Найти в Дзене
Интересный

Полная история кельтов: от истоков к закату великой цивилизации

Оглавление

Введение: кельты - загадочный народ Европы

Кельты - один из самых удивительных народов европейской истории, чья культура на протяжении веков была окутана тайной. Более 2000 лет назад кельтская цивилизация процветала на обширных территориях Европы, создавая уникальные произведения искусства, развивая передовые технологии и формируя общество, влияние которого ощущается до сих пор. Однако в отличие от греков и римлян, кельты не оставили письменных свидетельств - они полагались на устную традицию передачи знаний через песни, сказания и беседы. Поэтому многое из того, что мы думаем, что знаем о кельтах, основано на записях их противников - греков и римлян, у которых была своя повестка.

На протяжении столетий кельтов часто неправильно понимали и представляли просто как грубых варваров. Современная археология, однако, с каждым годом открывает все больше свидетельств о том, насколько развитой и сложной была их культура. Миллионы людей по всему миру гордятся своим кельтским наследием, но мало кто знает истинную историю этого народа: откуда они пришли, как развивалась их культура и почему в конечном итоге они исчезли с исторической сцены.

Истоки кельтской цивилизации: соляные копи Халльштатта

Начало кельтской культуры связано не с западными окраинами Европы, как многие полагают, а с центральноевропейским регионом. В тихой альпийской деревушке Халльштатт (современная Австрия) археологи обнаружили следы одной из древнейших соляных шахт в мире, которая непрерывно использовалась на протяжении 7000 лет. Именно здесь, глубоко в горах, первые кельты нашли то, что сделало их богатыми и могущественными - соль.

В наши дни соль - обычный и дешевый продукт, но почти 3000 лет назад это был критически важный минерал. Помимо улучшения вкуса пищи, соль была превосходным консервантом, особенно для мяса. В эпоху, когда о холодильниках не могло быть и речи, соль буквально означала разницу между жизнью и смертью, предотвращая порчу продуктов и голод.

В 1846 году директор горных работ в Халльштатте сделал потрясающее открытие на склонах гор - огромное кладбище, насчитывающее более 2500 могил мужчин, женщин и детей. Усопших хоронили с оружием, украшениями и другими личными ценностями, которые должны были сопровождать их в загробной жизни. Благодаря консервирующим свойствам соли в этих захоронениях сохранились органические материалы - ткань, кожа и дерево, что дало археологам уникальную возможность глубже понять, как жили эти первые кельты более 25 веков назад.

Когда историки обратились к древним записям, они обнаружили, что классические греки называли людей, с которыми они торговали из этого региона, «кельтой». В Халльштатте, среди живописных горных озер, жили одни из самых первых людей, которые позже станут известны как кельты. Они поселились здесь, потому что осознали ценность богатых соляных месторождений, скрытых в горах - они буквально нашли «белое золото».

Распространение кельтской культуры через торговые пути

Соль из Халльштатта была в большом дефиците, и кельты контролировали ее поставки в регионе. В то время соль можно было добыть только на морском побережье или в соляных шахтах, поэтому возникла необходимость создания дальних торговых маршрутов. Кельты отправились в путь с мешками соли, используя уже существовавшие торговые пути, такие как легендарный Янтарный путь - коридор протяженностью тысячу километров, соединявший Балтику на севере со Средиземноморьем на юге.

Благодаря поставкам соли эти шахтерские города находились в центре обширной коммерческой и культурной сети, из которой выросла кельтская культура. Вот почему историки называют эти отдаленные кельтские поселения первой половины железного века в Центральной Европе «культурой Халльштатта».

Дальняя торговля всегда имела дополнительное преимущество - она способствовала культурному обмену. Благодаря торговле заключались союзы, либо через браки, либо силой оружия. Соль буквально рассыпала кельтов по континенту и поставила «кельтой» на карту Европы.

К сожалению, поселение Халльштатт, родина самых первых кельтов, со временем исчезло. Записи показывают, что деятельность в Халльштатте прекратилась примерно в середине V века до н.э. Расположенное на склоне горы, поселение было крайне уязвимо для экстремальных погодных условий. Оно было смыто наводнениями и покрыто оползнями - метрами толстой грязи и обломков, стекающих с гор. Таким образом, тайны самого раннего кельтского поселения в мире утеряны навсегда.

Дюрнберг: новый центр соляной промышленности

После затухания соляных шахт Халльштатта другие соледобывающие общины вскоре заняли их место. Дюрнберг, расположенный всего в 40 км к западу от Халльштатта, стал новым центром кельтской культуры. В отличие от Халльштатта, в Дюрнберге археологи нашли не только захоронения, но и следы поселений, что дало им редкую возможность заглянуть в повседневную жизнь кельтов.

