- Все-таки вы сторонник дистанционного обучения или ярый противник?
Ой, сколько же раз эту тему поднимали люди разных профессий и отраслей. Возможно, вы и сами не раз отзывались про онлайн занятия или сами их проводили. Но пришли ли вы к единому мнению? Все-таки вы сторонник дистанционного обучения или ярый противник? Сегодня я хотела подробнее рассмотреть эту тему и рассказать свое мнение на счет этого. Ну, а в конце я расскажу про свой личный опыт дистанционного обучения, как оно все на самом деле:)
И, кстати, не забудь подписаться на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
В нашу эпоху цифровых технологий, было бы удивительно, если современные технологии не «втиснулись» бы и в область образования. Сейчас они тесно связаны с каждой отраслью нашей жизни. Теперь это не только средство связи, но они также носят за собой развлекательный, информационный и образовательный характер. Теперь гаджеты стали нашими «членами семьи»? звучит странно, но смотря на людей, (да и я сама), которые не могут оторвать свои глаза от экранов, предпочитают общение через смартфон, проводят больше времени с телефоном, чем с людьми, можно сделать такой вывод. Да, конечно пользу цифровых технологий в нашей жизни не отнять, все же они гораздо упрощают ее. Но теперь интересно, в сфере образования они приносят тоже пользу или вред? Со временем дистанционное обучение захватит наш мир или все-таки останется место традиционному виду обучения?
Давайте теперь рассмотрим подробнее сторону «ЗА» и сторону «ПРОТИВ».
Мои аргументы в сторону «ЗА»:
Наверное, самое первое, что приходит на ум, это то, что теперь никуда ходить не надо! Сидишь себе в уютной комнате (даже некоторые умудряются в это время совместить со всем эти и прием пищи:)) и проводишь занятие или, если ты ученик, проходишь обучение. В любую погоду, без трат времени и средств на дорогу. Теперь тебе ни снег, ни дождь ни по чем! Особенно удобно теперь для тех, кто живет в отдаленных и небольших районах, где небольшое население, ограничено количество рабочих мест или отдаленная работа от места жительства. Для них теперь открываются новые возможности, как для обучения, так и для преподавания. Те, кто не мог найти работу по своей специальности могут устроится на онлайн работу, выбрав подходящее им направление, а дети могут посещать онлайн уроки и кружки на интересующие их темы. К тому же дистанционный формат открывает новые возможности и людям с ограниченными возможностями здоровья и родителям с маленькими детьми, так как чаще всего у них нет возможности оставить ребенка под присмотром.
Следующее, это то, что появляется больше возможностей. Теперь на занятиях можно смело использовать презентации, яркие красочные картинки, анимированных персонажей и многое другое. Занятия могут проходить интереснее, за счет больших возможностей онлайн платформы. Например, можно проводить занятия в виде игры или мультфильма. Вариантов для разнообразия урока огромное множество! Особенно актуально проводить такие занятия с маленькими детьми, сделать уроки для них веселыми и увлекательными.
Занятия в любое удобное время. Преподаватели могут выбрать для себя и ученика более оптимальное время, в которое им будет удобно заниматься. Тем более в современном мире, время является одним из самых ценных ресурсов, где все надо успеть и у каждого дела есть свое время. Тут на помощь приходят онлайн занятия. Больше не надо подстраиваться под график учебного заведения, в отличии от онлайн занятий, где можно выбрать время, которое подходит именно тебе. Подстроить подходящий для себя перерыв от занятий.
Следующее, это то, что занятия стали доступнее. Как известно, онлайн занятия зачастую стоят дешевле, поэтому они пользуются особой популярностью за счет этого. К тому же теперь есть огромный выбор онлайн занятий по любой доступной цене. Большое количество специалистов и направлений облегчают обучение, за счет чего спрос на обучение и преподавание в том или ином направлении растет.
