Что ж, когда мы выяснили, что такое модернизм, пришла пора рассказать об авторе произведения. Должен признаться, чем больше я информации о нём изучил, тем глубже исследовал произведение. Давайте честно: биографический подход к изучению книг — один из самых базовых. Любой дурак может изучить книгу и провести параллель между жизнью писателя и самим произведением. Однако в случае с «Портретом Дориана Грея» всё не так однозначно.
Талантливый писатель, мастер слова, эстет, путешественник, лектор, отчасти философ — Оскар Уайльд: один из самых ярких, эксцентричных и выдающихся писателей эпохи модерна.
В этой статье Вы узнаете: что повлияло на Оскара Уайльда? Как его умение работать со словом проявлялось уже в юношеские годы? В чём он видел истинный смысл жизни? Что, а точнее кто, разрушил его карьеру и уничтожил здоровье?
Но и это ещё не все. Затрагивая биографию Уайльда, нельзя не говорить о базовых понятиях о красоте, эстетике и искусстве. Целая глава будет посвящена размышлениям философов, драматургов, художников и писателей на эти темы. Что такое эстетика? Есть ли роль у искусства? Каковы способы её выражения? Влияет ли контекст на создание произведений? В чём отличие картины о стихотворения? Будет БЕЗУМНО интересно и познавательно. Начнём!
Часть 2. Уайльд
Глава 1. Оскар Уайльд: рассвет
«Я могу устоять перед чем угодно, кроме соблазна.»
Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд родился 16 октября 1854 года в Дублине. Его семья была настоящей ирландской интеллигенцией: отец преподавал медицину и писал публицистические трактаты; мать была поэтессой, которая активно поддерживала права рабочего класса и боролась за независимость Ирландии от Великобритании. Оскар впитал в себя очарование богемного образа жизни. Он много читал и писал. С детства питал тягу к греческим поэтам. Мальчик почти сразу привык к вниманию окружающих.
У ребёнка была настоящая тяга к языкам. Помимо любви к античной прозе и поэзии, он прекрасно разговаривал на французском и немецком языке. Его умение работать со словом эволюционировало в то, что стало одной из особенных черт характера Уайльда — его красноречие и остроумие. Чуть ли не с детства он обладал талантом всего одной репликой парировать все высказывания на свой счёт.
«Каждый святой имеет прошлое, и каждый грешник имеет будущее.»
Получив прекрасное домашнее образование, Оскар Уайльд закончил среднюю школу с медалью и в последствии перешёл в колледж, который развил талант будущего поэта и писателя. Он изучает филологию и историю античности, что отразилось не только в его профессиональной деятельности, но и в его внешнем виде и поведении. В конечном итоге он получает стипендию на обучение в Оксфорд, где знакомится с двумя преподавателями, которые изменят жизнь молодого писателя и дадут ему новый смысл жизни: Джон Рёскин и Уолтер Пейтер.
«Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенды. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека»
Чем больше Уайльд читал об эстетике и изучал греческое искусство, тем ярче выглядел его гардероб. Он приобрёл настоящий статус английского денди (аристократа, который педантично относится к внешнему виду), а в студенческие годы активно оспаривал любое свое замечание насчет внешнего вида. К примеру, однажды профессор обратил внимание на то, что Оскар тратит слишком много времени на вопросы стиля и эстетики, вместо того чтобы учиться. Уайльд ответил с улыбкой:
— «Это так, но, в отличие от вас, я хотя бы красив.»
Избавившись от своего акцента, он заканчивает Оксфорд в 1878 году. Его поэма «Равенна» получает престижную награду, а сам Уайльд — денежное поощрение. и переезжает в Лондон. В поэме автор рассказывает о своем путешествии по старому итальянскому городу, Равенне, размышляя об истории, культуре и природе. Сама поэма написано изысканно и тонко: Уайльд использует множество приёмов чтобы перенести свои эмоции на бумагу, тем самым он создаёт лирического героя, который задаётся вопросами о бытии времени, отсылаясь на Цезаря и Данте.