Дюрнберг был настоящим «соляным мегаполисом», одним из главных поставщиков соли для Центральной Европы в железном веке. Это было кельтское поселение промышленного масштаба с огромным населением, работавшим в соляных шахтах. Остатки металлических осколков свидетельствуют о работе кузнецов, остатки огня и керамических горшков показывают деятельность поваров на кухне, а окаменевшие семена раскрывают работу зернохранилищ и пекарей.

Раскопки могил показали, как общество формировалось благодаря торговле солью. Здесь был создан процветающий рабочий класс шахтеров, управляемый очень богатой торговой элитой, которая постоянно искала способы выделиться из толпы. Археологи обнаружили множество тканей, сохранившихся в соли, и смогли реконструировать их узоры, цвета и структуры. Богатые кельты демонстрировали свой статус через одежду и украшения, показывая свое происхождение из богатого региона и принадлежность к определенной части общества.

Однако жизнь в Дюрнберге была не так проста. Анализ костей и человеческих фекалий, найденных в шахтах, показал, что гигиенические условия были далеки от идеальных, и люди страдали от множества болезней. Столкнувшись с этими проблемами, кельты начали развивать рудиментарную систему здравоохранения, основанную на магии и ритуалах, но также включающую более интервенционистские практики, которые мы могли бы ассоциировать с современной медициной, включая трепанацию черепа и лечение переломов.

Духовная жизнь и ритуалы кельтов

Кельты были глубоко ритуалистическим народом. Их боги были повсюду в природе - боги грома, животных, пищи, плодородия. Кельты обращались к ним за мудростью и советами, защитой, удачей, честью и исцелением. Для них материальный и духовный миры существовали бок о бок.

В 1872 году археолог-любитель Йендрих фон Ле сделал необычайное открытие в пещере Быллеч-Скала. Он нашел там множество предметов раннего кельтского происхождения, жертвенных животных, а также своего рода каменный алтарь с человеческим черепом и костями двух отрубленных рук. В пещере были найдены останки одного мужчины и 40 молодых женщин, некоторые без конечностей, а некоторые, по-видимому, обезглавленные.

Фон Ле интерпретировал эту жуткую сцену как захоронение вождя, для которого на каменном алтаре были принесены в жертву лошади и молодые девушки, чтобы обеспечить вождю комфортное путешествие в загробную жизнь. Эта теория в целом была принята на протяжении 150 лет, но новейшие археологические исследования поставили ее под сомнение.

Новая команда археологов, исследовавшая человеческие останки, обнаружила, что среди погребенных были люди в возрасте 40, 50 и даже 60 лет - что было весьма необычно для того периода. Чтобы дожить до такого возраста в то время, нужно было вести относительно роскошную жизнь, что было доступно только привилегированным. Предметы, захороненные вместе с телами, подтверждали их богатство и знание мира - янтарь с Балтики, находки из Средиземноморья, маленький стеклянный флакон, предположительно из Греции.

Более того, археологи обнаружили в пещере шесть удивительных погребальных повозок, полностью покрытых металлическими листами - исключительно редкая находка, всего 13 таких захоронений когда-либо было обнаружено. Это было место упокоения некоторых из самых богатых людей в кельтском мире, чьи имена и социальный статус были известны далеко за пределами их земель.

Примечательно, что каждая из повозок в пещере принадлежала разному поколению. Пещера Быллеч-Скала использовалась для захоронений на протяжении примерно 125 лет, что указывает на то, что это был мавзолей некогда гордой элитной династии из древнего мира.

Развитие кельтской культуры: технологии, искусство и общество

Новые археологические открытия показывают, насколько последовательным было кельтское мастерство на обширной территории. Погребения с повозками в пещере Быллеч-Скала имеют поразительное сходство с другими знаменитыми раннекельтскими археологическими сокровищами, такими как погребение в Хохдорфе в южной Германии, датируемое VI веком до н.э.

Когда в двух местах, расположенных на расстоянии около 800 км друг от друга, находят почти идентичные повозки, это означает, что они, вероятно, были сделаны одними и теми же мастерами или, как минимум, эти люди знали друг друга. Очень немногие металлурги были способны на такое сложное мастерство, их квалифицированный труд высоко ценился немногими, кто был достаточно богат, чтобы позволить себе его.

Кельты заимствовали у других культур, но как великие новаторы они, в свою очередь, вносили улучшения. На многих средиземноморских горшках изображались молодые люди на колесницах, соревнующиеся друг с другом. Богатым вождям периода Халльштатта понравилось то, что они увидели, и они захотели получить часть этого для себя.

В Хойнебурге, одном из самых ранних кельтских поселений в Южной Германии, археологи нашли удивительные предметы, которые ясно показывают страсть кельтов к гонкам на колесницах. Двухколесные колесницы кельтского века были самым заметным военным транспортным средством того времени. Они были изобретены как военные машины, но затем трансформировались в гражданские. Быстрые, легкие и практичные, они могли использоваться для перевозки товаров, для путешествий и в военных действиях.

