый театр Людмилы Сахаровой и Евгения Панфилова. И опять они опоздали: к тому времени театр уехал на гастроли в США. Директор, увидев Наталью, всплеснул руками: «Где же вы раньше были! Обязательно приезжайте в августе на дополнительный набор». Потом сама Людмила Павловна будет уговаривать отдать ей девочку, но родители предпочтут Уфу. Впрочем, талантливая девочка своё нагонит. Однажды, после выступления в «Мариинке», её сразу примут в коллектив. Она станет примой Дрезденского оперного театра. Сейчас ведёт классический танец в Академии танца им. Б.Эйфмана.
«ТАНЦЕВАТЬ ДУШОЙ»
Рената родилась в Ташкенте, где по распределению работали её родители. Когда в 1999-м Шакировы вернулись в Стерлитамак, Ренате было 4 года.
«В детстве я была таким активным ребёнком и во мне было столько энергии, что мама задумывалась, куда же её направить, – признавалась она в одном из интервью. – Я очень любила включать музыку и танцевать. И мама выбирала, будут это бальные танцы или хореографический ансамбль-студия. Мама сама мечтала танцевать, но не было возможности. Мне кажется, где-то внутри её желание воплотилось во мне. Я с 4 лет пошла в ансамбль «Солнышко»… Именно Гузель Салимьяновна посоветовала моим родителям отдать меня в академию хореографии».
Уточним: не просто посоветовала, а настояла. В соцсетях можно прочесть, что Рената Шакирова «начала обучение в Башкирском хореографическом училище». «Она там никогда не училась! – говорит Гузель Салимьяновна. – Да, поступила в Уфу, но одновременно была принята в Академию имени А.Вагановой. Можно сказать, шагнула в большой балет прямо из Стерлитамака».
Отбор в академию был по трём критериям. Первый – данные, второй – отменное здоровье. Недаром говорят, что балерин можно запускать в космос. И третий – контрольный отбор, где отсматривают данные ещё раз и распределяют уже по классам. Рената к просмотру готовила танец дивертисмент, но предложили показать польку.
И вот звонок от мамы Ренаты: «Гузель Салимьяновна, сядьте, не то упадёте! Нас приняли!». Заметим: не в последнюю очередь за артистизм. «Ты должна взять харизмой. Танцевать надо не только ногами, но и душой», – наставляла её перед поездкой педагог. Научила, как войти в зал, как себя представить.
И Рената покорила беспристрастное жюри. В том числе и тогдашнего художественного руководителя «вагановки», приму «Мариинки», Королевского балета Великобритании, Марсельского национального балета, а ныне художественного руководителя балета «Астана Опера» Алтынай Асылмуратову. Девочка сумела поступить одновременно и в Башкирский хореографический колледж им. Р.Нуреева, и в Петербург. И опять перед родителями встала непростая дилемма. И всё же они сделали правильный выбор.
Первым её педагогом стала доцент, заслуженный работник культуры РФ Галина Еникеева, с которой у Ренаты, по её собственному признанию, связаны самые лучшие воспоминания. В средних классах, когда появилось много технически сложных комбинаций, движений, их возглавила Татьяна Удаленкова. Ей Рената обязана потрясающей технической базой.
Для девочки началась новая жизнь в интернате, вдали от дома, в условиях жёсткой дисциплины. На занятия – в красивой, чистой, выглаженной одежде, балетных туфельках. Как в Институте благородных девиц. Но дети есть дети. Хватало времени и на шалости. Девочки по планам эвакуации искали закрытые помещения и лестницы, играя в «Гарри Поттера», представляя, что они в Хогвартсе, наполненном магией и привидениями. Пугали друг друга духом Улановой, который приходит к тем, кто плохо себя ведёт. Ездили к однокласснице на дачу на Масленицу, жгли чучело. Неудивительно, что годы учёбы в её памяти остались временем сплошного счастья.
По её собственному признанию, характер у неё сложный. Зато настрой всегда боевой. Особенно в работе. Она дополнительно занималась ещё китайской гимнастикой, йогой. Эти качества способствовали тому, что уже во втором классе её взяли на главную роль Машеньки в балете «Щелкунчик» (обычно эту роль дают в 4–5-х классах). Но она была такой лёгкой, озорной, что у преподавателей не осталось и тени сомнения.
«ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ»
Работоспособность, харизматичность и талант Ренаты Шакировой заметили профессионалы и любители балета ещё в годы её учёбы в академии: будучи студенткой, она исполнила несколько сольных партий в спектаклях Мариинского театра и даже принимала участие в ответственных гастролях балетной труппы. В проекте «Большой балет» на телеканале «Культура» стала обладательницей Гран-при. После окончания академии в 2015-м была принята в труппу Мариинского театра и в том же году получила главную роль Китри в балете «Дон Кихот».
Ренату начали приглашать на конкурсы. Однажды к ней обратился сам Николай Цискаридзе (к тому времени она уже танцевала в «Мариинке») с просьбой составить партию своему ученику из США на выпускном выступлении (не каждый артист балета может с лёгкостью поднять свою партнёршу). Рената, конечно, согласилась.
А как она танцевала в «Шурале»! Неудивительно, что 7 марта 2024 года, именно после этого балета, Рената Шакирова была объявлена прима-балериной Мариинского театра. В том же году артистка стала лауреатом сразу двух театральных премий: «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в балетном спектакле» за роль Анюты в одноимённом балете и премии Союза театральных деятелей России за значительный вклад в развитие музыкального театра.
«Это самое приятное, когда многие уже считают тебя ведущей балериной и только потом тебе дают статус примы, – призналась она в одном из интервью. – Я считаю, это лучше, чем если дают авансом. Всему своё время, и если человек работает, старается, вкладывает много любви в своё дело, он, благодаря свое- му таланту и желанию, достигает вершин».
ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА и KREMLIN.RU