Настало время обсудить произведение. Изучив модернизм и биографию Оскара Уайльда, мы смело можем приступать к анализу одного из самых известных, многогранных и скандальных произведений начала ХХ века. Мы поговорим о главных идеях романа, его образах, мотивах персонажей, символах и попробуем узнать, действительно ли книга аморальна, как считали критики Великобритании? Начнём!
Часть 3. Анализ романа «Портрет Дориана Грея»
Эпиграф к этой книге — очень важная и тонкая деталь. Он рассказывает о Калибане (персонаже Шекспировской пьесы «Буря»), который смотрится в зеркало и кривится от своего отражения. Уайльд утверждал, что его роман не пропаганда нравственности, однако именно в этом эпиграфе видна не только основная мысль произведения, но и ответ потенциальным критикам.
Художник — тот, кто создаёт прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот, к чему стремится искусство. Критик — это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать своё впечателние от прекрасного. Искусство — зеркало, отражающее того, кто в нём смотрится, а вовсе не жизнь.
История начинается с того, что художник Бэзил Холлуорд беседует со своим приятелем лордом Генри в небольшом загородном доме живописца. Бэзил признаётся, что нашёл светловолосого юношу по имени Дориан Грей, красота которого настолько ослепительна, что любой человек моментально очаровывается им, а сам Бэзил нашёл в нем идеальную модель для портрета. И как только Генри встречается с 20-ти летним парнем, то начинает рассказывать ему о жизни, но в своей уникальной манере.
Как только человек начнёт мыслить, у него непропорционально вытягивается нос, или увеличивается лоб, или что-нибудь другое портит его лицо. Посмотри на выдающихся деятелей любой учёной профессии — как они уродливы!
Подобными цитатами Генри разбрасывается при любом удобном случае, а сам Дориан с обожанием слушает его, пока Бэзил продолжает рисовать портрет, хоть он и старается образумить юношу. Когда портрет оказывается завершённым, то Дориан влюбляется в этот портрет, причём так сильно, что вслух желает о том, чтобы он старел вместо самого Дориана. Это и становится отправной точкой истории.
Первые главы — ключевые к пониманию романа (как неожиданно). Начнём с того, что стиль Уайльда крайне интересный. Он, как поэт, уделяет внимание цветам, причём как буквально так и фигурально. Дом Бэзила предстаёт читателю ярким, тихим и отдалённым от суеты местом, которыюое благоухает: есть маленький садик, а в мастерской стоит ваза с цветами. К тому же сам Уайльд рассказывает историю с педантичным вниманием к деталям интерьера. Он красочно описывает кисти и холсты Бэзила, а первое появление Дориана Грея на страницах наполнено таинственной загадкой.
Но главные герои в начале романа далеко не сам Дориан, а как раз та пара, которая его обсуждает. Уж намеренно ли Уайльд сделал Бэзила и Генри такими антиподами, или случайно, но химия между ними и их противопоставление — одна из самых сильных сторон романа.
В отличие от фильма, кадр которого вы видете, Бэзил представлен менее мужественно. Писатель описывает художника как творческого, робкого, мягко характерного, а главное — идейного человека. Бэзил готов говорить о высоком и с радостью прощается с любимым портретом своей карьеры и отдаёт его Дориану в качестве подарка, а любая минута, проведённая с его музой, доставляет ему сильно удовольствие. Художник представляет высокую мораль, но при этом он сам находится в одиночестве. Намеренно ли, или потому что общество его избегает, но Бэзил почти ни с кем не общается в романе, хотя о его работах ходили слухи, и тот с гордостью (хоть и небольшой долей страха) хотел отправить их в Париж.
Художник должен создавать прекрасные произведения искусства, не внося в них ничего из своей личной жизни. В наш век люди думают, что произведение должно быть чем-то вроде автобиографии. Мы утратили способность отвлечённо воспринимать красоту.