Недалеко от Хойнебурга археологи обнаружили странную особенность - гигантский искусственный холм Альтбург, который по своей форме напоминал древний ипподром. Исторические записи свидетельствуют, что гонки на колесницах были введены на древних Греческих Олимпийских играх в VII веке до н.э., около 680 года до н.э. Однако археологические исследования на Альтбурге выявили дату появления этой неуловимой структуры почти на 100 лет раньше - между VIII и VII веками до н.э. Возможно, именно кельты построили первый в истории ипподром.

Херниберг: первый кельтский город

Херниберг был одним из крупнейших первых кельтских поселений, которое можно даже назвать кельтским городом. Он был разделен на три части: главную цитадель на Замковой горе для вождя и его ближайших подданных; так называемый внешний двор, который, как и Замковая гора, был сильно укреплен могучими валами и глубокими рвами; и внешнее поселение площадью не менее 100 гектаров, которое было домом для большинства из 10 000 жителей города.

Это поселение было настолько значительным, что греческий историк Геродот упоминал в V веке до н.э., что «Истр (Дунай) течет из земли кельтов и города Пирены через самую середину Европы». Дунай, вероятно, уже был судоходен отсюда, более чем на 2500 км, и мог использоваться для торговли и транспортировки товаров к Черному морю.

Эти дальние контакты отражены во многих предметах, найденных при местных раскопках: брошах из-за Альп, браслетах из Великобритании, горшках из Греции, амфорах для оливкового масла и вина с Итальянского полуострова. Средиземноморское влияние не ограничивалось только импортом вина или отдельными находками, но распространялось и на передачу знаний и технологий. Например, глиняная кирпичная стена Герниберга, вероятно, была построена под сильным финикийским или ближневосточным влиянием. Вполне возможно, что здесь работал мастер-строитель или архитектор из Средиземноморья.

Все это говорит нам о том, что ранние кельты не были просто простыми кланами, живущими в крошечных поселениях, разбросанных по Центральной Европе, и не были «благородными дикарями». Они были такими же развитыми, как и их средиземноморские современники, люди, которые занимались торговлей и культурным обменом на огромных расстояниях, обладали знаниями, богатством и социальной организацией, чтобы построить такой огромный комплекс, как Херниберг.

Но, как и Халльштатт до него, место Херниберга в кельтской истории было недолгим, и к 450 году до н.э. он больше не был процветающим мегаполисом - он был заброшен, реликт прошлого.

Переходный период: от торговли к войне

Между VII и V веками до н.э. волна перемен прокатилась по Центральной Европе с юга, принеся огромные социальные изменения и приведя к основанию различных ранних центров новой кельтской власти. Они стали известны как княжеские резиденции власти, и хорошим примером этого является Глауберг в Германии.

В Глауберге археологи обнаружили замечательную находку - песчаниковую статую весом 230 кг, изображающую кельтского воина в доспехах, с мечом в левой руке и щитом. Эта статуя, известная как «кельтский принц», символизирует новую форму кельтского лидера - воина-вождя.

Внутри кургана рядом со статуей было обнаружено тело настоящего кельтского принца, погребенного с настолько ценными предметами, что он, должно быть, был когда-то вождем людей и человеком удивительного богатства. Археологи датировали время жизни этого человека временем создания статуи. Всего в кургане было найдено три богатых захоронения, которые считаются одними из самых захватывающих и лучше всего экипированных могил во всей Европе.

Примерно в 450 году до н.э. в Глауберге произошли резкие изменения социальных условий. В это время вал, окружающий все плато, сгорел в очень большом разрушительном пожаре. При этом температура поднялась до более чем 1100°C, и некоторые из камней расплавились, приобретя вид стекла. Это не случайный пожар - для достижения таких устойчивых температур требовалось планирование и тщательный уход. Эти пламя разжигались преднамеренно, пытаясь сжечь Глауберг дотла.

Примерно в то же время или вскоре после этого большой вал был построен над местом захоронения женщины, что является примером периода, когда предки были преднамеренно проигнорированы. Возможно, они хотели продемонстрировать, что к власти пришло новое поколение.

Воин-принц из гробницы 1 является частью этой новой эры - эры, которая правила железной рукой. Возможно, он приказал построить новые валы, больше и лучше, чем когда-либо прежде, чтобы ясно продемонстрировать свою власть и контроль.

Латенский период: эпоха воинов-вождей

Около 450 года до н.э. археологи замечают, что предметы, которые они раскапывают из земли, начинают выглядеть совершенно иначе. Предметы, извлеченные из этого периода, имеют уникальный стиль украшения. Это изменение совпало с тем, что многие ранние кельтские поселения были заброшены. Кельты менялись, и должны были быть победители и проигравшие.

Период Халльштатта закончился, но почему он закончился? Умирают ли кельты? Как могла такая устоявшаяся культура просто исчезнуть? Археологические открытия в Глауберге помогли разгадать тайну.

