Найти в Дзене

Муниципальный и общественный экологический контроль

Муниципальный и общественный экологический контроль являются важными инструментами обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды на местном уровне. Они дополняют государственный экологический контроль и позволяют более эффективно выявлять и предотвращать нарушения природоохранного законодательства.

1. Муниципальный экологический контроль:

  • Понятие: Деятельность органов местного самоуправления (ОМСУ), направленная на обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
  • Правовая основа:Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.
    Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
    Законодательство субъектов РФ.
    Муниципальные правовые акты.
  • Цели и задачи:Предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
    Обеспечение экологической безопасности населения и территории муниципального образования.
    Сохранение благоприятной окружающей среды.
    Рациональное использование природных ресурсов.
  • Объекты муниципального экологического контроля:Объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие муниципальному контролю в соответствии с законодательством.
    Территории общего пользования (парки, скверы, зоны отдыха и т.д.).
    Места несанкционированного размещения отходов.
  • Полномочия органов местного самоуправления в сфере муниципального экологического контроля:Организация и осуществление муниципального экологического контроля на территории муниципального образования.
    Принятие муниципальных правовых актов в области охраны окружающей среды.
    Осуществление контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
    Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
    Составление протоколов об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
    Предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения требований, установленных муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
    Организация экологического просвещения населения.
  • Особенности:Муниципальный экологический контроль осуществляется в пределах полномочий, установленных федеральным и региональным законодательством.
    Объекты муниципального экологического контроля определяются муниципальными правовыми актами.
    Органы местного самоуправления не вправе осуществлять контроль в отношении объектов, подлежащих федеральному и региональному государственному экологическому надзору.
    Муниципальный экологический контроль может осуществляться как самостоятельно, так и во взаимодействии с органами государственного экологического надзора.

2. Общественный экологический контроль:

  • Понятие: Деятельность граждан и общественных объединений, направленная на выявление и предотвращение нарушений природоохранного законодательства, а также на обеспечение реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.
  • Правовая основа:Конституция Российской Федерации (статья 42).
    Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (статья 68).
    Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”.
    Другие федеральные законы и нормативные правовые акты.
  • Цели и задачи:Обеспечение реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
    Выявление и предотвращение нарушений природоохранного законодательства.
    Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам.
    Содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении экологических проблем.
    Формирование экологической культуры населения.
  • Формы общественного экологического контроля:Проведение общественных экологических экспертиз.
    Участие в общественных слушаниях по вопросам охраны окружающей среды.
    Направление обращений и жалоб в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам нарушения природоохранного законодательства.
    Проведение общественных проверок соблюдения природоохранного законодательства.
    Организация и проведение экологических акций и мероприятий.
    Экологическое просвещение населения.
  • Права и обязанности граждан и общественных объединений при осуществлении общественного экологического контроля:Право запрашивать и получать информацию о состоянии окружающей среды.
    Право участвовать в принятии решений по вопросам, касающимся охраны окружающей среды.
    Право проводить общественную экологическую экспертизу.
    Обязанность соблюдать законодательство при осуществлении общественного экологического контроля.
    Обязанность представлять результаты общественного контроля в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • Особенности:Общественный экологический контроль осуществляется на добровольной основе.
    Граждане и общественные объединения не обладают властными полномочиями и не вправе выдавать предписания об устранении нарушений.
    Результаты общественного экологического контроля носят рекомендательный характер для органов государственной власти и общественного экологического контроля.
  • Органы местного самоуправления должны учитывать результаты общественного экологического контроля при осуществлении муниципального экологического контроля и принятии управленческих решений.
  • Органы местного самоуправления и общественные объединения могут совместно проводить экологические акции и мероприятия.

Преимущества и недостатки:

Вывод:

Муниципальный и общественный экологический контроль являются важными и взаимодополняющими инструментами обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды. Их эффективное взаимодействие позволяет более полно выявлять и предотвращать нарушения природоохранного законодательства, а также вовлекать граждан в решение экологических проблем.