Найти в Дзене
Дюков

«Портрет Дориана Грея»: Этика VS Эстетика. ЧАСТЬ 2

Что ж, когда мы выяснили, что такое модернизм, пришла пора рассказать об авторе произведения. Должен признаться, чем больше я информации о нём изучил, тем глубже исследовал произведение. Давайте честно: биографический подход к изучению книг — один из самых базовых. Любой дурак может изучить книгу и провести параллель между жизнью писателя и самим произведением. Однако в случае с «Портретом Дориана Грея» всё не так однозначно. Талантливый писатель, мастер слова, эстет, путешественник, лектор, отчасти философ — Оскар Уайльд: один из самых ярких, эксцентричных и выдающихся писателей эпохи модерна. В этой статье Вы узнаете: что повлияло на Оскара Уайльда? Как его умение работать со словом проявлялось уже в юношеские годы? В чём он видел истинный смысл жизни? Что, а точнее кто, разрушил его карьеру и уничтожил здоровье? Но и это ещё не все. Затрагивая биографию Уайльда, нельзя не говорить о базовых понятиях о красоте, эстетике и искусстве. Целая глава будет посвящена размышлениям философов,
Оглавление
Картина «Душа Розы». Джон Уильям Уотерхауз
Картина «Душа Розы». Джон Уильям Уотерхауз

Что ж, когда мы выяснили, что такое модернизм, пришла пора рассказать об авторе произведения. Должен признаться, чем больше я информации о нём изучил, тем глубже исследовал произведение. Давайте честно: биографический подход к изучению книг — один из самых базовых. Любой дурак может изучить книгу и провести параллель между жизнью писателя и самим произведением. Однако в случае с «Портретом Дориана Грея» всё не так однозначно.

Талантливый писатель, мастер слова, эстет, путешественник, лектор, отчасти философ — Оскар Уайльд: один из самых ярких, эксцентричных и выдающихся писателей эпохи модерна.

В этой статье Вы узнаете: что повлияло на Оскара Уайльда? Как его умение работать со словом проявлялось уже в юношеские годы? В чём он видел истинный смысл жизни? Что, а точнее кто, разрушил его карьеру и уничтожил здоровье?

Но и это ещё не все. Затрагивая биографию Уайльда, нельзя не говорить о базовых понятиях о красоте, эстетике и искусстве. Целая глава будет посвящена размышлениям философов, драматургов, художников и писателей на эти темы. Что такое эстетика? Есть ли роль у искусства? Каковы способы её выражения? Влияет ли контекст на создание произведений? В чём отличие картины о стихотворения? Будет БЕЗУМНО интересно и познавательно. Начнём!

Часть 2. Уайльд

Глава 1. Оскар Уайльд: рассвет

-2
«Я могу устоять перед чем угодно, кроме соблазна.»

Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд родился 16 октября 1854 года в Дублине. Его семья была настоящей ирландской интеллигенцией: отец преподавал медицину и писал публицистические трактаты; мать была поэтессой, которая активно поддерживала права рабочего класса и боролась за независимость Ирландии от Великобритании. Оскар впитал в себя очарование богемного образа жизни. Он много читал и писал. С детства питал тягу к греческим поэтам. Мальчик почти сразу привык к вниманию окружающих.

У ребёнка была настоящая тяга к языкам. Помимо любви к античной прозе и поэзии, он прекрасно разговаривал на французском и немецком языке. Его умение работать со словом эволюционировало в то, что стало одной из особенных черт характера Уайльда — его красноречие и остроумие. Чуть ли не с детства он обладал талантом всего одной репликой парировать все высказывания на свой счёт.

«Каждый святой имеет прошлое, и каждый грешник имеет будущее.»

