"Конец апреля. Обучение окончено. Отстояв долгую очередь в посольстве США, мы получили американские визы. Каждому из нас авиакомпания перечислила по 140 000 рублей (5 000 долларов по курсу того времени); это была запредельно огромная сумма для меня — руки тряслись, когда я несколько дней подряд снимал деньги в банкомате. Я казался себе как минимум Березовским!
Двадцать шестого апреля мы отправились в США".
(отрывок из книги "Когда все только начинается")
Привет, дорогие читатели "Небесных историй"!
Какая забавная штука - время...
Вчера, забрав тринадцатилетнего сына из школы, слушая по дороге домой его ностальгические воспоминания об учебе в домодедовской школе во втором и третьем классах, я усмехнулся и сказал:
- Знаешь, Андрей, когда мне было 13 лет, я самостоятельно учился программированию. Интернета не было, поэтому приходилось использовать каждую крупицу материала и включать голову. Тогда для меня, тринадцатилетнего, мой второй класс казался примерно таким же далеким, как и сейчас, когда мне 45.
А вот 20 лет назад для меня было если не вчера, то не далее чем в прошлом месяце.
Ведь ну совсем же недавно, собрав не поражающий размерами чемодан и упаковав рабочую сумку, я присел, как это принято, перед дорогой в абсолютную неопределенность, с которой тогда у меня ассоциировались не только США, но и любая заграница вообще!
В апреле 2005 года всего лишь два года исполнилось с момента, как моя летная карьера вдруг закрутилась, завертелась после нескольких лет надежд и разочарований. Всего три года назад я осторожно пробирался через гору бумаги в месяцами (простите!) нечищенном сортире общежития Академии гражданской авиации. Полтора года назад - зацепившись за профессию, мотался между Барнаулом, Красноярском, поселком Кедровый и Норильском, в основном живя в последнем, вкушая все связанные с этим образом жизни прелести.
| Рассказ "В гостях у альма-матер"
И вдруг - мне предстоит лететь в США, переучиваться на Боинг 737, новый тип для авиакомпании "Сибирь", только-только начавшей краситься в вызвавший фурор на авиафорумах нежно-зеленые цвета S7 Airlines.
Да еще и с обязательствами на 20000 долларов при зарплате второго пилота Ту-154 в 20000 рублей и платой 400 баксов (около 12000 рублей) за аренду однокомнатной квартиры на Воронежской улице. Да я в метро лишний раз не спускался, чтобы сэкономить немного денег! Пешком топал до "Домодедовской", откуда в аэропорт ходил автобус.
Лететь в США? Учиться на Боинг-737?
Это вообще как?
В голове не укладывается!
| Книга "Когда все только начинается"
Прошло двадцать лет... Конечно, давно стало очевидным, что щербатая Фортуна не раз и не два мне улыбалась. Разумеется, капризной юмористке надо было помогать - то же решение переучиться на Боинг-737 я принимал исключительно из меркантильных соображений. Не было такого, что меня на него направили, надо было, во-первых, самому решиться, во-вторых - пройти тестирование. Молодой семье, ожидавшей первенца, в дорогой и негостеприимной Москве надо было на что-то жить, а в вышеупомянутых условиях надеяться на сытую жизнь без помощи родителей не приходилось. Поэтому, не смотря на мою... личную неприязнь к Боингам-737 (кто бы мог подумать, да?), я очень быстро взвесил все "за" и "против" и поехал в "Нефтяник", учебный центр "Сибири", тестироваться...
Все случилось как-то очень быстро. От первых слухов до конкретики прошло так мало времени, что в правдивость затеи совершенно не верилось — не привыкли мы к стремительным решениям. Тем не менее всем желающим было предложено пройти тестирование на знание английского языка. Прошел и я, набрав высшие баллы — 10 лет обучения в школе с углубленным изучением английского языка мне очень пригодились в жизни.