Курган не пощадило время, нет – Пред ветром и дождем один ответ. Мы зрим: смерть не щадит великих – ах, Король и шут оборотились в прах. Возвышенна их слава! А по мне Что варвар-царь, что рыцарь на коне, Что королева – тление и пыл Пред гробом, в коем Данте опочил.
Уайльд использует множественные приемы для подчеркивания внутреннего состояния души: аллитерация, ассонанс, метафору и поток сознания. Мне очень понравилась его виртуозная работа со знаками препинания и сравнениями. Сама поэма занимает 19 страниц и читается легко. Уайльд отлично умеет перейти от деталей, которые отражают настоящее состояние храма до его истории, и вот лирический герой уже рассуждает о том, через что прошёл храм и кто лежит в его могилах. Настоятельно рекомендую прочесть для развития эстетического вкуса.
Так мы от детства к зрелости бредем Под ношей дней, под снегом и дождем. Одна любовь не знает смерти, нет: Неведом ей зимы мертвящий свет.Моя к тебе вовеки не пройдет, Хоть губы могут дрогнуть от невзгод.
После признания в Оксфордском университете, Уайльд переезжает в Лондон в 1878 году. Здесь у него получается развить абсолютно все свои таланты и возвести их в абсолют: любовь к эстетике, красноречие, остроумие и дендизм (умение красиво одеваться) а также эпатажный образ жизни чуть ли не моментально приводит его в высшее общество английской столицы. Элита принимает его благосклонно, и Уайльд становится желанным гостем каждого уважаемого дома, а вскоре становится настоящей звездой каждого светского мероприятия.
В эту пору у Оскара Уайльда выходит сборник стихов а также он отправляется в тур по Соединённым Штатам Америки, где читает свой сборник лекций «ренессанс в английском искусстве». Особенно писателю-эстету понравился Сан-Франциско: он назвал её «Италией без культуры». Многие студенты, включая гарвардских, очарованы манерой речи и поведением Уайльда, который не только был рад этому, но и активно поддерживал свой имидж, причём делает это легко, красиво и элегантно.
Америку я уже цивилизовал — остались только небеса!
80-е года XIX века были самым плодотворным временем в карьере писателя. Он продолжал писать стихи а также многочисленные эссе на тему эстетики и красоты. В 1887 году он публикует рассказ «Кентерберийское привидение», а также пробует себя в качестве драматурга. Пьеса «Как важно быть серьёзным» — жемчужина его творчества в театральной сфере. Критики во время её выхода хвалили Уайльда за остроумные диалоги, в которых автор успел стать признанным мастером.
Что касается личной жизни, здесь было не всё так однозначно. 29 мая 1882 года Уайльд женился на Констанс Ллойд, английской писательнице. В браке у них рождается двое детей. Несмотря на брак, Уайльд регулярно ходил в дома терпимости а также тайно чувствовал влечение к мужчинам. Он экспериментировал с любовниками и тайно встречался с ними. Со временем о нём стали ходить слухи в Лондоне, а учитывая репутацию поэта, говорили о нём много.
Всё изменилось в 90-х, которые стали роковыми для писателя. Во-первых, в 1890-м году он публикует главное произведение своей жизни: единственный в библиографии роман «Портрет Дориана Грея». Книга произвела фурор в обществе, но вызвала неоднозначную реакцию. Защитники моральных норм и традиционных ценностей обвиняли книгу в безнравственности. Сам Уайльд говорил о том, что в настоящем искусстве нет места морали, и оно существует само по себе. Вторым поворотным моментом стало знакомство с английским аристократом Альфредом Дугласом в 1891-м году, которое переросло в тайную гомосексуальную связь, которая считалась преступлением в викторианской Англии.
Однако прежде, чем перейти к закату жизни ирландского поэта, я хочу внести небольшую ясность в направление и религию, в которую искренне верил Оскар Уайльд. Эстетика и искусство в целом.
Глава 2. Красота
Зачем тебе искусство, если ты можешь быть счастлив без него?