Получив прекрасное домашнее образование, Оскар Уайльд закончил среднюю школу с медалью и в последствии перешёл в колледж, который развил талант будущего поэта и писателя. Он изучает филологию и историю античности, что отразилось не только в его профессиональной деятельности, но и в его внешнем виде и поведении. В конечном итоге он получает стипендию на обучение в Оксфорд, где знакомится с двумя преподавателями, которые изменят жизнь молодого писателя и дадут ему новый смысл жизни: Джон Рёскин и Уолтер Пейтер.

«Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенды. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека»
-3

Чем больше Уайльд читал об эстетике и изучал греческое искусство, тем ярче выглядел его гардероб. Он приобрёл настоящий статус английского денди (аристократа, который педантично относится к внешнему виду), а в студенческие годы активно оспаривал любое свое замечание насчет внешнего вида. К примеру, однажды профессор обратил внимание на то, что Оскар тратит слишком много времени на вопросы стиля и эстетики, вместо того чтобы учиться. Уайльд ответил с улыбкой:

— «Это так, но, в отличие от вас, я хотя бы красив.»

-4

Избавившись от своего акцента, он заканчивает Оксфорд в 1878 году. Его поэма «Равенна» получает престижную награду, а сам Уайльд — денежное поощрение. и переезжает в Лондон. В поэме автор рассказывает о своем путешествии по старому итальянскому городу, Равенне, размышляя об истории, культуре и природе. Сама поэма написано изысканно и тонко: Уайльд использует множество приёмов чтобы перенести свои эмоции на бумагу, тем самым он создаёт лирического героя, который задаётся вопросами о бытии времени, отсылаясь на Цезаря и Данте.

Курган не пощадило время, нет –  Пред ветром и дождем один ответ.  Мы зрим: смерть не щадит великих – ах,  Король и шут оборотились в прах.  Возвышенна их слава! А по мне  Что варвар-царь, что рыцарь на коне,  Что королева – тление и пыл  Пред гробом, в коем Данте опочил.

Уайльд использует множественные приемы для подчеркивания внутреннего состояния души: аллитерация, ассонанс, метафору и поток сознания. Мне очень понравилась его виртуозная работа со знаками препинания и сравнениями. Сама поэма занимает 19 страниц и читается легко. Уайльд отлично умеет перейти от деталей, которые отражают настоящее состояние храма до его истории, и вот лирический герой уже рассуждает о том, через что прошёл храм и кто лежит в его могилах. Настоятельно рекомендую прочесть для развития эстетического вкуса.

Так мы от детства к зрелости бредем  Под ношей дней, под снегом и дождем.  Одна любовь не знает смерти, нет:  Неведом ей зимы мертвящий свет.Моя к тебе вовеки не пройдет,  Хоть губы могут дрогнуть от невзгод.

После признания в Оксфордском университете, Уайльд переезжает в Лондон в 1878 году. Здесь у него получается развить абсолютно все свои таланты и возвести их в абсолют: любовь к эстетике, красноречие, остроумие и дендизм (умение красиво одеваться) а также эпатажный образ жизни чуть ли не моментально приводит его в высшее общество английской столицы. Элита принимает его благосклонно, и Уайльд становится желанным гостем каждого уважаемого дома, а вскоре становится настоящей звездой каждого светского мероприятия.

-5

В эту пору у Оскара Уайльда выходит сборник стихов а также он отправляется в тур по Соединённым Штатам Америки, где читает свой сборник лекций «ренессанс в английском искусстве». Особенно писателю-эстету понравился Сан-Франциско: он назвал её «Италией без культуры». Многие студенты, включая гарвардских, очарованы манерой речи и поведением Уайльда, который не только был рад этому, но и активно поддерживал свой имидж, причём делает это легко, красиво и элегантно.

Америку я уже цивилизовал — остались только небеса!

80-е года XIX века были самым плодотворным временем в карьере писателя. Он продолжал писать стихи а также многочисленные эссе на тему эстетики и красоты. В 1887 году он публикует рассказ «Кентерберийское привидение», а также пробует себя в качестве драматурга. Пьеса «Как важно быть серьёзным» — жемчужина его творчества в театральной сфере. Критики во время её выхода хвалили Уайльда за остроумные диалоги, в которых автор успел стать признанным мастером.