Это не был конец кельтов - они переизобрели себя насильственным путем. Это будет новый век кельтов - век военачальника. Повсюду в Европе кельты утверждают себя и устанавливают новую культуру, в которой главенствует боевая мощь.

Это широко распространенное культурное изменение от духовно организованного общества к такому, где бой был королем, можно найти в Латене, Швейцария. Именно здесь археологи обнаружили огромный тайник кельтского оружия, брошенного в озеро в качестве подношений своим богам. Мечи, щиты, копья, ножны - все красиво изготовленные и замечательно сохранившиеся, и все вызывающие одно и то же: силу оружия и победу в бою.

Археологи назвали эту новую кельтскую эру воина-вождя Латенским периодом. В течение Латенского периода мужчин хоронили со всем набором оружия, который включал шлемы, щиты, а также, что наиболее важно, кельтский меч - самый важный символ богатства и власти кельтского воина.

Кельтский меч был выкован из решающего материала, которым они овладели, как никто другой - железа. Теперь, когда они были воинственной расой, им нужно было оружие воина, и в истинно кельтском стиле они вооружились самым грозным оружием на Земле.

Кельты были одними из первых людей, которые действительно овладели ковкой железа, и по мере того, как они это делали, их оружие становилось все более смертоносным и динамичным, одновременно демонстрируя редкую красоту. Кельты понимали, как это оружие может дать силу их культуре в появлении новой фигуры - доминирующего воина. Кузнецы железного века были одними из самых уважаемых членов кельтского общества, их навыки изготовления ценились так же, как мудрость друидов и музыка бардов.

Расширение кельтской территории и культуры

Новая стратегия кельтов по приобретению богатства и земли через насилие имела огромный успех. Хотя мы склонны думать о кельтах как о чисто европейском народе, к III веку до н.э. отряды кельтских налетчиков силой захватили территорию далеко на востоке, вплоть до Азии. Их мастерство и храбрость на поле боя стали широко известны, быстро заработав им дикую репутацию среди конкурирующих племен Европы.

Это насильственное расширение совпадает с беспрецедентным художественным взрывом. Этот период завоеваний увидел, как кельты находились под влиянием искусства побежденных. Золото и серебро, награбленное в основном в виде декоративных предметов, высоко ценилось и, в свою очередь, вдохновляло кельтское искусство.

Кельтское искусство - это явление высшего класса, которое по существу выражалось через металлические предметы, специально изготовленные из железа, бронзы и золота. Подобно инструментам своих ремесел и доспехам на поле боя, кельты использовали искусство, чтобы показать свой статус и утвердить свою индивидуальность.

Большинство предметов кельтского искусства не были монументальными по размеру и, таким образом, не видны издалека. Это обычно небольшие изображения высоко декоративных предметов, которые можно увидеть только очень близко к телу. Кельтское искусство специально создано для особых людей - VIP-персон и знаменитостей древнего мира.

Их ценные вещи вскоре стали носить все признаки того, что люди во всем мире сегодня признают кельтским искусством: загадочные скульптуры таинственных богов, могущественных воинов, сложные завитки и естественные изогнутые линии, но прежде всего желание усилить красоту даже самых скромных повседневных предметов.

Кельтское общество и образ жизни

Кельты были не просто воинами и художниками, но и сложным обществом с различными ролями и обязанностями. Хотя мы часто представляем традиционные гендерные роли, где мужчины были воинами, а женщины заботились о доме, реальность могла быть гораздо сложнее.

Мы знаем, что кельтское общество было относительно равноправным, и женщины занимали позиции власти и авторитета. Могли ли они также сражаться вместе со своими мужчинами? Недавно в Богемии, Чехия, было найдено захоронение очень богатой женщины, умершей в возрасте 45 лет. Она была похоронена со всеми атрибутами представителя высшего класса латенского общества. Интересно, что в могиле женщины был найден железный меч.

Кельты хоронили своих мертвых с предметами, которые определяли их роль в обществе, поэтому возникает вопрос: могла ли эта женщина быть женщиной-воином? Или меч принадлежал ее мужу или, возможно, сыну? Одна интригующая подсказка - сломанное запястье, которое, по мнению одного эксперта, вероятно, было вызвано несчастным случаем при езде верхом. Ее бедра также показали признаки того, что она была активным наездником.

Развитие экономических отношений: от грабежа к торговле

Между VII и V веками до н.э. кельты распространились по всей Европе благодаря торговле железом, янтарем и солью. Но около 450 года до н.э., ослабленные климатическим кризисом и нехваткой продовольствия, торговая элита была свергнута новым порядком вождей-военачальников, которые связывали молодых и амбициозных воинов своим лидерством.

