Найти в Дзене
Дюков

«Портрет Дориана Грея»: Этика VS Эстетика. ЧАСТЬ 3

Настало время обсудить произведение. Изучив модернизм и биографию Оскара Уайльда, мы смело можем приступать к анализу одного из самых известных, многогранных и скандальных произведений начала ХХ века. Мы поговорим о главных идеях романа, его образах, мотивах персонажей, символах и попробуем узнать, действительно ли книга аморальна, как считали критики Великобритании? Начнём! Эпиграф к этой книге — очень важная и тонкая деталь. Он рассказывает о Калибане (персонаже Шекспировской пьесы «Буря»), который смотрится в зеркало и кривится от своего отражения. Уайльд утверждал, что его роман не пропаганда нравственности, однако именно в этом эпиграфе видна не только основная мысль произведения, но и ответ потенциальным критикам. Художник — тот, кто создаёт прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот, к чему стремится искусство. Критик — это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать своё впечателние от прекрасного. Искусство — зеркало, отражающее того, кто в нё
Оглавление

Картина «Голубой мальчик». Томас Гейнсборо
Картина «Голубой мальчик». Томас Гейнсборо

Настало время обсудить произведение. Изучив модернизм и биографию Оскара Уайльда, мы смело можем приступать к анализу одного из самых известных, многогранных и скандальных произведений начала ХХ века. Мы поговорим о главных идеях романа, его образах, мотивах персонажей, символах и попробуем узнать, действительно ли книга аморальна, как считали критики Великобритании? Начнём!

Часть 3. Анализ романа «Портрет Дориана Грея»

Картина «Портрет мужчины». Моретто де Бреция
Картина «Портрет мужчины». Моретто де Бреция

Эпиграф к этой книге — очень важная и тонкая деталь. Он рассказывает о Калибане (персонаже Шекспировской пьесы «Буря»), который смотрится в зеркало и кривится от своего отражения. Уайльд утверждал, что его роман не пропаганда нравственности, однако именно в этом эпиграфе видна не только основная мысль произведения, но и ответ потенциальным критикам.

Художник — тот, кто создаёт прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот, к чему стремится искусство. Критик — это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать своё впечателние от прекрасного. Искусство — зеркало, отражающее того, кто в нём смотрится, а вовсе не жизнь.
Отрывок из фильма «Дориан Грей» 2009г
Отрывок из фильма «Дориан Грей» 2009г

История начинается с того, что художник Бэзил Холлуорд беседует со своим приятелем лордом Генри в небольшом загородном доме живописца. Бэзил признаётся, что нашёл светловолосого юношу по имени Дориан Грей, красота которого настолько ослепительна, что любой человек моментально очаровывается им, а сам Бэзил нашёл в нем идеальную модель для портрета. И как только Генри встречается с 20-ти летним парнем, то начинает рассказывать ему о жизни, но в своей уникальной манере.

Как только человек начнёт мыслить, у него непропорционально вытягивается нос, или увеличивается лоб, или что-нибудь другое портит его лицо. Посмотри на выдающихся деятелей любой учёной профессии — как они уродливы!

Подобными цитатами Генри разбрасывается при любом удобном случае, а сам Дориан с обожанием слушает его, пока Бэзил продолжает рисовать портрет, хоть он и старается образумить юношу. Когда портрет оказывается завершённым, то Дориан влюбляется в этот портрет, причём так сильно, что вслух желает о том, чтобы он старел вместо самого Дориана. Это и становится отправной точкой истории.

Картина «Цветы в вазе». Мэри Мозер
Картина «Цветы в вазе». Мэри Мозер

Первые главы — ключевые к пониманию романа (как неожиданно). Начнём с того, что стиль Уайльда крайне интересный. Он, как поэт, уделяет внимание цветам, причём как буквально так и фигурально. Дом Бэзила предстаёт читателю ярким, тихим и отдалённым от суеты местом, которыюое благоухает: есть маленький садик, а в мастерской стоит ваза с цветами. К тому же сам Уайльд рассказывает историю с педантичным вниманием к деталям интерьера. Он красочно описывает кисти и холсты Бэзила, а первое появление Дориана Грея на страницах наполнено таинственной загадкой.

Но главные герои в начале романа далеко не сам Дориан, а как раз та пара, которая его обсуждает. Уж намеренно ли Уайльд сделал Бэзила и Генри такими антиподами, или случайно, но химия между ними и их противопоставление — одна из самых сильных сторон романа.

