Проблема изменения климата в следствие влияния антропогенных факторов на окружающую среду давно уже занимает центральное место в списке глобальных вызовов современности. И эта проблема достаточно велика, чтобы каждая страна по одиночке могла с ней бороться, только вместе, государства мира могут изменить ситуацию. Данный вызов осознаётся руководством всех держав мира и потому ООН и страны БРИКС выдвигают свои климатические инициативы по сохранению окружающей среды.
Меры ООН довольно просты и понятны, организация объединённых наций борется с изменением климата через различные протоколы (Киотский протокол), конвенции (Рамочная конвенция), соглашения (Парижское соглашение) и программы (Программа ООН по окружающей среде). Однако, действия ООН часто поддаются критике за то, что направлены на борьбу с последствиями изменения климата, вместо того чтобы сосредоточиться на ликвидации их первопричин. Вторая точка критики – это трудности в согласовании интересов развитых и развивающихся государств.
Страны БРИКС играют центральную роль в климатической политике. До расширения на них приходилось 47% мировых выбросов CO2, а после вступления новых членов (Египта, ОАЭ, Ирана, Эфиопии и Индонезии) в 2024-2025 годах эта доля выросла до 51,76%. Успех борьбы с изменением климата во многом зависит от их действий, особенно от перехода к низкоуглеродной экономике. БРИКС меньше и соответственно обладает гораздо меньшей инерцией в вопросе принятия решений и их имплементации, нежели громоздка конструкция ООН. В рамках сотрудничества странами БРИКС создан ряд важных экологических инициатив:
• В 2012 году был запущен «Центр чистой энергии БРИКС», который способствует обмену передовыми технологиями в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.
• В 2014 году появился «Форум по водным ресурсам БРИКС», направленный на совместное управление и защиту водных ресурсов.
• В 2016 году была представлена инициатива по управлению твёрдыми отходами, которая разрабатывает современные методы их переработки и утилизации.
• С 2017 года действует инициатива по сохранению биоразнообразия, поддерживающая проекты по защите редких видов и восстановлению лесов и земель.
• В 2018 году стартовал проект «Зелёные водоёмы», направленный на восстановление водных экосистем.
• В Казанской декларации саммита БРИКС 2024 года были выделены новые российские инициативы: проект «Чистые реки БРИКС» и «Платформа экологически чистых технологий БРИКС (БЭСТ)». Кроме того, лидеры стран одобрили создание Геологической платформы и Платформы климатических исследований. Особое внимание уделяется привлечению молодёжи к природоохранной деятельности.
Страны БРИКС активно работают над решением климатических вызовов, уделяя особое внимание энергетике, декарбонизации и технологическому сотрудничеству. В области энергетики главная цель — переход на возобновляемые источники энергии и повышение доступности энергоснабжения. Китай лидирует в развитии зелёных технологий, а такие страны, как Индия, ОАЭ и Саудовская Аравия, также ставят амбициозные цели. При этом энергобаланс стран существенно различается: Китай и Индия остаются зависимыми от угля, тогда как Россия и Бразилия активно используют чистую энергию. Декарбонизация экономики стала ещё одним общим приоритетом, где основное внимание уделяется энерго- и ресурсоэффективности. Китай, ЮАР и Индия сосредоточены на промышленной декарбонизации, Бразилия борется с вырубкой лесов, а Россия и Эфиопия делают ставку на поглощение углерода лесами. Развитие низкоуглеродных технологий также выделяется как перспективное направление:
В рамках сотрудничества внутри БРИКС климатическая повестка стала ключевой темой после председательства ЮАР в 2023 году. Новый банк развития финансирует зелёные проекты. У стран БРИКС есть уникальная возможность стать лидерами в разработке новых подходов к устойчивому развитию, сочетая экономический рост с экологическими ограничениями. Это позволит им не только укрепить свои позиции, но и стать примером для всего развивающегося мира.