Что касается личной жизни, здесь было не всё так однозначно. 29 мая 1882 года Уайльд женился на Констанс Ллойд, английской писательнице. В браке у них рождается двое детей. Несмотря на брак, Уайльд регулярно ходил в дома терпимости а также тайно чувствовал влечение к мужчинам. Он экспериментировал с любовниками и тайно встречался с ними. Со временем о нём стали ходить слухи в Лондоне, а учитывая репутацию поэта, говорили о нём много.

Карикатура на Оскара Уайльда
Карикатура на Оскара Уайльда

Всё изменилось в 90-х, которые стали роковыми для писателя. Во-первых, в 1890-м году он публикует главное произведение своей жизни: единственный в библиографии роман «Портрет Дориана Грея». Книга произвела фурор в обществе, но вызвала неоднозначную реакцию. Защитники моральных норм и традиционных ценностей обвиняли книгу в безнравственности. Сам Уайльд говорил о том, что в настоящем искусстве нет места морали, и оно существует само по себе. Вторым поворотным моментом стало знакомство с английским аристократом Альфредом Дугласом в 1891-м году, которое переросло в тайную гомосексуальную связь, которая считалась преступлением в викторианской Англии.

Однако прежде, чем перейти к закату жизни ирландского поэта, я хочу внести небольшую ясность в направление и религию, в которую искренне верил Оскар Уайльд. Эстетика и искусство в целом.

Глава 2. Красота

Зачем тебе искусство, если ты можешь быть счастлив без него?

Диоген

Картина «Рыцарство». Фрэнк Дикси
Картина «Рыцарство». Фрэнк Дикси

Что такое эстетика? Это понятие крайне тяжело объяснить и рационализировать. С греческого «эстетика» переводится как «чувственный», то есть познания мира через чувства. Понятия об эстетике и красивом настолько же древние, как и понятия о добре. Красота — одна из самых важных частей человека и человеческой цивилизации, о которой говорили многие древнейшие философы, и уже тогда дискуссии на эту тему вызывали споры. К примеру, Платон говорил в первую очередь о красоте идеи и том, как она выражается в живописи, поэзии или скульптуре, в то время как Аристотель считал, что красота и эстетика, в первую очередь, зависят от порядка вещей в этом мире, то есть гармонии. Такой же спор у них возник и насчёт определения искусства: для Платона оно служило подражанию природе и представляло опасность для простых людей, ведь оно могло увести их от поисков истины; для Аристотеля искусство — важный инструмент для воспитания чувств и нравственности.

Картина «Вавилонская башня». Питер Брейгель старший
Картина «Вавилонская башня». Питер Брейгель старший

Картина «Триумф смерти». Питер Брейгель старший
Картина «Триумф смерти». Питер Брейгель старший

Но что делает искусство таким ценным? Почему мы вешаем картины в музеи а книги клеймим словом «классика»? Во-первых, в произведениях искусства есть контекст эпохи. Питер Брейгель старший написал «Вавилонскую башню» и «Торжество смерти» во времена тёмного средневековья; эту эпоху характеризует каждодневное насилие, чума и голод, но самое главное — схоластика (философия, где смыслом жизни называют служение богу, а все остальное — от лукавого). Люди были набожными, а единственными образованными гражданами в Европе были представители христианской веры: все рукописные книги были написаны монахами. Потому идеи божественного, мораль и небесная кара за человеческие грехи — всё это превалирует в картинах художников того времени.