Большой плюс я вижу в том, что в онлайн занятиях ученик может заниматься в своем индивидуальном темпе. Например, к тому что ребенок плохо понял, он может спокойно вернуться к этому и повторить еще раз. И никто его не отругает за то, что «он плохо слушал» :)
Аргументы «ПРОТИВ»:
Отсутствие личного контакта с преподавателем. Конечно же, первым делом нарушается дисциплина. Ребенок сильно отвлекается на посторонние вещи во время занятия. Все же во время офлайн занятий дети более дисциплинированные, внимательнее слушают (тут, скорее всего, это происходит из-за того, что «грозный» преподаватель их может отругать)
Еще одно неудобство заключается в том, что если занятие, на котором сидит ученик, записан и проводится не в режиме реального времени, то тут возникает сложность, в том, что ученик сразу на ходу не сможет задать учителю вопрос или попросить помощи при возникновении каких-либо трудностей во время обучения. Ну и главное для меня (как логопеда) усложняется процесс постановки звуков. Так как чаще всего постановка звука требует личного контакта с ребенком, особенно при сложных ситуациях, появляется необходимость, чтобы я сама поставила язык в правильное положение, помогла ему произнести звук при помощи логопедических инструментов, а так как занятие онлайн, приходится вовлекать в занятие либо взрослого, чтобы он по моей инструкции поставил ребенку звук, либо уйдет при постановке звука больше времени, потому что ребенок без помощи логопеда не сможет сразу понять инструкцию, положение языка или губ. Что уж говорить, когда дело касается логопедического массажа! Поэтому, где-то возможности открываются, а где-то ограничиваются. Я считаю, что не все профессии смогут предоставлять свои услуги в формате онлайн.
Отсутствие контакта с другими учениками. При офлайн формате ученики чаще взаимодействуют друг с другом, перенимают чужой опыт, помогают друг другу, делятся своим мнением и мыслями, общаются на другие темы. Все это благотворно сказывается на их обучение, развитие и социализацию. Поэтому, при выборе формата обучения, стоит помнить, что школа- это не только место обучения и получения знаний, но к ому же это еще и развитие личности, коммуникативных навыков.
Следующие трудности, это трудности связанные с техническими сложностями и сбоями. Не всегда ребенок может уметь управлять цифровыми технологиями, да и взрослее поколение не все разбираются в современных технологиях. Поэтому, еще +1 к трудностям в дистанционном обучении. Да и не у всех может быть возможность к обучению онлайн формата из-за отсутсвия необходимой техники. Зачастую если занятие групповое, преподаватель должен позаботиться обо всех ребятах, чтобы каждый смог подключиться к занятию, чтобы не пропустить его. Иногда могут возникнуть и технические сбои, пропал интернет, завис компьютер, нет звука или изображения, все это усложняет процесс обучения и качество его снижается. Появляются вопросы формата «как подключится», «почему нет связи», а не сидеть и спокойно слушать тему.
Ну и давайте будем честны, при онлайн формате чувство ответственности у многих снижается в разы, мы можем оставить задание на потом, можем позволить себе полениться или не выполнить какое-либо задание. Повышается вероятность списывания, и поиска ответов на просторах интернета.
Постоянное времяпрепровождение за монитором. Особенно трудно преподавателям, которые должны быть на связи, чтобы ответить на вопросы учеников, их родителей, подготовить материалы к уроку и провести само занятие (а то и не одно, а несколько). Все это утомляет зрение, приводит к сидячему образу жизни и приводит к усталости.
Непроверенные преподаватели и некачественные материал. При онлайн формате обучения есть большая вероятность наткнутся на некачественные курсы и непроверенных специалистов или вовсе на мошенников. Тут может уйти время, чтобы «отсеить» предоставленные варианты, и найти хорошие варианты по отзывам или по своему личному опыту. Из-за этого есть большая вероятность бесполезной траты денег и времени.
Однако, даже учитывая все «за» и «против», хочется еще отметить, что эффективность дистанционного обучения зависит еще и от возраста обучающегося или преподавателя, поскольку в разном возрасте у человека имеются свои специфические потребности. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в личном контакте со специалистом. Почему? Потому что в младшем возрасте ребенку трудно надолго концентрировать внимание, в связи с эти занятия должны быть интересными и недолгими. Да и помощь взрослого в технических вопросах в таком возрасте тоже важна. И чем старше ребенок, тем он становится более самостоятельным и организованным. Поэтому, онлайн формат обучения для него является более простым и эффективным. Студенты и взрослые имеют большую мотивацию и четко понимают для чего им нужно данное обучение, поэтому они готовы самостоятельно обустраивать свое онлайн обучение без посторонней помощи и поддержки. Пожилые люди могут столкнуться с такими проблемами, как снижение слуха, зрения, когнитивных способностей, с неумением пользоваться современными технологиями. Поэтому, каждый возраст имеет свои преимущества и недостатки.