Первоначальная эпоха кельтов закончилась, но подъем кельтов только начинался. Орды мародерствующих кельтов теперь спускаются на Европу, захватывая силой то, что предыдущие поколения приобрели мирно через торговлю. Кельты расширялись, и страх распространялся к югу от Альп.

Влияние последовательных влажных сезонов сделало их земли непригодными для возделывания. Теперь им приходилось брать то, что им было нужно, и вскоре они устремили свои взгляды на Рим. Около 390 года до н.э. большая армия, сформированная воинами из трех могущественных кельтских племен, под предводительством того же племени бойев, объединенных под могущественным вождем по имени Бреннус, двинулась на юг, к Риму - республике на подъеме.

Неподготовленные и численно уступающие римские армии не смогли отразить стремительное наступление кельтов. В битве при Аллии те, кто выжил в атаке, бежали с поля боя, оставив свой город на милость захватчиков. Через три дня после битвы Бреннус подошел к городу со своей армией, обнаружив открытые ворота и стены без защитников. Сначала он опасался коварной засады, будучи не в состоянии поверить, что римляне находятся в таком полном отчаянии. Но когда он осознал истину, он вошел через Коллинские ворота и взял Рим.

Немногие римляне остались, чтобы успешно защитить Капитолийский холм, в то время как кельты окружили их и разграбили остальную часть города в течение нескольких месяцев. Истощенные, они договорились о перемирии. Бреннус согласился отступить, как только будет выплачен выкуп. Это был один из немногих случаев, когда Рим когда-либо подвергался нападению и потерпел поражение на поле боя, и это унижение никогда не было забыто.

Рим был одним из первых печально известных триумфов кельтов, которые продолжали провести большую часть следующего столетия, завоевывая и грабя Итальянский полуостров и Балканы. Их свирепость в бою сделала кельтских воинов самыми ценными наемниками классического мира - элитными воинами, которым платили наличными самые высокие ставки.

Возвращение к оседлому образу жизни

К середине III века до н.э. произошло фундаментальное изменение в организации и функционировании кельтского общества в Центральной Европе. Начало появляться явление новых поселений, где основное производство, торговля и религия были локально сконцентрированы. Это были самые первые предгородские структуры, когда-либо поселившиеся в этом регионе.

Три поселения вскоре отличились от многих, которые возникли, когда великие миграции пришли к отдыху: Нитра и Рожнов в Чехии и Братислава в Словакии. Они располагались всего в дневном переходе друг от друга верхом на лошади и контролировали экономически важную часть пути, соединяющего Балтику с Адриатикой.

Среди племен, которые переселились сюда, были те самые бойи, которые напали на Рим под предводительством Бреннуса в 390 году до н.э. Они вернулись из своих военных приключений и применили свои вновь обретенные инженерные навыки для практического использования в частных жилищах, вдохновленных, но очень отличающихся от монументальной архитектуры Средиземноморья.

В латенский период процветало ремесло плотницкого дела, и появились новые строительные техники. Стало возможным строить большие интерьеры, не нарушая деревянные столбы внутри. Еще одним нововведением было использование замков с соответствующими железными ключами, что указывает на то, что частная собственность на дома и здания играла все более важную роль.

Эти прямоугольные полуземлянки, столь распространенные по всему кельтскому миру, дают нам окно в их жизнь. Это простые хижины, вырытые примерно на метр в землю и построенные на прямоугольном плане с стенами и крышей сверху.

Полуземлянки являются особенно ценными археологическими архивами, потому что земля внутри них сохранилась. Это делает возможным поиск следов деятельности с использованием химических образцов. Археологи смогли определить, что в некоторых полуземлянках содержались животные, такие как овцы, козы и крупный рогатый скот. Внутри других полуземлянок были найдены капли бронзового литья, что указывает на то, что металл обрабатывался и отливался в них. Другие дома использовались как гончарные мастерские или кузницы.

Религия и духовная жизнь

Религия играла важную роль в кельтском обществе. Священные территории были разбросаны по всему поселению, где люди собирались для праздников и религиозных празднований.

Относительно трудно получить доказательства о кельтской религии в наше время. Многие книги о кельтских мифах, религии и ритуалах можно найти, но очень часто они состоят из современных интерпретаций.

Религиозные артефакты и современные описания кельтских божеств в сочетании дают ценные представления о кельтских ритуалах и потребностях и страхах, которые их вдохновляли. Например, статуя кельтского бога, который напоминает дикого кабана - традиционное кельтское животное силы, олицетворяющее атрибуты силы, воинственности, мощи и плодородия. Также есть кельтская богиня Эпона, которую очень часто изображают верхом на лошадях или окруженную ими, и богиня Секвана из Франции, которая правила областью вокруг источников реки Сена.

Считалось, что Секвана обеспечивает здоровье и исцеление местных жителей. Люди делали деревянные модели различных органов или рук и ног, которые они хотели, чтобы Секвана исцелила, и предлагали эти жертвы ей в источниках.