К Грею он относится с горячей любовью и некоторой заботой, однако он страдает из-за того, что его слово почти нигде не ценится и их просто не воспринимают всерьёз. Бэзил убыточно скромен, и это сильно портит ему жизнь, особенно в идеологическом противостоянии с лордом Генри.
Лорд Генри Уоттон — локомотив истории. Его необычные взгляды и цитаты присутствуют в каждой главе и оказывают влияние на всех персонажей романа. С первой же сцены видно, что он остр на язык. Некоторые литературоведы уверены в том, что прототипом Генри стал учитель Уайльда, Уолтер Пейтер, и на то есть причины. Генри — архетип обаятельного мерзавца и трикстера, испытывающего моральные нормы и правила общества на прочность. Галантен, аристократичен, безответственен а самое главное — красноречив. Молодой юноша, Дориан Грей, испытывает настоящее обожание к такой яркой личности как Лорд Генри.
Каждый восхваляет те добродетели, в которых ему самому нет надобности упражняться: богачи проповедуют бережливость, а бездельники красноречиво распространяются о великом значении труда.
Но вот, что самое забавное: лорда Генри, несмотря на все его высказывания, продолжают звать на светские мероприятия. Особенно показательным является момент с совместным ужином Дориана Грея и лорда Генри. С каждым днём они проводят всё больше и больше времени, и Генри всюду зовёт Грея чтобы показать и высмеять светское общество, частью которого сам является. Генри показывает пренебрежительное отношение к богатым лордам и генералом Лондона, указывая на их пороки. Мы смотрим его глазами на банкетный стол, за которым сидят уважаемые люди, но никто из них в представлении Генри (и самого Дориана Грея) не является уважаемым человеком. Кто-то злоупотребляет выпивкой, кто-то ведёт идиотскую политику в парламенте, кто-то просто скучный — в обществе нет достойных людей, включая самого Генри. Он сам делает весьма резкие высказывания, однако графы и лорды лишь смеются с него, поскольку тот не представляет собой никакой опасности. Однако это не так: он представляет. Это опасность плохого влияния.
Как это увлекательно — проверять силу своего влияния на другого человека! Ничто не может с этим сравниться. Перелить свою душу в другого, дать ей побыть в нём; слышать отзвуки собственных мыслей, усиленные музыкой юности и страсти; передать другому свой темперамент, как точнайший флюид или своеобразный аромат — вот истинное наслаждение, самая большая радость, быть может, какая дана человеку, в наш ограниченный и пошлый век с его грубочувственными утехами и грубопримитивными стремлениями.
Само собой, любое искусство оказывает влияние, хотя, судя по эпиграфу, оно (как и сам художник) не несёт никакой моральной ответственности на влияние. Такая же речь в романе касается и литературы. Однако так ли это? Лорд Генри представляет собой сладкоречивого дьявола, которому ничего не страшно. Постепенно Дориан Грей проникается его идеями и чуть ли не все его слова ставит в абсолют и начинает жить так, как говорит Генри: без сожалений, без моральных норм, всё глубже погружаясь в удовольствие. Сам Уайльд демонстрирует силу слов Генри и то, как они отзываются в голове юноши. Мне очень понравилась одна деталь: только Бэзил понимает, насколько Генри может быть разрушительным, но, к сожалению, его никто не слушает. Это может перекликаться с эстетизмом и тем, что настоящее искусство может быть независимо от общественного порицания, ибо оно слишком прекрасно. Но для лорда Генри жизнь — и есть самое главное искусство, которое нужно наполнять самыми яркими красками.
С каждой последующей страницей мы видим, как Генри сильно меняет юношу. И всё же, пока что в нём остаётся что-то светлое, поскольку он встречает Сибиллу Вейн. К сожалению, девушка стала жертвой, но не лорда Генри, а самого Дориана.
Дориан Грей случайным образом заходит в старый лондонский театр, где встречает обаятельную семнадцатилетнюю девушку по имени Сибилла Вейн, которая отыгрывала в театре главные женские роли.