Во-вторых, с исторической точки зрения, искусство можно рассматривать как реакцию человека на окружающую природу. Цель любого произведения искусства — отражение реальности через призму человека, то есть его субъективное восприятие. Человек бессознательно копирует знаки, которые увидел в жизни, и при помощи символов переносит их на холст, бумагу или рисует на скале в пещере. Кстати, один из центральных вопросов на тему искусства — отражение реальности, а точнее — каким оно должно быть: реалистичным или авторским. С одной стороны, искусство должно быть сухой копией действительности, где голос автора не имеет никакого значения. С другой, у каждого человека индивидуальный, особенный взгляд на мир, потому не стоит обезличивать шедевры гениев. Эти споры ведутся до сих пор, и не каждый искусствовед может на них ответить.

Готхольд Ефраим Лессинг (1729-1781)
Готхольд Ефраим Лессинг (1729-1781)

Долгие годы учёные, философы и искусствоведы старались познать границы восприятия эстетики и красоты. Некоторые из них добились внушительный успехов, охарактеризовали и даже выписали критерии по анализу каждого вида искусства. Так, к примеру, немецкий драматург, филолог и философ, Готхольд Лессинг, исследует вопросы восприятия искусства в разных формах, в частности — разницу между статичным искусством (живопись и скульптура) и текучим (литература). В работе «Лаокоон» он рассматривает древнегреческий миф о Лаокооне: человеке, который увидел истинную суть троянского коня и попытался предотвратить тайный замысел, за что позже был наказан богами: змеи задушили его сыновей и его самого.

-11

Анализируя этот миф через скульптуру, Лессинг утверждает о том, что статичное искусство в виде живописи и скульптуры передаёт момент и его основную, самую яркую суть. Лицо Лаокоона выражает боль и печаль, однако оно не экспрессивное, а скорее сдержанное; сам герой, несмотря на мучения, продолжает сражаться, ибо его мышцы рук и торса напряжены. Сама поза кажется неестественной, но открытая широкая грудь, поднятые руки, растрёпанные волосы и наклон головы отражают всю безвыходность и бессилие перед божественным наказанием. К тому же, скульптура фиксируется на пространстве и играет с ним: как змеи обвивают тело Лаокоона и его сына одновременно, расстояние между ними, само пространство, которое занимает скульптура — всё это играет сильную роль в восприятии скульптуры, что можно и сказать о живописи. В то время как у Вергилия Лаокоон передаёт все свои страдания и кричит от боли, поскольку в литературе, поэзии и драматургии ключевую роль играет время. Здесь эмоции и события могут не только меняться, но и развиваться, противостоять друг другу. Мы, читатели и зрители, наблюдаем за процессом и последовательно испытываем то, что хотел передать писатель, поэт, драматург.

Он первым взмахнул копьём и в грудь огромного зверя метнул его. Но вскоре из морских глубин две змеи, свернувшись кольцами, с ужасающим шипением вынырнули к берегу, устремив грозные взгляды. Кинувшись на Лаокоона и его сыновей, они обвились вокруг их тел и стали душить, а затем, оставив мёртвых, укрылись под жертвенным алтарём. Крики их ужаса, наполненные болью, разнеслись по округе. «Энеида» Вергилия.

Понятия искусства и рассуждения о нём были всегда, но в XIX веке оно получило совершенно другое развитие, хоть и локальное. В эпоху викторианской Англии распространилось понятие «эстетизм», поклонником которого был и сам Оскар Уайльд. Это направление XIX века, которое ставит красоту выше нравственности. В эстетизме прежде всего ценится форма и сам объект искусства, а только потом исследуются его влияние на человечества и нравственный посыл. Иногда этот пункт и вовсе опускается.

