Введение: Открывая тайны древней Персии
Среди равнин современного Ирана лежит забытый древний город Персеполис, построенный около двух с половиной тысяч лет назад. В свое время он был известен как "богатейший город под солнцем" и являлся столицей самой большой империи, которую когда-либо видел мир. Однако на протяжении более двух тысячелетий после своего разрушения Персеполис и достижения персов, которые его построили, были в значительной степени стерты из истории.
Персы до сих пор остаются загадкой для нас. Мы не знаем их так хорошо, как думаем, что знаем греков, римлян или египтян. В некотором смысле они представляют собой одну из оставшихся тайн древней цивилизации. Это один из самых недооцененных периодов истории древности, о котором можно только подумать.
Сегодня, благодаря археологическим находкам, древним текстам и работе нового поколения историков, мы можем воссоздать картину этой замечательной цивилизации. И именно Персеполис хранит ключ к пониманию этой забытой империи.
До недавнего времени Иран был в значительной степени закрыт для западных посетителей. Политические потрясения 1980-х годов сделали посещение страны практически невозможным. Однако в последние годы ситуация начала меняться – Иран открывается и действительно приветствует людей с Запада. Это создает уникальную возможность для углубленного изучения древней Персии.
Возвращение к истокам: Первые впечатления от Персеполиса
Доктор Ллойд Ллевеллин-Джонс, посвятивший 15 лет изучению древней Персии, впервые получил возможность посетить Персеполис – сердце персидской цивилизации. По его словам, посещая такие места, как Персеполис, мы начинаем придавать персам индивидуальность, давать им идентичность. Исследователь был поражен масштабом и красотой древнего города, особенно учитывая время его создания.
Большая часть того, что мы знаем о Персеполисе, была получена из греческих источников. Сами персы оставили мало письменной истории. Однако греки были заклятыми врагами персов, и их описания часто бывают предвзятыми. Греки любили изображать себя создателями всего цивилизованного, а персов – жестокими, деспотичными и отсталыми.
Мы на Западе отождествляем себя с греко-римской традицией. Мы знакомы с работами греческих и латинских авторов, которые принижают значение Персии в историческом контексте, называя персов варварами. Эта тема снова и снова повторяется в источниках.
Тем не менее, персов нельзя так просто отбросить. На протяжении 250 лет они правили крупнейшей империей, которую когда-либо видел мир. Эта империя имела скромное начало среди кочевых племен, живших на персидских равнинах.
Рождение империи: От племенного лидера до царя мира
В 550 году до нашей эры Кир, племенной вождь, отправился со своей армией в завоевательный поход. Благодаря своей харизме и тому, что греки называли "страхом, который он внушал, и ужасом, который он вызывал во всех людях", Кир взял под контроль все больше и больше территорий.
Всего за 30 лет он заложил основы империи, которая простиралась от границ Индии на востоке до Греции на Средиземном море, вниз до Египта и Эфиопии и вверх до территории современной России. Более 30 различных народов были объединены под правлением человека, который называл себя "царем мира", а в сердце этой империи стоял Персеполис – величайший из всех персидских городов и ключ к пониманию достижений древних персов.
Открытие скрытых сокровищ: Археологические находки в Персеполисе
Строительство Персеполиса началось около 515 года до н.э. при Дарии I Великом, четвертом царе персидской династии, известной как Ахемениды. Однако большая часть того, что мы видим сегодня, была скрыта под песками на протяжении 2000 лет. Только в 1930-х годах многие чудеса Персеполиса были окончательно обнаружены. Целые лестницы, украшенные идеально сохранившимися рельефами, впервые предстали перед глазами исследователей.
Помимо рельефов, археологи нашли менее впечатляющие, но не менее важные артефакты, которые оказались жизненно важными для раскрытия секретов древних персов. Среди руин Персеполиса было обнаружено 30 000 фрагментов маленьких глиняных табличек. Они предоставляют один из немногих источников информации о функционировании империи, написанных самими персами. Отметки на табличках – это древнеперсидская письменность, известная как клинопись.