Она была молодая, изящная, с красивыми темными глазами и прекрасными волосами, полными страстной жизни и энергии. Она походила на тех актрис, которые играют на сцене с такой искренностью, что зрители верят в их роли и их чувства.
Грей влюбляется в неё до безумия и ходит на каждое представление, где она играет. Каждый вечер он смотрит на её актёрскую игру с обожанием, а один раз ему даже удаётся поговорить с ней после представления под псевдонимом «Прекрасный принц». К сожалению, они не могут видеться нигде, кроме кулис театра. Почему? Сибилла из очень бедной семьи, которая заключила трёхгодовой контракт с владельцем театра, и она обязана играть на сцене каждый день, чтобы как-то прокормить и себя и семью. Но не всё так плохо: девушка отвечает юноше взаимностью и рассказывает о нём больной матери, старой актрисе того же театра, и брату-моряку. В отличие от матери, брат Джеймс настроен более скептично и агрессивно к Грею, ибо боится, что очередной мужчина разобьёт ей сердце, как было в случае с его матерью.
Уайльд, любитель ярких и красивых вещей, с особым вниманием описывает и старую гримёрку, и дом семьи Вейнов. Всё выглядит плачевно и безнадёжно. Единственное место, где у Вейнов получится хоть как-то соприкоснуться с высшим светом — улица, где Сибилла с Джеймсом случайно увидели Грея в карете, но карета, в которой он сидел, слишком быстро промчалась. Трудно не сопереживать Сибилле, зная её искреннюю любовь Дориану и её плачевном положении.
Но даже когда Дориан Грей мечтает о внимании и любви Сибиллы, он продолжает меняться.
Какое мне дело до её семьи и происхождения? В ней всё — совершенство, всё — божественно — от головы до маленьких ножек.
Таким образом в романе поднимается вечно актуальная и очень щепетильная тема: влюблённость в образ. Психологически это также перекликается с мифом о Нарциссе, который влюбился в собственное отражение и умер от голода. История о Нарциссе упоминается в романе, а также сам Дориан Грей его напоминает внешне и по характеру. Уайльд прекрасно показывает такую отравляющую природу отношений, которая губительна для обеих сторон.
И в романе «Портрет Дориана Грея» влюблённость в образ не заканчивается ничем хорошим. Сибилла так сильно влюбляется в Грея, что начинает намеренно плохо играть, ведь тогда с ней разорвут контракт, она станет свободной и сможет вечно любить Дориана. Проблема в том, что Дориан видит её плохую игру, и после представления, где Сибилла признаётся ему в любви, он самым жестоким образом отвергает её.
Раньше вы волновали моё воображение, — теперь вы не вызываете во мне никакого интереса. Вы мне просто безразличны. Я вас полюбил потому, что вы играли чудесно... А теперь всё это кончено.
Несмотря на свой грубый поступок, Грей всё же считает, что поступил неправильно и желает исправиться, но не успевает: Сибилла принимает капсулу с токсином и умирает. Грей начинает скорбеть, и даже искренне сочувствовать ей, но затем чувство вины в Грее пропадает. И это очень тонкая деталь, которую Уайльд передал очень ненавязчиво, но по-настоящему виртуозно. Грей перестаёт воспринимать Сибиллу как актрису, тем более — как человека. Для него она становится искусством, а точнее — сам акт её смерти. В этом он видит некий драматизм, который может заставить вызвать в людях яркие эмоции. Несчастная девушка умерла из-за преданной любви и пожертвовала собой ради Дориана, а сам юноша становится не только объектом для обсуждений, но и центром внимания, ведь в отличие от Сибиллы, он — живой участник этих слухов. Такая репутация определённо нравится Грею, если бы не одно но: с каждым проступком Дориана Грея его портрет становится более уродливым. И чем больше Дориан общается с лордом Генри и ведёт аморальный образ жизни, тем более уродливый человек позирует на портрете в пыльной комнате Дориана.