Картина «Благодарность красивой дамы». Фрэнк Дикси
Картина «Благодарность красивой дамы». Фрэнк Дикси

Ещё один важный аспект, который случился в эпоху викторианской Англии и повлиял на Уайльда — рассвет «прерафаэлизма». Это течение в живописи, которое отрицает предыдущие правила написания картин в виде симметрии и библейских мотивов. Названо движение в честь итальянского художника Рафаэля Санти, который своими работами дал европейской живописи новый стандарт и правила написания картин. Художники-прерафаэлиты отрицали эти стандарты и обращались за вдохновением к образам из средневековья. Особенности картин прерафаэлитов — природные мотивы, средневековье сюжеты, главенство природы и женского образа, воспевание красоты, отсутствие явных моральных и этических целей у картин, все по заветам правила «искусство ради искусства». Особенно хорош в этом направлении был художник Фрэнк Дикси.

Картина «Две короны». Фрэнк Дикси
Картина «Две короны». Фрэнк Дикси

Лучшим источником вдохновения для прерафаэлитов стали пьесы Шекспира. Учения Рафаэля в XVI веке не было распространено, природа и романтизация средневековья (за счёт высокопарного языка и драматичных событий пьес) присутствует в каждой работе драматурга, а вишенка на торте — национальность. Для английских художников экранизация английского писателя была настоящим подарком.

Картина «Ромео и Джульетта». Фрэнк Дикси
Картина «Ромео и Джульетта». Фрэнк Дикси

Картина «Офелия». Джон Эверетт Милле
Картина «Офелия». Джон Эверетт Милле

«Офелия» — самая известная работа прерафаэлитов, которая стала олицетворением направления, также посвящена произведению Шекспира «Гамлет». На прерафаэлитов повлиял один из учителей Уайльда, Джон Рёскин, а сам Уайльд положительно отзывался о художниках и выражал им свое восхищение.

Уолтер Пейтер
Уолтер Пейтер

Именно в Оксфорде развитию Уайльда как эстета способствовали Джон Рёскин и Уолтер Пейтер. Их мировоззрение было опозитарным. Джон Рёскин утверждал о том, что роль искусства заключается как раз в образовании граждан, ибо само искусство это инструмент для изучения понятий нравственности. Уолтер Пейтер же говорил о независимости искусства как таковом, и что любые моральные суждения и нормы для него не имеют никакого смысла. «Искусство ради искусства» — девиз эстетов тех лет, к которым себя причислял и сам Уайльд. Отчасти две эти фигуры стали прототипами художника Бэзила и лорда Генри в романе «Портрет Дориана Грея».

Оскар Уайльд любил рассуждать об искусстве и говорить о том, какое большое значение оно имеет. Он старался постичь границы красоты эстетической, материальной, духовной и платонической в том числе. К 1890-м годам о нём ходило большое количество слухов касаемо личной жизни, ведь писатель посещал публичные дома и пользовался услугами проституток, причём не только женщин, но и мужчин. А вскоре он завёл интригу с молодым поэтом, и это стало его роковой ошибкой

Глава 3. Оскар Уайльд: закат

Альфред Дуглас (слева) и Оскар Уайльд (справа)
Альфред Дуглас (слева) и Оскар Уайльд (справа)

Встретившись с молодым аристократом и поэтом, Альфредом Дугласом, Уайльд испытал к нему любопытство и интерес, которое после переросло в романтические отношения. Судя по описаниям современников, Дуглас (который был на шестнадцать лет моложе Уайльда) был невероятно капризным и избалованным. Он регулярно просил денег у писателя, занимался шантажом а также активно уговаривал и требовал у Уайльда публичных признаний чувств. Напоминаю, это было в то время, когда в Великобритании гомосексуализм был уголовно наказуемым. К тому же, у Дугласа были натянутые отношения с его отцом, Джоном Дугласом, ибо тот обвинял Оскара Уайльда в совращении его сына. В один момент его отец публично оставил записку в одном из элитных клубов, куда регулярно ходил Уайльд и Дуглас, и обвинил его в содомии. Дуглас настоял на том, чтобы писатель обвинил его в клевете и подал в суд, писатель согласился.