-5

В отличие от фильма, кадр которого вы видете, Бэзил представлен менее мужественно. Писатель описывает художника как творческого, робкого, мягко характерного, а главное — идейного человека. Бэзил готов говорить о высоком и с радостью прощается с любимым портретом своей карьеры и отдаёт его Дориану в качестве подарка, а любая минута, проведённая с его музой, доставляет ему сильно удовольствие. Художник представляет высокую мораль, но при этом он сам находится в одиночестве. Намеренно ли, или потому что общество его избегает, но Бэзил почти ни с кем не общается в романе, хотя о его работах ходили слухи, и тот с гордостью (хоть и небольшой долей страха) хотел отправить их в Париж.

Художник должен создавать прекрасные произведения искусства, не внося в них ничего из своей личной жизни. В наш век люди думают, что произведение должно быть чем-то вроде автобиографии. Мы утратили способность отвлечённо воспринимать красоту.

К Грею он относится с горячей любовью и некоторой заботой, однако он страдает из-за того, что его слово почти нигде не ценится и их просто не воспринимают всерьёз. Бэзил убыточно скромен, и это сильно портит ему жизнь, особенно в идеологическом противостоянии с лордом Генри.

-6

Лорд Генри Уоттон — локомотив истории. Его необычные взгляды и цитаты присутствуют в каждой главе и оказывают влияние на всех персонажей романа. С первой же сцены видно, что он остр на язык. Некоторые литературоведы уверены в том, что прототипом Генри стал учитель Уайльда, Уолтер Пейтер, и на то есть причины. Генри — архетип обаятельного мерзавца и трикстера, испытывающего моральные нормы и правила общества на прочность. Галантен, аристократичен, безответственен а самое главное — красноречив. Молодой юноша, Дориан Грей, испытывает настоящее обожание к такой яркой личности как Лорд Генри.

Каждый восхваляет те добродетели, в которых ему самому нет надобности упражняться: богачи проповедуют бережливость, а бездельники красноречиво распространяются о великом значении труда.
Картина «Балкон». Эдуард Мане
Картина «Балкон». Эдуард Мане

Но вот, что самое забавное: лорда Генри, несмотря на все его высказывания, продолжают звать на светские мероприятия. Особенно показательным является момент с совместным ужином Дориана Грея и лорда Генри. С каждым днём они проводят всё больше и больше времени, и Генри всюду зовёт Грея чтобы показать и высмеять светское общество, частью которого сам является. Генри показывает пренебрежительное отношение к богатым лордам и генералом Лондона, указывая на их пороки. Мы смотрим его глазами на банкетный стол, за которым сидят уважаемые люди, но никто из них в представлении Генри (и самого Дориана Грея) не является уважаемым человеком. Кто-то злоупотребляет выпивкой, кто-то ведёт идиотскую политику в парламенте, кто-то просто скучный — в обществе нет достойных людей, включая самого Генри. Он сам делает весьма резкие высказывания, однако графы и лорды лишь смеются с него, поскольку тот не представляет собой никакой опасности. Однако это не так: он представляет. Это опасность плохого влияния.

Как это увлекательно — проверять силу своего влияния на другого человека! Ничто не может с этим сравниться. Перелить свою душу в другого, дать ей побыть в нём; слышать отзвуки собственных мыслей, усиленные музыкой юности и страсти; передать другому свой темперамент, как точнайший флюид или своеобразный аромат — вот истинное наслаждение, самая большая радость, быть может, какая дана человеку, в наш ограниченный и пошлый век с его грубочувственными утехами и грубопримитивными стремлениями.
Картина «Автопортрет со смертью, играющей на скрипке». Арнольд Бёклин
Картина «Автопортрет со смертью, играющей на скрипке». Арнольд Бёклин

Само собой, любое искусство оказывает влияние, хотя, судя по эпиграфу, оно (как и сам художник) не несёт никакой моральной ответственности на влияние. Такая же речь в романе касается и литературы. Однако так ли это? Лорд Генри представляет собой сладкоречивого дьявола, которому ничего не страшно. Постепенно Дориан Грей проникается его идеями и чуть ли не все его слова ставит в абсолют и начинает жить так, как говорит Генри: без сожалений, без моральных норм, всё глубже погружаясь в удовольствие. Сам Уайльд демонстрирует силу слов Генри и то, как они отзываются в голове юноши. Мне очень понравилась одна деталь: только Бэзил понимает, насколько Генри может быть разрушительным, но, к сожалению, его никто не слушает. Это может перекликаться с эстетизмом и тем, что настоящее искусство может быть независимо от общественного порицания, ибо оно слишком прекрасно. Но для лорда Генри жизнь — и есть самое главное искусство, которое нужно наполнять самыми яркими красками.