Пара слов о самом портрете. Он стал символом романа, причём очень ярким. Когда речь заходит о романе, в первую очередь вспоминается сама концепция изменения внешности из-за аморальных поступков. Этот художественный образ оказал колоссальное влияние на всю литературу. Оскар Уайльд сделал то, что невозможно в живописи: дал видимому образу возможность изменяться во времени. Ведь портрет — желание художника и модели увековечить образ, чтобы спустя года на него можно было смотреть и вспоминать то время, когда он был написан. Но Уайльд приписывает элемент изменчивости портрету, но не за счёт времени, а за счёт совести Дориана Грея, которая получает тело в виде этого самого портрета.
Но затем в романе происходит то, чего я никак не ожидал. То, что я со всей ответственностью готов назвать худшим эпизодом книги, который её портит. Дело в том, что Оскар Уайльд решает описать быт Дориана Грея, который начал жить на полную катушку. Он ходит в дома терпимости, злоупотребляет опиумом, гуляет по проституткам, а дурная репутация о Грее заставляет многих представителей светского общества отвернуться от него. И вот в чём проблема: Уайльд опускает детали и делает временной скачок на целых ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ! Это гигантское драматургическое упущение, которое я никак не могу объяснить. Мы не узнали о первом походе Грея в бордель, о первой трубке опиума, о том, как от него постепенно отворачивались люди — иными словами, нам не показали, как Дориан Грей постепенно превращается из милого и обаятельного юноши с невинным взглядом в беспринципного и аморального гедониста. И чему уделяет внимание Оскар Уайльд? На протяжении 50 страниц он рассказывает о платьях и костюмах Грея, о его коллекции камней, о его домашнем зоопарке из экзотических птиц. И да, это интересный элемент для раскрытия персонажа и то, что лично любил Уайльд. Но это занимает слишком большое количество страниц, а то, что читатель хочет знать, Уайльд намеренно игнорирует. С точки зрения драматургии (по крайней мере сценарной), это непростительная ошибка. Для меня 10-я глава стала самой скучной, тяжёлой и бессмысленной. У Дориана Грея началась другая жизнь: он чувствовал себя как ребёнок в кондитерской, а потом мы видим Грея, который уже всего достиг. Такой упущенный потенциал, и на что его поменяли? На список из двадцати украшений с подробнейшим описанием. Однако я могу предположить, зачем он так сделан: отсутствие походов по борделям и распутное поведение Грея компенсируется его изменениями в манере речи, поведении и принципах.
Что самое забавное — мы видим, в кого превратился Дориан Грей. Он становится жестоким циником, который чуть ли не превзошёл своего идейного отца. Он в порыве эмоций открывает свой секрет с портретом Бэзилу, а потом убивает его, и это — однозначно один из самых сильных моментов романа. Нагнетающая атмосфера, молящийся о спасении Бэзил, блеск ножа, драматично-романтическое (в смысле направление XIX века) убийство создателя портрета, а после — шантаж химика о том, чтобы труп Бэзила растворили в кислоте. К слову, этот шантаж юноша выполняет так расчётливо, не обращая внимания на заплаканного профессора, который спустя время покончил с собой. Буквально за пару глав читатель окончательно убеждается в том, что Дориан Грей давно перестал быть тем юношей, и даже стал хуже лорда Генри.
Дальнейшие события развиваются динамично, ведь в одном из борделей Дориана Грея узнаёт брат покойной Сибиллы, Джеймс. Он угрожает расправой Грею за смерть горячо любимой сестры, но тот отпускает его, ведь сестра умерла восемнадцать лет назад, а Грей явно выглядит гораздо моложе. Он отпускает Дориана, но все ещё подозревает его и начинает за ним следить, из-за чего у аристократа развивается паранойя...