Доктор Мария Брозиус, одна из немногих ученых в мире, способных расшифровать написанное на табличках, объясняет, что писец брал кусок влажной глины, держал его в левой руке и наносил надписи. Эти таблички дают уникальную возможность узнать о жизни 2500 лет назад и о том, как работала империя.
Тайны табличек: Повседневная жизнь империи
Таблички представляют собой квитанции и счета империи, включая те, которые предназначались для рабочих, строивших Персеполис. Одна из них фиксирует полтора сикля серебра для плотников, изготавливающих скульптуры, другая – один кувшин вина для каждого из 74 сирийских рабочих, занятых в колоннадном зале, а третья – два с половиной сикля для золотых дел мастеров.
Количество золота, которое, по-видимому, использовалось здесь, указывает на то, что стоимость строительства города должна была быть неизмеримой. Из информации на табличках мы можем сделать вывод о том, какие материалы когда-то украшали эти массивные здания.
На протяжении десятилетий мы видели только каменные колонны и стены, но теперь мы можем воссоздать залы и дворцы Персеполиса во всем их ослепительном великолепии. Теперь понятно, почему Персеполис когда-то был известен как "богатейший город под солнцем".
Архитектура величия: Воссоздание Персеполиса
Доступ в комплекс осуществлялся через Ворота всех наций. Быки с человеческими головами объявляли посетителям, что они входят в сердце царской персидской власти. Ворота были покрыты крышей из кедрового дерева, а двери украшены золотой фурнитурой.
В сердце комплекса находился Ападана, где царь Дарий принимал своих подданных. Сегодня из 36 оригинальных колонн высотой 20 метров сохранилось всего 10. В древности они держали еще одну массивную кедровую крышу. Стены были покрыты роскошными гобеленами. Этот огромный зал мог вместить 10 000 человек.
Построенное с колоннами высотой 20 метров здание должно было внушать благоговейный трепет. Люди, вероятно, поднимали глаза вверх и были полностью ошеломлены. Можно видеть, как каждая из этих колонн возвышается к небу. Они поддерживали огромную крышу из прекрасного кедрового дерева, которая наполняла все вокруг пьянящим ароматом кедра.
Царь за царем добавляли к творению Дария свои элементы. Ксеркс, которого греки особенно боялись, построил замечательный зал ста колонн. А в конце мы можем воссоздать личные покои самого Дария – место, которое могли видеть только самые близкие советники царя.
Помещение было тускло освещено, свет проникал через оконные проемы. По некоторым высокополированным камням вокруг можно сказать, что это помещение должно было сиять. Фактически, некоторые люди называли эту комнату "залом зеркал".
Здания стояли на 15-метровой искусственной террасе. С точки зрения красоты трудно найти подходящие слова. Архитектурный ансамбль представлял собой настоящую симфонию – все было построено в гармонии друг с другом, каждое здание было синхронизировано с другим, создавая прекрасное гармоничное целое. Персеполис является одним из величайших архитектурных достижений древнего мира.
Церемониальный центр: Назначение Персеполиса
Более двух с половиной тысяч лет назад персы построили величайший город на земле, из которого они управляли большей частью известного мира. Но это был не обычный город, поскольку он был построен с особой целью. То, для чего использовался город, было неотъемлемой частью того, как персы поддерживали свою огромную империю на протяжении 250 лет.
Ключи к функции Персеполиса лежат в стенах и лестницах города, в сценах, изображенных на его потрясающих каменных рельефах. Они показывают различные народы империи, приходящие в Персеполис, чтобы преподнести дары и отдать дань великому персидскому царю: нубийцы из Африки, лидийцы из нынешней Турции, бактрийцы из современного Афганистана.
На рельефах изображены носители дани, пришедшие в Персеполис, и все они приносят дары из разных частей империи: прекрасных лошадей, косматых горных козлов – все богатство империи воздает дань Великому царю.
В изображениях видно много индивидуальности: изогнутые рога овец изображены в таких деталях, все выполнено в очень стилизованной манере, например, способ изображения завитков в волосах и бороде очень искусственный. Затем, когда вы спускаетесь к косматому руну овцы, вы видите, что это снова отражается, так что получаются треугольники, заканчивающиеся этими идеальными маленькими завитками, и, наконец, взмах хвоста внизу. Костюмы всех этих иностранных делегатов представлены с такими деталями, и ясно, что персидский художник очарован этническим разнообразием посетителей.