И вот здесь надо сделать одну важную ремарку. Я… не любил «Боинги», «Эйрбасы» и прочую иностранщину. Как я сам сегодня характеризую подобных людей — был я квасным патриотом. Очень квасным, поверьте!
И особенно не нравился мне… именно «Боинг-737»!
Будучи студентом Академии, я работал в ВОХР Пулково и очень часто, когда нас развозили по КПП3, проезжал мимо «Боинга-737-200», представителя самого первого поколения 737-х. Как результат, все 737-е у меня ассоциировались с этими несуразными птахами с коротенькими шасси и маленькими колесиками, двигателями-сигарами, смотрящимися гадкими утятами на фоне грациозных Ту-154.
Я был дремучим и не знал, что другие модификации Б-737 выглядят куда гармоничнее, в моем мозгу прочно сидело негативное отношение к «гадкому утенку». Я был ура-патриотом, считавшим, что если отечественное — значит, лучшее! И наши самолеты надежнее «пластмассовой иномарщины», и пилоты наши, конечно же, профессиональнее!
Так нас воспитывали в летном училище. Сейчас это и смешно, и грустно одновременно. Конечно, если ничего слаще морковки не пробовать, то… Но я и не пробовал ничего слаще морковки.
(отрывок из книги "Когда все только начинается")
Хех. Было-было. Чего скрывать?
Но и здесь не обошлось без толики везения. Тестирование-то я прошел, и высшие баллы набрал, похвалу от Бориса Давидовича Сафро заслужил... Только вот дни шли, летели недели, группы из трех экипажей регулярно отправлялись на переучивание, а мне никто не звонил и ничего не говорил.
Командир, Александр Михайлович Илюшников, с кем мы переучивались в паре, тоже был из Барнаула. Как раз с ним и с Артуром Паутовым, штурманом Ту-154, мы жили вместе в одной комнате в «Нефтянике» в период ассимиляции в Москве после перевода. Александр Михайлович сыграл важнейшую роль в том, что я оказался в Денвере.
Так получилось, что результаты моего тестирования по английскому языку, что проходили пилоты, пожелавшие переучиться на «Боинг», почему-то оказались не в той папке на столе у ответственного за набор, и, если бы у Александра Михайловича неожиданно не забрали изначально запланированного пилота, как знать, когда бы я еще переучился? А так, потеряв напарника, он подсуетился (про мой неплохой английский он знал), мое тестирование нашлось, и я начал обучение с ним в паре. За что ему огромное искреннее спасибо! Очередное везение в моей судьбе.
(отрывок из книги "Когда все только начинается")
Вот так случается - листок с твоими красивыми оценками положили не в ту папочку, и если бы не инициатива Александра Михайловича - как знать, когда бы я праздновал двадцатилетний юбилей?
Мне сложно охарактеризовать брожение мыслей в голове двадцатичетырехлетнего парнишки, каким был я 26 апреля 2005 года, в группе из шести человек летевшем в "сибирском" Ту-154М во Франкфурт-на-Майне. Честнее всего, наверное, будет сказать, что было волнение, а может быть, даже страх, который я прятал за бравадой.
Я был очень молодым.
Во Франкфурте нам предстояло пересесть на рейс авиакомпании "Юнайтед Эйрлайнс" в Нью-Йорк. Там снова пересадка - на рейс теми же авиалиниями в Денвер, где и предстояло жить и учиться - в учебном центре "Юнайтед" под руководством инструкторов "Юнайтед" и по их же программам и документам, которые мы начали изучать еще в "Нефтянике" - две недели сидели на наземной подготовке, изучая системы самолета на компьютерах.
Мне, мягко выражаясь, волнительно. Я еще не до конца верю в то, что оказался в авиации, а уже предстоит такое путешествие, о котором всего лишь два месяца назад и помыслить не мог! Просто в голову не приходило, я и не мечтал о подобном, это было за гранью возможного. Я лечу во Франкфурт, а мне кажется, что я вот-вот проснусь и все закончится.
