В России могут законодательно закрепить правила овербукинга — практики продажи большего числа билетов, чем мест в самолете.
Согласно проекту поправок в Воздушный кодекс РФ, авиакомпании будут обязаны выплачивать компенсации пассажирам, согласившимся на пересадку на другой рейс. Размер выплат может достигать 25–200% стоимости билета. Документ может быть вынесен на общественное обсуждение уже в июне, сообщают «Известия» со ссылкой на участников заседания Общественного совета при Минтрансе 22 апреля.
Сколько заплатят за смену рейса?
Пересадка при овербукинге будет возможна только с согласия пассажира. Компенсация будет зависеть от времени задержки:
- 1–2 часа — не менее 25% стоимости билета;
- 2–6 часов — 50%;
- 6–12 часов — 75%;
- 12–24 часа — 100%;
- Если следующий рейс только на следующий день — до 200%.
Исключения: Некоторые категории пассажиров не смогут быть пересажены на другой рейс даже при овербукинге. В их числе:
- Родители с детьми,
- Инвалиды и их сопровождающие,
- Военнослужащие, летящие к месту службы,
- Транзитные пассажиры.
Как будут искать добровольцев?
Авиакомпаниям придется создать отдельные команды для поиска пассажиров, готовых лететь позже. Обсуждается также внедрение автоматизированной системы выплат, чтобы компенсацию можно было получить прямо в аэропорту.
Риски: возможны ли злоупотребления?
Некоторые эксперты опасаются, что авиакомпании могут намеренно завышать продажи билетов, чтобы пересаживать пассажиров на менее популярные рейсы. Однако разработчики законопроекта подчеркивают: за систематические злоупотребления перевозчикам могут запретить применять овербукинг.
Дмитрий Зверев, замминистра транспорта, уточнил, что пересадка возможна только добровольно, а сама практика поможет увеличить объем авиаперевозок на 5% без расширения парка самолетов.
Как регулируют овербукинг за рубежом?
В Европе и США овербукинг давно легализован, а пассажиры получают высокие компенсации
Европа и США
- Компенсации достигают 400–700 евро даже за дешевые билеты.
- Пассажиры иногда специально ищут перегруженные рейсы, чтобы получить выплату.
- Авиакомпании обязаны искать добровольцев, прежде чем снимать кого-то принудительно.
Азия (Китай, Япония, Таиланд, Южная Корея)
- Овербукинг редкость, так как авиакомпании строго следят за репутацией.
- В Японии пассажирам могут предложить ваучеры, мили или деньги (обычно 10 000–30 000 иен, ~5 000–15 000 руб.).
- В Китае компенсации фиксированные — 200–800 юаней (2 500–10 000 руб.), но пассажиры часто договариваются на месте.
Илья Зотов, зампред Общественного совета при Минтрансе, отметил, что в России овербукинг фактически применяется, но не урегулирован законом, что создает проблемы. По его мнению, компенсация должна быть не менее 100% стоимости билета, чтобы мотивировать пассажиров соглашаться на пересадку.
Главный вопрос: будет ли выгодно пассажирам соглашаться на пересадку? Пока ясно одно — овербукинг в России больше не будет серой зоной.
Вывод
Законопроект призван защитить права пассажиров и сделать овербукинг прозрачным. Если поправки примут, авиакомпании будут обязаны четко соблюдать правила, а пассажиры — получать гарантированные выплаты за неудобства.
Если есть вопросы, пишите в комментариях.
Друзья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить новые публикации