Итак, вот для чего был предназначен Персеполис. Это была не военная столица, а прежде всего символическое и церемониальное место. Со всей империи подвластные народы приходили сюда, чтобы преподнести свои дары царю.
Ритуал подношения: Путь к великому царю
Формальное представление дани подтверждало лояльность подчиненных народов и власть царя. Путь к царю проходил по определенному маршруту через комплекс, предназначенному для максимального усиления впечатления от архитектуры.
Подъем по этим лестницам должен был быть захватывающим опытом. Лестницы настолько пологие, что по ним нельзя подниматься быстро – приходится идти очень медленно. Все это усиливало ожидание и, вероятно, давало представление о могуществе царя. Нельзя просто войти в комнату и оказаться там – все связано с процессией к царю.
Здесь изображены носители подношений, ведущие верблюдов, несущие свои чаши и украшения, и все это время нужно представить абсолютную какофонию звуков позади себя. Сердце бьется все быстрее и быстрее, вы слышите языки, которых никогда раньше не слышали, видите зрелища, которых никогда раньше не видели, и подходите к этому месту, и ваши колени вот-вот подогнутся, потому что это так называемые Ворота всех народов – это приветственный портал для всех этих посетителей.
Сразу же они сталкиваются с образом царствования – этими быками с человеческими головами, символами царской мужественности, силы и власти. Проходя через эти огромные структуры, вы оказываетесь во тьме – солнечный свет отбирается у вас, и вас просят постоять и подождать именно здесь. А затем вы поворачиваетесь и поражаетесь этой удивительной императорской платформе, и вы знаете, что где-то там вы буквально встретитесь со своим создателем – вы увидите самого великого царя.
Идя вперед и приближаясь, ваше сердце действительно бьется сильнее. Кажется, что это такая долгая прогулка. Если вы прибыли из дальних уголков империи, вы никогда не видели такую структуру. Каждый посетитель в древние времена, которому было разрешено подняться на царскую террасу, был в полном благоговении перед совершенством, которого они не видели нигде в другом месте. Люди, должно быть, были абсолютно ошеломлены.
Поднимаясь по императорской лестнице, вы оказываетесь в сердце комплекса. Перед вами великая Ападана – вот где действительно начинается тайна. Нельзя подобраться ближе к тому, как персидские цари хотели представить себя. Они показывают: "Мы завоевали мир, нам не нужно ничего больше доказывать".
И так носитель подношений начинает свое путешествие к царю. Он останавливается и здесь делает определенный акт – он падает на колени перед царем, а затем немедленно простирается на земле. Затем дары передаются. Ваша работа выполнена, вы медленно отступаете из великого тронного зала, и ваши 15 минут славы закончились.
Управление империей: Толерантность и сила
Дарение подарков в Персеполисе было способом, с помощью которого персидские цари укрепляли лояльность своих подданных, но у них были и другие, менее доброжелательные способы осуществления власти.
Рельеф в Бехистуне на северо-западе Ирана показывает персидского царя в его самом безжалостном виде. Здесь царь Дарий Великий порабощает тех, кто угрожал его трону. Это публичное предупреждение тем, кто мог бы попытаться сопротивляться ему.
Древние греческие сведения также предполагают, что персидские цари правили железной рукой. Один рассказывает о том, как персы отрубали конечности и даже носы своих пленников. И все же рельефы в Персеполисе, кажется, рисуют совсем другую картину.
На них вы видите мужчин, держащих друг друга за руки или кладущих руку на плечо другого. Они разговаривают друг с другом, как бы подбадривают друг друга. Весь образ, представленный здесь, – это образ мира и гармонии. Здесь нет ни одной боевой сцены, нет изображенного насилия. Это образ персидского мира.
Персидские царские надписи, найденные в Персеполисе, усиливают этот образ благожелательного правления. Они заявляют, что царь любит мир, а не войну, и подвластным народам разрешается практиковать свои обычаи и религии.