(отрывок из книги "Когда все только начинается")
20000 долларов очень хорошо мотивировали учиться.
Спасибо школе, с пониманием документов и инструкторов у меня не возникало проблем. Еще в "Нефтянике" я на три раза прошел компьютерный курс обучения, помогая коллегам разобраться с теми или иными моментами. В Денвере с первых же дней у меня все пошло довольно гладко, а вот командиру было непросто. Тем не менее мы смогли закончить переучивание очень неплохо, без единой дополнительной тренажерной сессии - а назначали их американцы довольно легко.
36 дней длилось путешествие в США. В эти пять с небольшим недель вместились не только учеба, но и интересные встречи, знакомства, новые друзья и... путешествия внутри путешествия. Благодаря Левону Кошкаряну, американцу армянского происхождения, так же как и я увлекавшемуся авиасимуляторами, я посмотрел не только Денвер и его окрестности, но прокатился от Денвера до Солт-Лейк Сити на автомобиле...
А из Солт-Лейк Сити слетал в Лас-Вегас на маленьком поршневом самолете "Пайпер".
Это были потрясающие приключения. Примерно на 20 баллов по пятибалльной шкале.
Изначально мы планировали выполнить посадку на аэродроме ближе к Лас-Вегасу, на дозаправку. Однако, пролетев 135 миль, обнаружили, что в баках осталось уже менее половины топлива: из-за очень плотного встречного ветра наша путевая скорость оставляла желать лучшего, поэтому мы пролетели совсем небольшое расстояние, а бензина потратили много. Надо принимать решение: продолжать лететь на аэродром, указанный во флайт-плане, рискуя к посадке остаться без топлива, либо садиться где-нибудь на дозаправку.
В лучших традициях CRM, посоветовавшись, мы выбрали второе.
Все это время пилотировал я, а Левон контролировал полет по навигационной карте. Прямо под нами оказался аэродромчик с асфальтированной ВПП и работающим метеоканалом, что дляаэродромов общего назначения в США редкость. Метеоканал передавал встречно-боковой ветер 14—27 узлов.
Нас сильно трепало, но Левон по своей наивности не забирал управление у линейного пилота. Эх, дружище! Знал бы ты, как этот «линейный пилот» боялся облажаться! Я никогда в жизни не летал на таких маленьких самолетах, а тут и для большого лайнера условия жесткие!
(отрывок из книги "Когда все только начинается")
Вот так просто - взяли самолет и полетели кататься. В Лас-Вегас сгоняли...
Америка, конечно же, привела нас в состояние культурного шока. Очень многое было в новинку, а главное - то, как нас учили. То, как работали инструкторы. Это было что-то запредельно классное!
Они были именно инструкторами, а не проверяющими, роль которых усиленно играли большинство моих инструкторов из прошлой жизни. И, черт возьми, у них получалось на все сто!
Окончательно перевернуло мои представления о зарубежных инструкторах то, что они могли не ответить на какой-нибудь вопрос, запросто сказав: «Извини, я не знаю». Услышав это в первый раз, я не поверил своим ушам — в России так было не принято! Как такое вообще возможно — инструктор (первый после бога!) признается ученику в том, что он чего-то не знает?!
В прошлом, когда я что-то спрашивал у инструкторов в училище или на производстве, они, если не могли ответить, сводили все к фразам («Зачем тебе это надо?» или «Это не наше дело!») или же поступали более прозаически: «Ах, ты не знаешь?! Вот завтра узнаешь, придешь и расскажешь!» Подобная манера «обучения» быстро отбивала желание задавать какие-либо вопросы.