Диоген
Что такое эстетика? Это понятие крайне тяжело объяснить и рационализировать. С греческого «эстетика» переводится как «чувственный», то есть познания мира через чувства. Понятия об эстетике и красивом настолько же древние, как и понятия о добре. Красота — одна из самых важных частей человека и человеческой цивилизации, о которой говорили многие древнейшие философы, и уже тогда дискуссии на эту тему вызывали споры. К примеру, Платон говорил в первую очередь о красоте идеи и том, как она выражается в живописи, поэзии или скульптуре, в то время как Аристотель считал, что красота и эстетика, в первую очередь, зависят от порядка вещей в этом мире, то есть гармонии. Такой же спор у них возник и насчёт определения искусства: для Платона оно служило подражанию природе и представляло опасность для простых людей, ведь оно могло увести их от поисков истины; для Аристотеля искусство — важный инструмент для воспитания чувств и нравственности.
Но что делает искусство таким ценным? Почему мы вешаем картины в музеи а книги клеймим словом «классика»? Во-первых, в произведениях искусства есть контекст эпохи. Питер Брейгель старший написал «Вавилонскую башню» и «Торжество смерти» во времена тёмного средневековья; эту эпоху характеризует каждодневное насилие, чума и голод, но самое главное — схоластика (философия, где смыслом жизни называют служение богу, а все остальное — от лукавого). Люди были набожными, а единственными образованными гражданами в Европе были представители христианской веры: все рукописные книги были написаны монахами. Потому идеи божественного, мораль и небесная кара за человеческие грехи — всё это превалирует в картинах художников того времени.
Во-вторых, с исторической точки зрения, искусство можно рассматривать как реакцию человека на окружающую природу. Цель любого произведения искусства — отражение реальности через призму человека, то есть его субъективное восприятие. Человек бессознательно копирует знаки, которые увидел в жизни, и при помощи символов переносит их на холст, бумагу или рисует на скале в пещере. Кстати, один из центральных вопросов на тему искусства — отражение реальности, а точнее — каким оно должно быть: реалистичным или авторским. С одной стороны, искусство должно быть сухой копией действительности, где голос автора не имеет никакого значения. С другой, у каждого человека индивидуальный, особенный взгляд на мир, потому не стоит обезличивать шедевры гениев. Эти споры ведутся до сих пор, и не каждый искусствовед может на них ответить.
Долгие годы учёные, философы и искусствоведы старались познать границы восприятия эстетики и красоты. Некоторые из них добились внушительный успехов, охарактеризовали и даже выписали критерии по анализу каждого вида искусства. Так, к примеру, немецкий драматург, филолог и философ, Готхольд Лессинг, исследует вопросы восприятия искусства в разных формах, в частности — разницу между статичным искусством (живопись и скульптура) и текучим (литература). В работе «Лаокоон» он рассматривает древнегреческий миф о Лаокооне: человеке, который увидел истинную суть троянского коня и попытался предотвратить тайный замысел, за что позже был наказан богами: змеи задушили его сыновей и его самого.
Анализируя этот миф через скульптуру, Лессинг утверждает о том, что статичное искусство в виде живописи и скульптуры передаёт момент и его основную, самую яркую суть. Лицо Лаокоона выражает боль и печаль, однако оно не экспрессивное, а скорее сдержанное; сам герой, несмотря на мучения, продолжает сражаться, ибо его мышцы рук и торса напряжены. Сама поза кажется неестественной, но открытая широкая грудь, поднятые руки, растрёпанные волосы и наклон головы отражают всю безвыходность и бессилие перед божественным наказанием. К тому же, скульптура фиксируется на пространстве и играет с ним: как змеи обвивают тело Лаокоона и его сына одновременно, расстояние между ними, само пространство, которое занимает скульптура — всё это играет сильную роль в восприятии скульптуры, что можно и сказать о живописи. В то время как у Вергилия Лаокоон передаёт все свои страдания и кричит от боли, поскольку в литературе, поэзии и драматургии ключевую роль играет время. Здесь эмоции и события могут не только меняться, но и развиваться, противостоять друг другу. Мы, читатели и зрители, наблюдаем за процессом и последовательно испытываем то, что хотел передать писатель, поэт, драматург.