Но все ли это просто персидская пропаганда? Ведь это рельефы, заказанные царем, и таблички, написанные его верными слугами. Еврейская книга Ездры предлагает независимый отчет. В главе 1 персов хвалят за освобождение евреев и разрешение им свободно исповедовать свою религию.
Можно сказать, что персы уникальны в том, как они представляют, как должна управляться империя. В целом в древнем мире, по-видимому, существовала идея завоевать, уничтожить и перестроить на наших условиях. Мы не находим этого с Персией вообще. Если вы платите дань, если вы платите налоги персидскому царю, это было нормально, это все, чего хотел царь от вас. Любая другая форма жизни, культурного окружения была принята персами.
Позволяя подчиненным народам жить своей жизнью, персы обеспечили процветание многоэтнической, многоязычной империи в относительном мире на протяжении 250 лет. Это терпимость, которая имеет совершенно политическую цель. Цель персидских царей была простой: если я оставлю людям их этническую принадлежность, их религиозные культы, то у них будет меньше причин сопротивляться моей власти.
Инфраструктура империи: Дороги и коммуникации
Однако для поддержания этой огромной империи требовалось нечто большее, чем толерантность. Империям нужна инфраструктура. В 50 милях от Персеполиса, вырезанная на склоне холма, находится древняя персидская дорога, ведущая к Персеполису. Стороны дороги имеют высоту до 10 метров. Такие инженерные подвиги повторялись по всей империи.
Управление империей, которая простирается примерно на 4000 километров только с запада на восток, требовало контроля. Для контроля нужна замечательная сеть дорожной системы, которая позволяет как можно быстрее получать информацию из одного уголка империи туда, где находится царь.
Даже критически настроенные греки не могли не впечатлиться персидской дорожной системой. Она простиралась от Персеполиса до другого персидского города Сузы, а затем на 1500 миль на запад до Эфеса на Средиземном море. Дороги также шли на восток в Индию и на юг в Египет.
Греки были особенно поражены гонцами, которые путешествовали по этим дорогам, держа персидских царей в Персеполисе в курсе всего, что происходило в империи. Великий греческий историк Геродот писал, что "ничто смертное не путешествует быстрее, чем персидские курьеры".
Такая скорость была возможна благодаря еще одному персидскому нововведению – почтовой станции. Гонец едет на одной лошади, добирается до гариса и быстро пересаживается на новую свежую лошадь, и снова отправляется в путь, а затем, может быть, через 30 километров он снова пересаживается на новую лошадь, так что скорость сохраняется. Кажется, что поскольку у гонца есть этот новаторский дух, и он может продолжать движение, пока у него есть свежие лошади, он может делать это через все почтовые станции.
Почтовые станции, укомплектованные персидскими солдатами, также гарантировали, что впервые в древности путешественники и торговцы могли перемещаться по огромной территории в безопасности от бандитов.
Таким образом, из Персеполиса персидские цари управляли своей огромной империей. Терпимые, миролюбивые и богатые, ахеменидские цари считали себя хозяевами всего, что они обозревали, и, чтобы доказать свою власть, они решили создать не что иное, как рай на земле – первые в мире формальные сады.
Персидский рай: Первые формальные сады в мире
Два с половиной тысячи лет назад персы создали крупнейшую империю, которую когда-либо видел мир. Греки говорили, что они были некультурной и воинственной расой, но в древнем городе Пасаргады камни рассказывают другую историю.
Пасаргады был дворцом Кира Великого, основателя персидской империи и первого царя ахеменидской династии. И здесь есть свидетельства персидской культуры в ее самом изысканном и утонченном виде. Среди подлеска скрыты ирригационные каналы для самой потрясающей особенности Пасаргад – его царских садов.
Каналы проходили бы по всему саду, так что вся территория перед жилым дворцом Кира была бы орошена. Представьте, что это был сияющий белый полированный камень, сверкающий на солнце. У вас была бы вода, протекающая через него, которая освежала бы территорию, охлаждала бы здесь воздух.
Ни один археолог никогда не находил легендарные сады Вавилона, поэтому эти каналы являются самым ранним известным свидетельством формального сада где бы то ни было в мире.