Археология доказывает, что религия играла важную роль в этом поселении, потому что она была местом встречи для оккупации и населения окрестностей для праздников и религиозных церемоний.

Кельты праздновали восемь праздников, основанных на движении солнца. Эти праздники совпадают с фактическими солнцестояниями и равноденствиями. Среди них так называемые квартальные дни: Самайн, кельтский Новый год в начале ноября; Имболк, праздник, отмечающий начало весны; Белтейн, или Майский день, как он известен сейчас, отмечающий начало лета и символизирующий плодородие; и Лугнасад, праздник урожая.

Как ясно показывает археология, верования кельтов были укоренены в цикле природы и пронизаны суевериями. Во время строительства домов в латенский период ценные предметы часто преднамеренно помещались в фундамент дома. Эти жертвы состояли из мелких вещей, таких как монеты, драгоценности и броши. Они были заложены в фундамент во время строительства, чтобы обеспечить защиту здания.

Возникновение оппидумов: последний рубеж кельтской цивилизации

К концу II века до н.э. кельтская жизнь находилась под угрозой, и характер их поселений начал кардинально меняться. В археологическом материале можно наблюдать переход от открытых низменных поселений, не оборонительных, к поселениям на вершинах холмов, оборонительным, с валами - укрепленным городам, построенным высоко на холмах для легкой обороны.

Мир быстро меняется. Исчезли маленькие деревни и города, а скоро исчезнут и большие открытые торговые города, где процветали кельты. На подъеме оппидумы, и за очень короткое время десятки их появляются по всей Европе - безопасность в числах и за стенами.

Что движет этим отказом от открытой мирной городской жизни в пользу укрепленных городов, расположенных далеко над плодородными равнинами Дуная? Новый и грозный враг угрожает мигрирующим германским людям, переросшим свою собственную родину в современной Дании - кимвры.

Явление перемещения от низменных открытых поселений к естественно оборонительным, а затем также оборонительным с валами поселениям на вершинах холмов, вероятно, связано с движением племен кимвров из Ютландии в направлении юга.

Феномен перемещения от набеговых путей вдоль дорог и рек к укрепленным поселениям не ограничивался Янтарным путем. По всей Центральной Европе страх перед кимврами гонит кельтов от их идиллических и кратковременных открытых поселений к оппидумам, ищущим большей защиты, построенным на вершинах холмов и за прочными стенами.

Десятилетиями историки полагали, что впечатляющий масштаб и мастерство оппидумов представляют пик кельтской цивилизации в Центральной Европе. Но недавняя археология привела нас к выводу, что это было на самом деле началом ее конца. Постепенно в течение первой половины I века до н.э. оппидумы по всей Европе были заброшены почти так же быстро, как и были созданы. Греческий географ Страбон даже назовет некоторые из областей, ранее занимаемых этим кельтским племенем, «пустыней бойев».

Но почему покинуть эти вновь укрепленные, почти неприступные поселения, построенные с такими усилиями и предлагающие столь необходимую защиту от племен с севера? Были ли валы недостаточно сильными?

Вопрос в том, были ли они действительно необходимы до самого конца латенской культуры в Центральной Европе. Нет никаких явных следов какой-либо военной активности из археологической записи. Фактически известно, что германские племена пришли уже в пустые пространства, так что не было никаких сражений между германскими племенами и кельтами.

Это поднимает интересный вопрос: ослабило ли отступление за стенами кельтов больше, чем могло бы любое отдельное сражение? Были ли продолжающиеся вторжения кимвров на самом деле следствием уже ослабленного кельтского мира, а не причиной этого?

Строительство и эксплуатация этого типа поселений на вершинах холмов с этими огромными валами стоили, безусловно, не только много усилий, но и много энергии. То же самое относится к проблемам с водоснабжением и другими товарами, которые недоступны, если вы живете на поселении на холме. Это могло быть одной из причин этого быстрого конца латенской культуры в Центральной Европе.

Жизнь становится труднее для кельтов оппидумов. Они занимаются сельским хозяйством на бедных каменистых почвах холмов, а не на плодородных равнинах своего прошлого. Мы начинаем видеть примеры дефицита в археологической записи. Материалы, ранее обильные всего несколько поколений назад, теперь более низкого качества и используются повторно снова и снова.

Последние дни кельтской цивилизации

На окраине Манхинга в современной Германии был обнаружен пример оппидума, построенного вокруг существующего поселения, и его масштаб шокировал даже самых опытных археологов. Манхинг начинался как группа ферм, быстро превратился в место ремесленного производства, торговли и коммерции, мирно взаимодействуя с внешним миром.

Одним из основных факторов выбора поселения здесь, в Манхинге, является его идеальное топографическое и географическое положение в широкой сети коммуникаций, торговли и обмена. В древние времена кельтская гавань находилась в старом русле реки Дунай, которая была напрямую соединена со старым потоком реки Дунай. А Дунай, конечно, был и является одной из основных линий коммуникации для торговли и обмена в Европе.