Он первым взмахнул копьём и в грудь огромного зверя метнул его. Но вскоре из морских глубин две змеи, свернувшись кольцами, с ужасающим шипением вынырнули к берегу, устремив грозные взгляды. Кинувшись на Лаокоона и его сыновей, они обвились вокруг их тел и стали душить, а затем, оставив мёртвых, укрылись под жертвенным алтарём. Крики их ужаса, наполненные болью, разнеслись по округе. «Энеида» Вергилия.
Понятия искусства и рассуждения о нём были всегда, но в XIX веке оно получило совершенно другое развитие, хоть и локальное. В эпоху викторианской Англии распространилось понятие «эстетизм», поклонником которого был и сам Оскар Уайльд. Это направление XIX века, которое ставит красоту выше нравственности. В эстетизме прежде всего ценится форма и сам объект искусства, а только потом исследуются его влияние на человечества и нравственный посыл. Иногда этот пункт и вовсе опускается.
Ещё один важный аспект, который случился в эпоху викторианской Англии и повлиял на Уайльда — рассвет «прерафаэлизма». Это течение в живописи, которое отрицает предыдущие правила написания картин в виде симметрии и библейских мотивов. Названо движение в честь итальянского художника Рафаэля Санти, который своими работами дал европейской живописи новый стандарт и правила написания картин. Художники-прерафаэлиты отрицали эти стандарты и обращались за вдохновением к образам из средневековья. Особенности картин прерафаэлитов — природные мотивы, средневековье сюжеты, главенство природы и женского образа, воспевание красоты, отсутствие явных моральных и этических целей у картин, все по заветам правила «искусство ради искусства». Особенно хорош в этом направлении был художник Фрэнк Дикси.
Лучшим источником вдохновения для прерафаэлитов стали пьесы Шекспира. Учения Рафаэля в XVI веке не было распространено, природа и романтизация средневековья (за счёт высокопарного языка и драматичных событий пьес) присутствует в каждой работе драматурга, а вишенка на торте — национальность. Для английских художников экранизация английского писателя была настоящим подарком.
«Офелия» — самая известная работа прерафаэлитов, которая стала олицетворением направления, также посвящена произведению Шекспира «Гамлет». На прерафаэлитов повлиял один из учителей Уайльда, Джон Рёскин, а сам Уайльд положительно отзывался о художниках и выражал им свое восхищение.
Именно в Оксфорде развитию Уайльда как эстета способствовали Джон Рёскин и Уолтер Пейтер. Их мировоззрение было опозитарным. Джон Рёскин утверждал о том, что роль искусства заключается как раз в образовании граждан, ибо само искусство это инструмент для изучения понятий нравственности. Уолтер Пейтер же говорил о независимости искусства как таковом, и что любые моральные суждения и нормы для него не имеют никакого смысла. «Искусство ради искусства» — девиз эстетов тех лет, к которым себя причислял и сам Уайльд. Отчасти две эти фигуры стали прототипами художника Бэзила и лорда Генри в романе «Портрет Дориана Грея».
Оскар Уайльд любил рассуждать об искусстве и говорить о том, какое большое значение оно имеет. Он старался постичь границы красоты эстетической, материальной, духовной и платонической в том числе. К 1890-м годам о нём ходило большое количество слухов касаемо личной жизни, ведь писатель посещал публичные дома и пользовался услугами проституток, причём не только женщин, но и мужчин. А вскоре он завёл интригу с молодым поэтом, и это стало его роковой ошибкой
Глава 3. Оскар Уайльд: закат
Встретившись с молодым аристократом и поэтом, Альфредом Дугласом, Уайльд испытал к нему любопытство и интерес, которое после переросло в романтические отношения. Судя по описаниям современников, Дуглас (который был на шестнадцать лет моложе Уайльда) был невероятно капризным и избалованным. Он регулярно просил денег у писателя, занимался шантажом а также активно уговаривал и требовал у Уайльда публичных признаний чувств. Напоминаю, это было в то время, когда в Великобритании гомосексуализм был уголовно наказуемым. К тому же, у Дугласа были натянутые отношения с его отцом, Джоном Дугласом, ибо тот обвинял Оскара Уайльда в совращении его сына. В один момент его отец публично оставил записку в одном из элитных клубов, куда регулярно ходил Уайльд и Дуглас, и обвинил его в содомии. Дуглас настоял на том, чтобы писатель обвинил его в клевете и подал в суд, писатель согласился.