Царь Кир назвал свой сад "Парадисом". Это персидское слово, означающее "обнесенный стеной сад", мы до сих пор используем в форме "рай" (paradise). Это был его рай, и это было совершенство природы, где росла жизнь, где вода была сущностью жизни.
Кир был известен во всем древнем мире своей любовью к садам. Греческий историк Ксенофонт писал, что "во всех районах, где он проживает, он очень заботится о том, чтобы были парадизы, полные всех прекрасных вещей, которые может произвести почва". Говорили даже, что сам Кир занимался садоводством. Он сказал одному греческому посетителю: "Эта планировка – моя собственная работа. Клянусь богом Солнца, что я никогда не садился обедать, не выполнив предварительно какую-нибудь садоводческую задачу".
Так что же на самом деле росло в этих персидских садах? Глиняные таблички, найденные в великом городе Персеполисе, перечисляют различные деревья и растения, которые были посажены здесь. Они показали, что состав сада был глубоко символичным.
Таблички говорят нам, что там были тысячи саженцев для деревьев, различных видов деревьев, включая оливковые деревья, шелковицу, финики, которые были собраны, чтобы быть посаженными следующей весной. Это были угощения, которые он импортировал со всей своей империи, чтобы отразить размер и протяженность своей империи в этом саду, в этом садовом пространстве.
В конечном счете, персидский сад был политическим заявлением. Заставляя растения расти в иначе бесплодном ландшафте, персидские цари показывали всем, кто приходил сюда, что они были хозяевами мира. Царь был практически царем мира, и сад отражал могущество империи. То, что сделал Кир здесь, было созданием порядка в неупорядоченной, иначе хаотичной, дикой природе.
Кочевая культура: Традиции, сохраненные веками
Персы могли строить великие города и сады, но они все еще оставались по существу кочевым народом. Это кочевое чувство всегда оставалось у персов, несмотря на то, что они построили эти огромные имперские города. Они чувствовали себя так же комфортно в городе, как и в шатре.
Для греков кочевой образ жизни персов был поводом для насмешек. Подобно современным кочевникам, древние персы проводили зимние месяцы, ухаживая за своими стадами на равнинах, а жаркие летние месяцы – в прохладе гор. Для греков это бегство от летней жары было свидетельством персидской немужественности.
Греки любят критиковать персов за эту мягкость. Они видят их как довольно горячие и влажные существа, а другие вещи, которые греки считают горячими и влажными, – это женщины. Таким образом, персы не настоящие мужчины, потому что они не могут выдержать жару.
Чего греки никогда не понимали, так это того, что путешествие было частью персидского образа жизни. Даже вокруг таких крупных центров, как Персеполис, был бы город шатров, поскольку люди приходили и уходили.
Конечно, внутри этих шатров мы можем представить, что древняя персидская жизнь не слишком отличалась бы от того рода образов, которые вы все еще можете видеть сегодня. Внутри этих шатров, конечно, проходит весь ваш образ жизни, все происходит там, от приготовления пищи, затем также разведение животных и сбор продуктов питания, а также ткачество ковров, ковров и занавесок – самой сущности самого шатра, а также ткачество одежды, что, конечно, традиционно является женской работой. Все это является частью кочевой традиции сегодня и, безусловно, может быть отражено в древней персидской традиции.
Наследие персидской роскоши: Текстиль и цвет
На протяжении веков изящные цветные текстили занимали центральное место в персидской культуре, от самых отдаленных кочевых народов древней Персии до покупателей и торговцев на современном иранском базаре. Текстиль – это способ выразить статус и богатство.
Есть эта долгая наследие художественной и культурной традиции, и одно, что мы знаем о жизни на древнем Ближнем Востоке в целом, было то, что они любили цвет и текстиль. Здесь замечательные бирюзовые и синие, а также замечательные зеленые цвета. Мы знаем, что это были цвета, которые у них были, и цвета, которые они бы полюбили.
Идея комнаты, которая полностью покрыта текстилем, очень характерна для древневосточной традиции и, безусловно, нечто, с чем персы идентифицировали бы себя. Текстильные занавески на стенах – очень важная часть культуры древнего мира, текстиль по всему полу, текстиль на кушетках, так что вы окружены, вы захлебываетесь этой идеей цвета и роскоши, а также тепла.