Судебный процесс начался в марте 1895 года и стал самым известным во всей викторианской эпохе. Адвокаты Джона Дугласа предъявили бесчисленное количество личных писем а также анализировали само творчество Оскара Уайльда. Тот же, в свойственной ему манере, остроумно парировал каждую реплику, вызывая хохот у зрителей и присяжных. Однако высказывания Уайльда не способствовали продвижению расследования и не имели никакой юридической силы, и потому он проиграл это дело, не предоставив значительных доказательств. Ключевым моментом стала формулировка записки, которую оставил Джон Дуглас в клубе, поскольку сама формулировка записки не утверждала, а лишь намекала на сомнительную репутацию и ориентацию Уайльда. Как только он проиграл дело о клевете, государство тут же выдвинуло обвинение Уайльду в «грубом непристойном поведении» против мужчин. Писатель был приговорён к двум годам каторжных работ.

Помимо ухудшения здоровья, в тюрьме Уайльд лишился всего: славы, репутации, средств. Его бывшей жене пришлось продать фамильный дом и все вещи интерьера, чтобы Оскар мог как-то выжить. После освобождения из тюрьмы в 1997 Оскара Уайльда игнорировали и презирали, а его произведения бойкотировали. С Альфредом Дугласом он встречался пару раз, но отношения были натянутыми и неудобными. Уайльд был вынужден мигрировать во Францию под псевдонимом Себастьян Мельмонт, где он и провёл остаток дней. Он жил на подаяния друзей, которые описывали состояние писателя как уставшее, истощённое и слабое. Оскар Уайльд жил в бедных гостиницах и страдал от мигрени, от которой и умер в 1900 году. Ему было 46 лет.

А что Альфред Дуглас? С друзьями и семьёй его отношения были напряжёнными, а в какой-то момент он и вовсе обвинил Оскара Уайльда в том, что именно он разрушил жизнь молодого поэта, хотя после его смерти, в 1914-м, опубликовал воспоминания «Оскар Уайльд и Я», в которых попытался обелить его репутацию. Всю жизнь его преследовали долги и общественное порицание. Ближе к старости Дуглас принял католицизм и ярко поддерживал антисемитизм. Скончался в 1945-м, оставив после себя сомнительное наследие.

ИТОГ

-18

Оскар Уайльд (1854-1900) был очень ярким писателем, который всех поражал своим поведением, красноречием и взглядами. Он задавался вопросами о прекрасном и не боялся общественного порицания. Вся его жизнь была пропитана чувством эстетики и желанием наслаждаться красотой мира, людей, чувств и страстей. Его поэзия исследует тему человеческой истории и то, как она проходит через поколения. И все же, был ли он модернистом? Как по мне — да. Не только потому, что он жил и творил в эпоху модерна, но и потому, что он искал новые способы воплощения и передачи природной и человеческой красоты, расширить границы восприятия. Одной из главных его миссий — совместить красоту живописи и поэзии, которую он успешно смог воплотить в своей библиографии. Он придерживался своей собственной философии, и даже на судебном процессе отстаивал любовь к искусству в любом его проявлении. Он был неповторимым эпатажным, элегантным и неуловимым деятелем искусства. Его произведения поражают, восхищают и трогают, а его история по-настоящему трогает. Уайльд видел смыслом своей жизни эстетику и красоту: он защищал эту идею, изучал её и делился ею в творчестве и своим образом жизни. За это Оскара Уайльда можно смело назвать настоящим модернистом, а его главное произведение, «Портрет Дориана Грея» — романом, которое навсегда останется в человеческой истории.

Но почему книгу осуждали и называли безнравственной? Почему эпиграф к ней — самый точный в истории литературы? Как на Дориана Грея влияют Бэзил и Генри, и почему последний предстаёт в образе трикстера? Почему история с Себиллой и Джеймсом Вейнами важнее, чем кажется? О чём рассуждает писатель через призму искусства? Исследует ли роман «Портрет Дориана Грея» идеи нравственности, или это провокация самого писателя? Об этом я расскажу в заключительной части цикла :)