С каждой последующей страницей мы видим, как Генри сильно меняет юношу. И всё же, пока что в нём остаётся что-то светлое, поскольку он встречает Сибиллу Вейн. К сожалению, девушка стала жертвой, но не лорда Генри, а самого Дориана.

Картина «Влюблённые». Эмиль Фриант
Картина «Влюблённые». Эмиль Фриант

Дориан Грей случайным образом заходит в старый лондонский театр, где встречает обаятельную семнадцатилетнюю девушку по имени Сибилла Вейн, которая отыгрывала в театре главные женские роли.

Она была молодая, изящная, с красивыми темными глазами и прекрасными волосами, полными страстной жизни и энергии. Она походила на тех актрис, которые играют на сцене с такой искренностью, что зрители верят в их роли и их чувства.

Грей влюбляется в неё до безумия и ходит на каждое представление, где она играет. Каждый вечер он смотрит на её актёрскую игру с обожанием, а один раз ему даже удаётся поговорить с ней после представления под псевдонимом «Прекрасный принц». К сожалению, они не могут видеться нигде, кроме кулис театра. Почему? Сибилла из очень бедной семьи, которая заключила трёхгодовой контракт с владельцем театра, и она обязана играть на сцене каждый день, чтобы как-то прокормить и себя и семью. Но не всё так плохо: девушка отвечает юноше взаимностью и рассказывает о нём больной матери, старой актрисе того же театра, и брату-моряку. В отличие от матери, брат Джеймс настроен более скептично и агрессивно к Грею, ибо боится, что очередной мужчина разобьёт ей сердце, как было в случае с его матерью.

Картина «Едоки картофеля». Винцент ван Гог
Картина «Едоки картофеля». Винцент ван Гог

Уайльд, любитель ярких и красивых вещей, с особым вниманием описывает и старую гримёрку, и дом семьи Вейнов. Всё выглядит плачевно и безнадёжно. Единственное место, где у Вейнов получится хоть как-то соприкоснуться с высшим светом — улица, где Сибилла с Джеймсом случайно увидели Грея в карете, но карета, в которой он сидел, слишком быстро промчалась. Трудно не сопереживать Сибилле, зная её искреннюю любовь Дориану и её плачевном положении.

Но даже когда Дориан Грей мечтает о внимании и любви Сибиллы, он продолжает меняться.

Какое мне дело до её семьи и происхождения? В ней всё — совершенство, всё — божественно — от головы до маленьких ножек.

Таким образом в романе поднимается вечно актуальная и очень щепетильная тема: влюблённость в образ. Психологически это также перекликается с мифом о Нарциссе, который влюбился в собственное отражение и умер от голода. История о Нарциссе упоминается в романе, а также сам Дориан Грей его напоминает внешне и по характеру. Уайльд прекрасно показывает такую отравляющую природу отношений, которая губительна для обеих сторон.

Картина «Молодая читательница». Жан-Оноре Фрагонар
Картина «Молодая читательница». Жан-Оноре Фрагонар

И в романе «Портрет Дориана Грея» влюблённость в образ не заканчивается ничем хорошим. Сибилла так сильно влюбляется в Грея, что начинает намеренно плохо играть, ведь тогда с ней разорвут контракт, она станет свободной и сможет вечно любить Дориана. Проблема в том, что Дориан видит её плохую игру, и после представления, где Сибилла признаётся ему в любви, он самым жестоким образом отвергает её.

Раньше вы волновали моё воображение, — теперь вы не вызываете во мне никакого интереса. Вы мне просто безразличны. Я вас полюбил потому, что вы играли чудесно... А теперь всё это кончено.