Судебный процесс начался в марте 1895 года и стал самым известным во всей викторианской эпохе. Адвокаты Джона Дугласа предъявили бесчисленное количество личных писем а также анализировали само творчество Оскара Уайльда. Тот же, в свойственной ему манере, остроумно парировал каждую реплику, вызывая хохот у зрителей и присяжных. Однако высказывания Уайльда не способствовали продвижению расследования и не имели никакой юридической силы, и потому он проиграл это дело, не предоставив значительных доказательств. Ключевым моментом стала формулировка записки, которую оставил Джон Дуглас в клубе, поскольку сама формулировка записки не утверждала, а лишь намекала на сомнительную репутацию и ориентацию Уайльда. Как только он проиграл дело о клевете, государство тут же выдвинуло обвинение Уайльду в «грубом непристойном поведении» против мужчин. Писатель был приговорён к двум годам каторжных работ.
Помимо ухудшения здоровья, в тюрьме Уайльд лишился всего: славы, репутации, средств. Его бывшей жене пришлось продать фамильный дом и все вещи интерьера, чтобы Оскар мог как-то выжить. После освобождения из тюрьмы в 1997 Оскара Уайльда игнорировали и презирали, а его произведения бойкотировали. С Альфредом Дугласом он встречался пару раз, но отношения были натянутыми и неудобными. Уайльд был вынужден мигрировать во Францию под псевдонимом Себастьян Мельмонт, где он и провёл остаток дней. Он жил на подаяния друзей, которые описывали состояние писателя как уставшее, истощённое и слабое. Оскар Уайльд жил в бедных гостиницах и страдал от мигрени, от которой и умер в 1900 году. Ему было 46 лет.
А что Альфред Дуглас? С друзьями и семьёй его отношения были напряжёнными, а в какой-то момент он и вовсе обвинил Оскара Уайльда в том, что именно он разрушил жизнь молодого поэта, хотя после его смерти, в 1914-м, опубликовал воспоминания «Оскар Уайльд и Я», в которых попытался обелить его репутацию. Всю жизнь его преследовали долги и общественное порицание. Ближе к старости Дуглас принял католицизм и ярко поддерживал антисемитизм. Скончался в 1945-м, оставив после себя сомнительное наследие.
ИТОГ
Оскар Уайльд (1854-1900) был очень ярким писателем, который всех поражал своим поведением, красноречием и взглядами. Он задавался вопросами о прекрасном и не боялся общественного порицания. Вся его жизнь была пропитана чувством эстетики и желанием наслаждаться красотой мира, людей, чувств и страстей. Его поэзия исследует тему человеческой истории и то, как она проходит через поколения. И все же, был ли он модернистом? Как по мне — да. Не только потому, что он жил и творил в эпоху модерна, но и потому, что он искал новые способы воплощения и передачи природной и человеческой красоты, расширить границы восприятия. Одной из главных его миссий — совместить красоту живописи и поэзии, которую он успешно смог воплотить в своей библиографии. Он придерживался своей собственной философии, и даже на судебном процессе отстаивал любовь к искусству в любом его проявлении. Он был неповторимым эпатажным, элегантным и неуловимым деятелем искусства. Его произведения поражают, восхищают и трогают, а его история по-настоящему трогает. Уайльд видел смыслом своей жизни эстетику и красоту: он защищал эту идею, изучал её и делился ею в творчестве и своим образом жизни. За это Оскара Уайльда можно смело назвать настоящим модернистом, а его главное произведение, «Портрет Дориана Грея» — романом, которое навсегда останется в человеческой истории.
Но почему книгу осуждали и называли безнравственной? Почему эпиграф к ней — самый точный в истории литературы? Как на Дориана Грея влияют Бэзил и Генри, и почему последний предстаёт в образе трикстера? Почему история с Себиллой и Джеймсом Вейнами важнее, чем кажется? О чём рассуждает писатель через призму искусства? Исследует ли роман «Портрет Дориана Грея» идеи нравственности, или это провокация самого писателя? Об этом я расскажу в заключительной части цикла :)