Фиолетовый – это цвет королевской власти во всем древнем мире, потому что фиолетовый очень трудно получить в древности; хороший, прочный, глубокий императорский фиолетовый краситель. Это современный текстиль, но он хорошо выполняет свою задачу, я думаю, он отражает то, что персы собой представляют – немного блеска.
Запахи, звуки и виды этого базара были бы знакомы древним персам: специи, золото и рулоны прекрасной яркой ткани. Этот современный рынок отражает то, за что персы славились в древнем мире, – их стремление к роскоши.
Цель роскоши в Персеполисе в основном связана с властью и пропагандой королевской власти, потому что, конечно, иметь избыточные предметы одежды или иметь ваш дворец, усеянный текстилем, который действительно избыточен, помимо того, что он покрыт лавром или чем-то, что покрывает что-то, или покрытие, которое затем покрывается другим покрытием, – все это связано с этой идеей власти и богатства, выраженных через материальные товары. Это не просто похоже на то, что происходит на Западе сегодня.
Древние персы были величайшей силой на земле, их стиль и мода широко копировались. Персидский подход к эстетической стороне жизни, к более тонким моментам жизни – все, от того, как вы сажаете свой сад и как вы гуляете в своем саду, до того, как вы украшаете свои стены, явно оказал влияние на более поздние мировые цивилизации, безусловно, через Грецию и в Рим, возможно, в современное западное общество.
Разрушение великого города: Последние дни Персеполиса
Персидский подход к архитектуре, садам и текстилю сохранился до наших дней, но в древнем мире были те, кто презирал все, за что стояли персы. Эта враждебность в один прекрасный день приведет к уничтожению Персидской империи и самого Персеполиса.
2500 лет назад Персеполис был роскошной столицей великой Персидской империи. Но то, что персы видели как роскошь, их греческие соперники видели как декаданс. Один обычай, который одновременно очаровывал и ужасал греков, был персидский пир.
Большая часть того, что мы знаем о персидских пирах, конечно, происходит из греческих источников, потому что греки так заинтересованы или очарованы этой концепцией роскоши, что, очевидно, пиршество будет элементом роскошного образа жизни. Персидские пиры должны быть роскошными.
Питье было важной частью персидского пира. Геродот писал: "Персы очень любят вино, и никому не разрешается рвать или мочиться в присутствии другого человека". Персы, кажется, живут по этому принципу говорения правды – это то, чем, к сожалению, восхищаются греки, и они используют питье как довольно политическую систему.
Персы стремятся сильно напиться, потому что только в пьяном состоянии они говорят правду. У вас есть ваша политическая сдержанность, вы много пьете, говорятся вещи, затем все идут спать и обдумывают это, просыпаются на следующий день с похмельем, а затем все снова собираются вместе, чтобы провести тот же разговор, чтобы увидеть, есть ли у них все еще те же идеи.
Как и многие персидские традиции, пиршество не было роскошью ради роскоши, оно имело важную социальную роль. Пиршество объединяет вас как сообщество, все участвуют в одной и той же пище и в одном и том же опыте, так что это великое объединяющее дело.
Тем не менее, для греков это был еще один пример того, почему персы были низшей расой. Александр Великий предупреждал своих собственных солдат, что обжорство и роскошь ведут к большой немужественности: "Те, кто ест такие огромные обеды, слишком быстро терпят поражение в битвах".
То, что греческие источники любят подчеркивать, – это идея о том, что персы – это роскошная, феминизированная, любящая роскошь, феминизированная раса бездельников, которые находятся где-то на востоке и коррумпируют нас, наши моральные нормы и все, за что мы выступаем.
Конец эпохи: Разрушение Персеполиса Александром Великим
И именно Александр Македонский был полон решимости положить конец развращающему влиянию персов раз и навсегда. В 334 году до нашей эры он начал кампанию по захвату империи, которая правила известным миром в течение предыдущих 250 лет.