Но за очень короткое время эта промышленность будет направлена на более военное использование. Манхинг превратился в настоящий оппидум по определению, потому что он был окружен массивным укреплением около 120 года до н.э. Стена имела 7 км в длину и охватывала площадь около 380 гектаров. Для сооружения стен понадобилось 60 тонн железа только для изготовления гвоздей, целый лес был срублен, перенесен и распилен - высокоорганизованное строительство, включающее тысячи квалифицированных рабочих, работающих вместе.

Манхинг теперь самый большой и важный город к северу от Альп, огромный центр промышленности, обнесенный стенами и сильно защищенный дом для более чем 10 000 человек - фермеров, торговцев и производителей.

Структура поселения первых городских фаз в Манхинге была четко разделена на разные кварталы. Архитектура этого времени находилась под сильным влиянием эллинистического и греческого жилья. Например, обнаружен портик, окружающий один из этих кварталов. Но также есть и местные традиции жилья с большими залами, которые использовались как резиденции местной элиты.

Есть несколько индикаторов отчетливой социальной иерархии в оппидуме Манхинга. Есть находки, которые указывают на то, что также группа очень выдающихся в социальном отношении людей присутствовала в оппидуме. Например, импорт средиземноморских товаров и оружия показывает, что здесь присутствовал высокий и богатый класс статуса.

Железо куют, всевозможные очень высококачественные ювелирные изделия и керамика производятся. Кельтские ремесленники здесь, в Манхинге, производят и распространяют предметы роскоши в промышленном масштабе и достигают впечатляюще большого рынка.

Манхинг был частью панъевропейской экономической сети. Об этом свидетельствуют, например, транспортные амфоры, которые содержали оливковое масло или вино, что указывает на регулируемую торговлю и регулярную торговлю из Средиземноморья в городской центр Манхинга.

Здесь, в Манхинге, с III века до н.э. мы получаем первое реальное представление о растущем влиянии средиземноморских практик на кельтскую жизнь, адаптированных во что-то по сути кельтское, создавая новый сложный тип кельтского домовладельца, все более зависимого от своих южных соседей.

Иронично, что именно эти контакты дальней торговли, жизненная сила кельтской культуры за последние 500 лет, также будут диктовать упадок оппидумов в последнем столетии до нашей эры. Появляется все больше и больше признаков социального и экономического кризиса в оппидуме Манхинга. Например, дома становятся меньше, и размер населения, очевидно, уменьшается. Дома также все больше и больше рассредоточены по всей территории оккупации в пределах стены Манхинга.

Кельты чувствуют угрозу и все более изолированы. От уверенного общества, обращенного наружу, они перешли за несколько коротких десятилетий к накоплению своего богатства и подготовке к более темным дням. И вероятная причина этого кризиса исходит из интересного квартала - их старого врага Рима.

Например, торговля вином прекратилась примерно в 80-70 годах до н.э., что показывает, что эти важные коммерческие связи со средиземноморским миром остановились и были отрезаны в определенный момент времени.

К этому времени все Средиземноморье находилось под контролем одной из величайших сверхдержав истории - римлян. В отличие от кельтов, у Рима была письменная история, и она включала разграбление Рима мародерствующими кельтами тремя веками ранее, и теперь они вернулись и ищут мести.

После того, как Рим прекратил торговлю с кельтами, серия кампаний под руководством Юлия Цезаря в середине I века до н.э. стала известна как «Галльские войны». Они кульминировали в знаменитой битве при Алезии, где конфедерация кельтских племен объединилась под руководством легендарного вождя Верцингеторикса.

По словам самого Цезаря, более 80 000 кельтов с 15 000 кавалерия удерживали свою позицию внутри большого местного оппидума, в то время как римляне устанавливали осаду, строя траншеи и укрепления вокруг плато.

Это борьба между древней культурой железного века и более современным Римом, и на кону стоит не только свобода кельтов, но и весь образ жизни, само будущее Европы.

Легенда гласит, что на следующий день Верцингеторикс спустился с холма в полном военном облачении, чтобы встретиться с Цезарем. Он слез с лошади, бросил свое оружие и сказал: «Вот я, сильный человек, побежденный еще более сильным человеком».

Победа Цезаря при Алезии является определяющим моментом в европейской истории. Золотой век кельтов закончился. Они лежат убитыми по всей местности, сокрушенные в своем собственном Хартленде. Цезарь хвастается, что убил миллион галлов.

После битвы при Алезии в 52 году до н.э. Цезарь поворачивается на восток, намереваясь уничтожить всю кельтскую культуру. Но к большому удивлению Рима, оказывается, что их победа в Галлии отозвалась эхом гораздо дальше на восток.