Несмотря на свой грубый поступок, Грей всё же считает, что поступил неправильно и желает исправиться, но не успевает: Сибилла принимает капсулу с токсином и умирает. Грей начинает скорбеть, и даже искренне сочувствовать ей, но затем чувство вины в Грее пропадает. И это очень тонкая деталь, которую Уайльд передал очень ненавязчиво, но по-настоящему виртуозно. Грей перестаёт воспринимать Сибиллу как актрису, тем более — как человека. Для него она становится искусством, а точнее — сам акт её смерти. В этом он видит некий драматизм, который может заставить вызвать в людях яркие эмоции. Несчастная девушка умерла из-за преданной любви и пожертвовала собой ради Дориана, а сам юноша становится не только объектом для обсуждений, но и центром внимания, ведь в отличие от Сибиллы, он — живой участник этих слухов. Такая репутация определённо нравится Грею, если бы не одно но: с каждым проступком Дориана Грея его портрет становится более уродливым. И чем больше Дориан общается с лордом Генри и ведёт аморальный образ жизни, тем более уродливый человек позирует на портрете в пыльной комнате Дориана.

Пара слов о самом портрете. Он стал символом романа, причём очень ярким. Когда речь заходит о романе, в первую очередь вспоминается сама концепция изменения внешности из-за аморальных поступков. Этот художественный образ оказал колоссальное влияние на всю литературу. Оскар Уайльд сделал то, что невозможно в живописи: дал видимому образу возможность изменяться во времени. Ведь портрет — желание художника и модели увековечить образ, чтобы спустя года на него можно было смотреть и вспоминать то время, когда он был написан. Но Уайльд приписывает элемент изменчивости портрету, но не за счёт времени, а за счёт совести Дориана Грея, которая получает тело в виде этого самого портрета.

Картина «Нарцисс». Караваджо
Картина «Нарцисс». Караваджо

Но затем в романе происходит то, чего я никак не ожидал. То, что я со всей ответственностью готов назвать худшим эпизодом книги, который её портит. Дело в том, что Оскар Уайльд решает описать быт Дориана Грея, который начал жить на полную катушку. Он ходит в дома терпимости, злоупотребляет опиумом, гуляет по проституткам, а дурная репутация о Грее заставляет многих представителей светского общества отвернуться от него. И вот в чём проблема: Уайльд опускает детали и делает временной скачок на целых ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ! Это гигантское драматургическое упущение, которое я никак не могу объяснить. Мы не узнали о первом походе Грея в бордель, о первой трубке опиума, о том, как от него постепенно отворачивались люди — иными словами, нам не показали, как Дориан Грей постепенно превращается из милого и обаятельного юноши с невинным взглядом в беспринципного и аморального гедониста. И чему уделяет внимание Оскар Уайльд? На протяжении 50 страниц он рассказывает о платьях и костюмах Грея, о его коллекции камней, о его домашнем зоопарке из экзотических птиц. И да, это интересный элемент для раскрытия персонажа и то, что лично любил Уайльд. Но это занимает слишком большое количество страниц, а то, что читатель хочет знать, Уайльд намеренно игнорирует. С точки зрения драматургии (по крайней мере сценарной), это непростительная ошибка. Для меня 10-я глава стала самой скучной, тяжёлой и бессмысленной. У Дориана Грея началась другая жизнь: он чувствовал себя как ребёнок в кондитерской, а потом мы видим Грея, который уже всего достиг. Такой упущенный потенциал, и на что его поменяли? На список из двадцати украшений с подробнейшим описанием. Однако я могу предположить, зачем он так сделан: отсутствие походов по борделям и распутное поведение Грея компенсируется его изменениями в манере речи, поведении и принципах.

Что самое забавное — мы видим, в кого превратился Дориан Грей. Он становится жестоким циником, который чуть ли не превзошёл своего идейного отца. Он в порыве эмоций открывает свой секрет с портретом Бэзилу, а потом убивает его, и это — однозначно один из самых сильных моментов романа. Нагнетающая атмосфера, молящийся о спасении Бэзил, блеск ножа, драматично-романтическое (в смысле направление XIX века) убийство создателя портрета, а после — шантаж химика о том, чтобы труп Бэзила растворили в кислоте. К слову, этот шантаж юноша выполняет так расчётливо, не обращая внимания на заплаканного профессора, который спустя время покончил с собой. Буквально за пару глав читатель окончательно убеждается в том, что Дориан Грей давно перестал быть тем юношей, и даже стал хуже лорда Генри.

Картина «Смеющийся автопортрет». Рембрандт Ван Рейн
Картина «Смеющийся автопортрет». Рембрандт Ван Рейн

Дальнейшие события развиваются динамично, ведь в одном из борделей Дориана Грея узнаёт брат покойной Сибиллы, Джеймс. Он угрожает расправой Грею за смерть горячо любимой сестры, но тот отпускает его, ведь сестра умерла восемнадцать лет назад, а Грей явно выглядит гораздо моложе. Он отпускает Дориана, но все ещё подозревает его и начинает за ним следить, из-за чего у аристократа развивается паранойя...