Но вот одна интересная деталь. Дориан Грей отправляется на охоту к своему другу. На лужайке появляется белый кролик (очевидный символ невинности). Охотник направляет на него ружьё, но Дориан умоляет его не убивать невинное создание. Охотник промахивается и попадает в грязного и незнакомого мужчину, которым и оказывается Джеймс Вейн. Дориан Грей получил желанную безопасность, когда тот решил защитить что-то невинное и прекрасное. Символ кролика может также напоминать саму Сибиллу: маленькое, хрупкое и наивное создание. Дориану Грею от кролика не было никакой выгоды, и потому его мимолётное милосердие подарило ему второй шанс на жизнь, которым Дориан Грей решил пренебречь.
Но ключевым моментом истории, служит то, что Дориан Грей всё-таки не меняется. Он хоть и отстранённо разговаривает с лордом Генри, и даже поступает по совести и не обманывает влюблённую в него девушку, но Дориан всё равно чувствует, что не сможет полностью искупить свою вину. Все его «добрые поступки» мотивированны не моральным ориентиром, а желанием скрыть свою гнилую натуру, которую отображает портрет, ведь на нем изображён уже не Дориан Грей, а старый, уродливый и немощный дед с редкими волосами и красной сыпью. И он решает уничтожить картину не потому, что ему невыносимо смотреть на свой внутренний мир, а потому, что об этой тайне могут узнать люди. И в момент, когда нож протыкает холст, Дориан Грей умирает в теле немощного и уродливого старика, а на холсте вновь появляется красивый юноша. Самое забавное — прислуга узнаёт в старике того самого красавца Дориана Грея не по лицу, а по фамильному перстню.
И вот тут лично я не понимаю, как критики викторианской Англии могли заявить о безнравственности и аморальности произведения. Оскар Уайльд написал роман о рефлексии человека на тему его совести. Этот роман — дихотомия жизни, а точнее — её гедонизма и стоицизма. Грей постоянно мечется между тем, чтобы сохранить свою невинность, которую изображает портрет, и постигнуть тайны жизни через рассказы лорда Генри, который никак не меняется к концу произведения, что может намекать на вечность такого яркого и влиятельного архетипа. Дориан Грей всё время выбирает, к кому прислушаться, и с каждой следующей главой читатель видит последствия выбора главного героя. Что самое удивительное — в романе большое количество красок, во всех смыслах. Присутствует большое разнообразие эстетических деталей (цветов, элементов одежды, украшений) и различных аспектов общества (нищие, аристократия, богемия, политики).
Что касается самого Дориана — это неоднозначный характер. Наивный, трогательный, но в то же время импульсивный, жестокий, циничный и эгоистичный юноша, который с каждой главой всё больше погружается в бездну безнравственности. А как по мне, посыл в книге крайне простой: ты — то, что ты делаешь, а не то, как ты выглядишь. Это простейшая мысль, которую может понять любой подросток, но именно в подростковом возрасте эта вечно актуальная мысль — самая полезная и эффективная.
ИТОГ
«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда — ярчайший представитель модерна, ведь он ищет новые способы изучения реальности, в которой мы живём. Отойдя от духовного развития и нравственности как центра повествования, Уайльд решил поговорить об эстетике и красоте, и о том, может ли она быть независима от норм морали. Красота может стать пороком и привилегией, преимуществом и недостатком, даром и проклятием. И все же истинная красота заключается в том, чтобы увидеть все оттенки жизни. Увидеть её яркую сторону и притягательные образы цветов, заката или детской радости, а также увидеть обратную сторону в виде насилия, несправедливости и смерти. Сама по себе природа, общество и человеческая жизнь не несут нравственной или моральной оценки: они просто существуют. Оскар Уайльд считал, что задача художника крайне проста: показать действительность такой, чтобы она стала отражением общества. И если вам что-то не нравится в этом отражении, то стоит задать вопросы не зеркалу, а самому себе. Но внешность не имеет такого сильного значения, как внутренний мир, совесть и честность перед самим собой; их отсутствие не может оправдать ни одно красивое лицо, ни одно атлетическое тело, ни одна живописная картина. Внутренняя красота ценнее внешней. Именно об этом и говорит роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
:)