Около середины первого века до н.э. бывший город Манхинг был полностью заброшен. Примерно через 50 лет, на рубеже тысячелетий, римляне оккупировали страну, но не нашли ничего, кроме остатков стены, как она до сих пор видна сегодня. Вот почему они назвали эту область «Валлум» - стена.

Каждый оппидум, который римляне встречают на своем марше на восток, заброшен. Без прибыльной торговли, охватывающей Балтику и Средиземноморье, кельтский образ жизни находится под угрозой. Усугубленные суровыми условиями внутри этих новых укрепленных поселений и живя в постоянном страхе нападения, кельтские племена решают покинуть свои оппидумы.

Но были интересные исключения. Один оппидум все еще процветает. Что делает этот в современной Братиславе, Словакия, таким особенным?

Древняя структура, которую мы видим здесь, в Братиславском замке, называемая оппидумом, датируется 70-ми годами до н.э. Она связана с прибытием волны воинов-бойев, которые поселились на территории нынешней Богемии. Бойи, одно из самых выдающихся кельтских племен, распространяющихся от Восточной Галлии до Венгерских равнин, архитекторы кельтского протогосударства и хозяева Янтарного пути, нашли свое последнее убежище и намеревались сделать это поселение последним.

Они выбрали идеальное место с доступом к рекам и защищенное окружающими холмами. Это, безусловно, было место, где кельты могли оставить позади свой страх нападения и, наконец, претендовать на место для восстановления.

Бойский оппидум в Братиславе растет в размере и значимости. Коммерция и производство достигают беспрецедентного пика, процветание отражается в чеканке их собственной типично кельтской валюты.

Руины благородного дома, его архитектура и стиль далеки от кельтской традиции. Это были роскошные здания, построенные римскими архитекторами для местной кельтской элиты. Доказательство этого состоит в богато украшенных полах в этих зданиях. Похоже, что эти кельты перенимают римские обычаи и живут жизнью, которую мы раньше ассоциировали с римской культурой.

Другие предметы, найденные в оппидуме, доказывают тесный постоянный контакт с римлянами, включая крупнейшую коллекцию римских винных амфор, найденную в Центральной Европе. Существует гипотеза о бойях, которые жили в Галлии и имели отношения с Юлием Цезарем во время его завоевания Галлии, поэтому они построили римские здания на акрополе оппидума, импортируя сюда предметы роскоши.

Благодаря своим отношениям с Цезарем и желанию работать с Римской республикой кельты-бойи в Братиславском оппидуме процветали в то время, когда другие кельтские племена в Центральной Европе были на коленях в экономическом кризисе. Практичные бойи адаптировались к реальной политике и заключили сделку со своим старым врагом.

Но жизнь внутри Братиславского оппидума начала приходить в упадок почти так же быстро, как и процветала. Археологические данные не дают нам точных дат, но из того, что мы знаем, похоже, что это экономическое процветание длилось может быть поколение или два в лучшем случае.

Братислава исчезает, окутанная драматическими обстоятельствами, которые, кажется, связаны с военными событиями. Доказательство, подтверждающее эту идею, происходит из безжалостного захоронения людей в районе Братиславского города. Одно из этих катастрофических событий, вероятно, связано с так называемой «пустыней бойев», о которой пишет древний историк Страбон, и это следствие военного конфликта между дакийцами и местными кельтами и их союзниками.

Как и в Манхинге, оппидум Братиславы был в конечном счете заброшен. Бойи, тот самый кельтский народ, который ковал наследие в железном веке, распространившись по всей Европе и изменившись от воинов до мирных торговцев, встретили ту же судьбу, что и многие другие племена.

Коллапс кельтов остается таким же таинственным, как и его происхождение, однако наиболее логичное объяснение может быть самым простым. Поворотным моментом является 15 год до н.э., когда войска императора Августа пришли к Дунаю, и, таким образом, северной границе империи, и кельты постепенно стали романизированным провинциальным населением. Они стали римлянами во всем, кроме имени. Теперь это только вопрос времени, прежде чем кельты сделают свой последний поклон как отдельный народ на мировой сцене.

Заключение: наследие кельтской цивилизации

После распространения своей уникальной и впечатляющей культуры по всей Европе и за ее пределами, пережив климатическую катастрофу и социальный кризис, внушая страх и уважение силой своих мечей и репутацией своих воинов, оставив неизгладимый след в культуре благодаря своему мастерству в ремесле, торговле, искусстве, науке и духовности, гениальные кельты, которые доминировали в Европе почти восемь столетий, просто исчезли всего за восемь коротких десятилетий.

Кельты, которые всегда процветали как открытая, вовлеченная, порой агрессивная культура, сделали необратимый шаг назад. Они отвернулись от мира, который когда-то принимали, и буквально проспали свою собственную гибель.

Тем не менее, наследие этих мастеров железного века сформировало современные языки, даже целые национальные идентичности, а их бесценное материальное наследие помогло нам рассказать одну из величайших нерассказанных историй.