Но вот одна интересная деталь. Дориан Грей отправляется на охоту к своему другу. На лужайке появляется белый кролик (очевидный символ невинности). Охотник направляет на него ружьё, но Дориан умоляет его не убивать невинное создание. Охотник промахивается и попадает в грязного и незнакомого мужчину, которым и оказывается Джеймс Вейн. Дориан Грей получил желанную безопасность, когда тот решил защитить что-то невинное и прекрасное. Символ кролика может также напоминать саму Сибиллу: маленькое, хрупкое и наивное создание. Дориану Грею от кролика не было никакой выгоды, и потому его мимолётное милосердие подарило ему второй шанс на жизнь, которым Дориан Грей решил пренебречь.

Картина «Автопортрет». Ребрандт Ван Рейн
Картина «Автопортрет». Ребрандт Ван Рейн

Но ключевым моментом истории, служит то, что Дориан Грей всё-таки не меняется. Он хоть и отстранённо разговаривает с лордом Генри, и даже поступает по совести и не обманывает влюблённую в него девушку, но Дориан всё равно чувствует, что не сможет полностью искупить свою вину. Все его «добрые поступки» мотивированны не моральным ориентиром, а желанием скрыть свою гнилую натуру, которую отображает портрет, ведь на нем изображён уже не Дориан Грей, а старый, уродливый и немощный дед с редкими волосами и красной сыпью. И он решает уничтожить картину не потому, что ему невыносимо смотреть на свой внутренний мир, а потому, что об этой тайне могут узнать люди. И в момент, когда нож протыкает холст, Дориан Грей умирает в теле немощного и уродливого старика, а на холсте вновь появляется красивый юноша. Самое забавное — прислуга узнаёт в старике того самого красавца Дориана Грея не по лицу, а по фамильному перстню.

И вот тут лично я не понимаю, как критики викторианской Англии могли заявить о безнравственности и аморальности произведения. Оскар Уайльд написал роман о рефлексии человека на тему его совести. Этот роман — дихотомия жизни, а точнее — её гедонизма и стоицизма. Грей постоянно мечется между тем, чтобы сохранить свою невинность, которую изображает портрет, и постигнуть тайны жизни через рассказы лорда Генри, который никак не меняется к концу произведения, что может намекать на вечность такого яркого и влиятельного архетипа. Дориан Грей всё время выбирает, к кому прислушаться, и с каждой следующей главой читатель видит последствия выбора главного героя. Что самое удивительное — в романе большое количество красок, во всех смыслах. Присутствует большое разнообразие эстетических деталей (цветов, элементов одежды, украшений) и различных аспектов общества (нищие, аристократия, богемия, политики).

Что касается самого Дориана — это неоднозначный характер. Наивный, трогательный, но в то же время импульсивный, жестокий, циничный и эгоистичный юноша, который с каждой главой всё больше погружается в бездну безнравственности. А как по мне, посыл в книге крайне простой: ты — то, что ты делаешь, а не то, как ты выглядишь. Это простейшая мысль, которую может понять любой подросток, но именно в подростковом возрасте эта вечно актуальная мысль — самая полезная и эффективная.

ИТОГ

-15

«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда — ярчайший представитель модерна, ведь он ищет новые способы изучения реальности, в которой мы живём. Отойдя от духовного развития и нравственности как центра повествования, Уайльд решил поговорить об эстетике и красоте, и о том, может ли она быть независима от норм морали. Красота может стать пороком и привилегией, преимуществом и недостатком, даром и проклятием. И все же истинная красота заключается в том, чтобы увидеть все оттенки жизни. Увидеть её яркую сторону и притягательные образы цветов, заката или детской радости, а также увидеть обратную сторону в виде насилия, несправедливости и смерти. Сама по себе природа, общество и человеческая жизнь не несут нравственной или моральной оценки: они просто существуют. Оскар Уайльд считал, что задача художника крайне проста: показать действительность такой, чтобы она стала отражением общества. И если вам что-то не нравится в этом отражении, то стоит задать вопросы не зеркалу, а самому себе. Но внешность не имеет такого сильного значения, как внутренний мир, совесть и честность перед самим собой; их отсутствие не может оправдать ни одно красивое лицо, ни одно атлетическое тело, ни одна живописная картина. Внутренняя красота ценнее внешней. Именно об этом и говорит роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

:)