А тут после слов «я не знаю» сразу же следовало «но я попробую что-нибудь сделать для тебя». На следующий день инструктор приходил с талмудом, открывал его и показывал ответ на вопрос. Либо же говорил: «Твой вопрос был очень интересным, я позвонил своему товарищу, и вместе мы пришли вот к такому ответу…»
Мягко говоря, я чувствовал себя обалдевшим от инструкторов в Денвере. Их работа врезалась в память положительным примером. Да, в России мне попадались разные инструкторы и разные командиры: кто-то был докой в документах, но его манера поведения стесняла меня, кто-то был добряком, но и не требовал ничего, не лез глубоко. Кто-то вообще ничему не учил, а только требовал.
Здесь же нас именно учили, разжевывали непонятное и делали это так… душевно! Все работали одинаково, даже «текни́ки»* были одинаковыми, более того, они официально существовали в Pilot Training Manual и не противоречили процедурам и правилам.
*«Текни́к» — профессиональный сленг, от англ. technique — техники, методики исполнения чего-то некоторым способом.
(отрывок из книги "Когда все только начинается")
В общем, мой квасной настрой получил чувствительного пинка, и домой я возвращался... ну, пусть не совсем еще другим человеком, но с почищенной от тараканов головой. С четким пониманием, что мне очень понравилось учиться таким вот образом и с мечтой увидеть когда-нибудь подобное в родной авиакомпании.
| Книга "Профессия шофер самолета"
Двадцать лет были очень насыщенными. Я вошел в авиацию в очень удачное время - как говорят, "попал в струю" - даже чуть раньше, чем эта струя, собственно говоря, началась. Через год с небольшим после окончания переучивания ввелся в командиры, затем, снова через год - стал инструктором. Потом (опять через год!) зашел в первый раз в офис - в качестве заместителя командира эскадрильи в недавно отпочковавшемся от "Сибири" "Глобусе".
Работа, полета, методички, документы, споры, баталии... Уход из офиса, полеты инструктором, начало ведения блога в ЖЖ... Возвращение в офис, должность заместителя, активное участие в летно-методическом совете Росавиации. Поездка в Париж в качестве докладчика на региональном семинаре ИКАО, успешное внедрение сложных проектов в S7...
Просветительская работа в Сети...
Мощнейшее профессиональное выгорание, посылание офиса нахер, возвращение в рядовые командиры и гастарбайтерство в Песках в надежде получить новый профессиональный опыт, с которым, как мне хотелось верить, когда-то пригожусь родной стране (наивность моя всегда соперничала с оптимизмом), стать инструктором в многонациональной зарубежной авиакомпании, увидеть новые города, новые страны, новый мир...
| Рассказ "Весь мир передо мной!"
Пандемия, возвращение в Россию, интересное начало, закономерный конец... Семь месяцев смуты, возвращение в Пески, два года размораживания и организация зоны комфорта... и шанс исполнить свою давнюю мечту, для исполнения которого надо было очень и очень сильно напрячься и шагнуть за пределы только-только восстановившейся зоны комфорта - моей и семьи.
Мечта исполнена. Новая зона комфорта выстраивается...
***
И снова наступает 26 апреля. Этим вечером в роли второго пилота мне предстоит помогать будущему командиру, совершенно не знакомому мне парню, на одной из его последних перед проверкой сессий на тренажере красивого и могучего самолета Боинг-777.
На днях я в третий раз за последние три месяца слетал во Франкфурт-на-Майне. Снова увидел хвост самолета "Юнайтед Эйрлайнс". В очередной раз улыбнулся воспоминаниям о молодом парнишке, за показной бравадой скрывавшего волнение и даже страх двадцать лет назад.
Удачи вам во всем!
Берегите себя и своих близких!
Летайте безопасно!
| Книга "Когда все только начинается"
Серии книг "Небесные истории" и "Пилот гражданской авиации":
| Издательство "Эксмо" ("Небесные истории" 1-3)
| Издательство "Ридеро" ("Небесные истории" 4-6, все книги "Пилот ГА")
| Книги на Литрес (книги в электронном виде)