В первом полномасштабном сражении между двумя армиями при Иссе в Турции армия Александра македонского одержала решительную победу над войсками царя Дария III Персидского, несмотря на значительное численное превосходство противника. Многое, вероятно, связано с различными военными тактиками, которые македонская армия использовала против персов. Персы привыкли сражаться на равнине, они использовали колесницы, которые не использовались в македонской армии, но также и македонская идея немедленной внезапной атаки, которая помогла.
В течение следующих двух лет превосходная военная тактика Александра позволила ему захватить земли, которые когда-то находились под персидским контролем. В 331 году до нашей эры он достиг самой Персии. К тому времени, когда он прибыл в Персеполис, персидские армии уже были разгромлены, 12-й и последний персидский царь Дарий III был мертв. Александр вошел в незащищенный город без сопротивления. Церемониальный центр, который почти два века воплощал персидское господство в мире, наконец оказался в греческих руках.
Александр сказал своим солдатам, что они находятся в самом ненавистном из городов. Надо помнить, откуда на самом деле пришел Александр – из Македонии. Это горные головорезы, вот что такое Александр, и внезапно он приходит в это место, которое, в конце концов, персы на протяжении веков обвиняли в любви к роскоши. Теперь эти вещи анафема для македонских и греческих последователей Александра.
Александр победоносно устроил банкет для некоторых своих войск в Персеполисе. Согласно греческим отчетам, именно здесь была запечатана судьба города. Было много выпивки, много плохих вещей было сказано. У Александра в компании, согласно некоторым греческим и более поздним латинским источникам, было несколько куртизанок, одна из которых, по имени Таис, как предполагалось, была одной из самых красивых куртизанок в Греции. Она, я осмелюсь сказать, была немного пьяна и, возможно, немного эмоциональна, мы не знаем, но она решает спросить Александра, не будет ли нормально, если она сожжет Персеполис. Александр в своем пьяном состоянии говорит: "Конечно, вперед".
Александр полностью понимал символическое значение Персеполиса как самого сердца Персидской империи. Он должен был быть уничтожен. Александр хотел уничтожить все, что могло бы стать потенциальным источником сопротивления и оппозиции ему. Персеполис был таковым, он хотел продемонстрировать уничтожение персидской власти.
И так солдаты Александра начали сжигать и грабить город. Сам город описывается древними авторами как незащищенный, здесь не было военной охраны для защиты населения. Некоторые говорят, что то, что он сделал, было сложить воспламеняющийся материал, мебель, занавески, и оттуда начался огонь, а затем, конечно, распространился по всей террасе. Это просто горело, я осмелюсь сказать, этой ночью должен был быть здесь хаос. Так что бойня, хаос должны были быть ужасающими.
Солдаты Александра просто разграбили город, они разграбили все, что там было, они сожгли дома. Думаю, Александр – первый зарегистрированный в истории хулиган. Он использовал грубую силу, насилие, бессмысленно разрушая место, которое не имело военной функции, которое действительно не было защищено, когда он пришел сюда, было совершенно не нужно сжигать его дотла, уничтожать и убивать население Персеполиса.
Греки, которые утверждают, что являются основателями цивилизации, которые называют персов варварами, совершили грубый акт вандализма. Они уничтожили величайший город на земле.
Заключение: Наследие забытой империи
Это печальная смерть этого замечательного имперского города, этого средоточия культуры и церемонии. В то время это был самый великолепный город в древнем мире, и Александр уничтожил его, и с этим закончилась эпоха.
Но, сжигая город, Александр иронично помог сохранить его. Большая его часть оставалась похороненной под пеплом, образовавшимся в результате пожара, защищенной от стихий в течение следующих 2000 лет. Только во время раскопок 1930-х годов многие рельефы и глиняные таблички, которые так много рассказывают нам о персидской жизни, могли быть изучены впервые.
И хотя город был разрушен, наследие персов сохранилось. Их формальные сады, их церемониальная архитектура и их чувство роскоши были скопированы другими цивилизациями, даже греками. Но их величайшим достижением была сама империя. Первая глобальная империя в истории была построена на модели толерантности и уважения к другим культурам, которую мало какие великие державы когда-либо соответствовали.
Возможно, теперь, наконец, персы займут свое законное место как одна из великих цивилизаций древности.