Мой опыт «дистанционки»
Итак, моя история дистанционного обучения. Начиная с 2020 года было распространено дистанционное обучение, в которое я как раз и попала. Поступила я на логопеда и, начиная с середины 1 курса до середины примерно 3 курса, большая часть времени занятий была в режиме онлайн. Поэтому я, как никто другой могу оценить плюсы и минусы такого обучения. Учится в таком режиме было легче, потому что ходить никуда не надо, вставать рано по утру тоже не надо (можно проснутся за минуту да занятия), в общем, все проходит более «лайтово». Честно, иногда бывало лень и скучно внимательно слушать однотонные голоса преподавателей, которые как колыбельные нас еще больше убаюкивали. Большинство ребят просто заходило и «висело онлайн», на самом деле они либо спали, либо занимались своими делами. Поэтому через некоторое время преподаватели нас «раскусили» и начали требовать с нас, чтобы мы включали свои камеры, и чтобы нас было видно и слышно. Но самым странным и смешным образом проходила пара физической культуры. Рано утром, мы просыпались за минуту до пары, отмечали свое присутствие, ну а дальше… дальше все как во сне:). Поэтому на счет таких предметов, как физическая культура и труд, в режиме дистанционного обучения, у меня возникает вопрос...Все таки такие предметы нацелены на развитие двигательных навыков, и при переходе в дистанционный формат появляются некоторые трудности. Например, не у всех может быть достаточно пространства и оборудования для занятий. Тем более у тех, кто живет не один и есть соседи, если он начнет бегать и прыгать пока другие сожители спят, думаю, они будут не в восторге:) Да и правильную технику выполнению контролировать в онлайн формате сложнее.
И сомнительно мне на счет онлайн образования некоторых профессий, например в сфере медицины. Особенно, как проводятся практические занятия? Ведь, медицина это сфера требующая отточенных навыков, которые приобретаются практическим путем, теоретически которые невозможно получить. Думаю, все же лучше трогать и видеть очно, то чему ты должен научиться, особенно тем, кто собирается стать хирургом и те, кто имеет дело с телом человека:)
Поначалу мы все радовались, когда нам говорили, что занятие будет онлайн и приходить на пару не надо, но вот только со временем мы понимали пользу офлайн обучения. Да и бывали некоторые преподаватели, которых было действительно интересно слушать. На эти пары мы ходили с удовольствием! Они настолько интересно преподносили материал, что даже не хотелось уходить с пар, слушали затаив дыхание. Они давали нам интересные задания, да и за этими преподавателями было интересно наблюдать, их эмоции, жесты, поведение, речь заставляли нас концентрироваться на них, что при онлайн формате было бы невозможным! Да и сама атмосфера образовательной организации это что-то незабываемое!
Что могу сказать по итогу, лично мне больше по душе традиционный вид обучения. Да, обучение онлайн круто, да, интересно, но все же я больше за качество и новые ощущения. И как оказалось в некоторых сферах качество обучения и преподавания может страдать в онлайн формате. Дистанционное обучение еще стоит усовершенствовать, чтобы нивелировать данные недостатки. Не смотря на это, я не обесцениваю плюсы дистанционного обучения, тем более в некоторых ситуациях это может быть единственным решением проблемы. Да и на вкус и цвет как говорится. Не знаю, возможно у меня старый взгляд на обучение).
Также у меня есть опыт дистанционной работы логопедом. Тут тоже есть свои плюсы и минусы. Удобно, что работаешь из дома. Можно не распечатывать картинки. Проводит занятие более разнообразно и интересно, удобно для родителей. Но, так же имеются неудобства. Например, ребенок на занятии отвлекается на родных, он не слышит звуки и не видит артикуляцию так же четко, как это было бы при занятии офлайн. Я не могу почувствовать напряжены мыщцы у ребенка или расслаблены, в каком положении находится язык и т.д. Могут происходить сбои в связи. Ну и удобнее звуки ставить через офлайн, а не через экран.
Онлайн занятия- это отличный инструмент для получения знаний и опыта. Важно уметь правильно использовать этот инструмент, и тогда откроются новые горизонты возможностей.
Так что, несмотря на многочисленные преимущества нашего дистанционного формата обучения, такой вид обучения сталкивается с некоторыми трудностями. Важно, чтобы человек в такой более свободной форме обучения или работы мог поддерживать мотивацию и дисциплину, важно чтобы цифровые технологии не отдаляли нас от живого общения и настоящего, а наоборот помогали нам в социализации и упростили жизнь, чтобы нам оставалось как можно больше времени, чтобы прожить эту жизнь и прочувствовать ее. Конечно, смартфоны теперь могут заменить нам и книги, и людей, и игры и многое другое, но смогут ли они заменить нам настоящее?
Поэтому, все очень индивидуально, ну, а свое мнение я сказала). Вы тоже поделитесь своим мнением, приходилось ли вам сталкиваться с дистанционным форматом, вы «за» или «против»?
P.s. и не забудьте подписаться, так вы помогаете новому каналу расти)