Карьерный путь Гарета Эванса - пример для подражания многим начинающим кинематографистам: начитанный и эрудированный синефил мечтал ворваться в культурную нишу с ноги, проявить нарабатываемый десятилетиями талант на кинокамере и разбить брешь зрительской предвзятости. Британский постановщик фанател по гонконгским боевикам, воодушевлялся восточной экспрессией и активно вдохновлялся экшен-картинами старой школы: так на свет и родилась уже культовая для жанра дилогия "Рейда", ради съёмок которой Эванс отправился на территорию Индонезии. Неистовая ярость, выливающаяся на преступников и криминальных элементов разных мастей сквозь рукопашные удары, пробития черепных коробок и переломы конечностей, перетекла в эти ленты аккурат из боевиков коллег по азиатскому кино-цеху. Дальше - больше: Гарет отошёл от первоначального стиля в "Апостоле", авторском хорроре с закрученным повествованием, а позже - в многоступенчатых "Бандах Лондона", где режиссёр отвечал за постановку экшена и каскадёрскую хореографию. Готов ли Эванс осваивать новые территории?
Многострадальное "Опустошение" пережило колоссальный производственный ад: съёмки картины были закончены ещё в октябре 2021-го года, после чего американский боевик Эванса отправился в стадию долгого пост-продакшена. Мешало выпуску фильма буквально всё: от продюсерских разногласий и конфликтов в расписании актёров, до голливудских забастовок и неуверенностью самих руководителей Netflix в скорой премьере. Кажется, за четыре года с момента появления первых новостей об "Опустошении" успел забыть каждый поклонник боевиков: от того и не удивительно, что прямо сейчас о картине говорит мало кто из зрителей. А ведь именно эта работа должна была стать для Эванса самой поворотной за всю карьеру: но как именно?
Действия развиваются в безымянном американском мегаполисе, аккурат за несколько дней/часов до Рождества. Здесь матёрый и внутренне побитый детектив Патрик Уокер (Том Харди) расчищает преступную деятельность города, параллельно стараясь вернуть расположение бывшей жены и маленькой дочери, дожидающейся папу с работы на семейное празднование. Улицы во вселенной фильма окутаны криминалом, снежные хлопья и неоновое освещение замыливают человеческую порочность, и именно здесь пропадает сын влиятельного кандидата в мэры (Форест Уитакер): тот в отчаянии просит Уокера найти парня, иначе на поверхность всплывёт компромат касательно тёмного прошлого политика. Стандартная для жанра завязка перетекает в кровопролитные стычки, а те - в масштабный политический заговор, участвуют в котором не только коррумпированные полицейские, но и гонконгские триады
Мастер постановки экшена, Гарет Эванс никогда не мог похвастаться качественным сторителлингом, что выступал для его фильмов лишь вязкой текучкой, связующим элементом между драками в приступах агонии, кровавыми перестрелками и метаниями холодного оружия. "Опустошение" строится по параллельному принципу: теперь большее внимание постановщик уделяет психологическим метаниям своего протагониста, брутального детектива, прячущего за серьёзной гримасой внутренние травмы. Не обойдётся и без отступлений: так, в город прибывает мать погибшего руководителя местной триады, намеренная отомстить за смерть своего мальчика и пройтись катком по всей политической системе региона. Удивительно, но теперь смерть для Гарета Эванса - не красивое умерщвление на потеху голодной публике, а самая настоящая трагедия. Пускай мотивы режиссёра и не обходятся без вылизанных формулировок, посмеяться над которыми сможет даже самый непредвзятый зритель
Обходя стороной все наибанальнейшие претензии, вроде вороха жанровых кино-штампов, "Опустошение" всё равно выделяет своей блеклой истории чересчур много времени. Вовсе не удивительно, что именно на коалицию с Netflix Эванс возложил так много надежд: режиссёр попробовал себя в нише не только визуальной, но и сценарной, распасовав все атрибуты своего бывшего стиля. Конфликты отцов и детей в исполнении постановщика вызывают слёзы на глазах, но вовсе не от печали, а от смеха: театрально исполненные сцены выяснений взаимоотношений родственников отталкивают от первоначального нарратива, экшен для которого - главенствующее звено. И как только Гарет решает отключиться от искусственного сюжета, "Опустошение" взмывает далеко вверх, минуя все наши предубеждения: ведь на порог выходят все внешние элементы, благодаря которым тот же "Рейд" стал для поклонников жанра цельной единицей искусства
Только теперь фильм Эванса строится по принципу разбивки экшена на несколько взаимосвязанных секвенций: в отличие от любой части "Рейда", в истории которого перманентно содержались высококлассные сцены физических столкновений, "Опустошение" подводит нас к экшену плавно и неспешно. Но как только балом в кадре начинает заправлять профессиональная постановка, картина начинает дышать полной грудью, избавляясь от того балласта, что тянул её на самое дно в завязке. Будь то ультра-кровавая схватка в неоновом баре, с применением сразу нескольких композиций Gesaffelstein на фоне, или масштабная перестрелка за городскими границами, где в ход идёт каждое подручное средство, - экшен в "Опустошении" заставляет верить, что жанр боевика всё ещё жив, а атрибуты его активно дополняются матёрыми хореографами. Кровь заливает экран сверху донизу, крики несчастных копов и китайских мафиози разносятся чаще автоматных выстрелов, а звуковые эффекты рукопашных ударов и хрустов костей прорезают чёрное зеркало, оставаясь с вами вплоть до финальных титров. Так и должен выглядеть экшен в каждом высокобюджетном боевике
Как бы то ни было, Гарет Эванс попробовал поиграться с неизведанными для него границами, поставив на передний план сюжет по всем устаревшим голливудским стандартам и матёрого Тома Харди (стоит отметить, что актёру как влитые подходят именно подобные роли). При отключении осязания и мыслительного процесса "Опустошение" впечатляет монструозной проработкой своего визуального ряда, ослепляет неоновыми бликами и заставляет верить, что жанр всё ещё жив и весьма далёк от своей стагнации. Но к большому сожалению, для самого режиссёра работа с американскими коллегами - действительно гигантский шаг назад, и повлияли на это не только бесконечные пересъёмки, но и односторонняя оптика Эванса. Стоит лишь надеяться, что "Опустошение" станет для постановщика нахальным примером: примером, что не всегда стоит соваться в ту нишу, в которой ты покажешься фанатам откровенно слабым. Будут ли вспоминать высокобюджетный проект Гарета по прошествии нескольких лет, как то было с "Рейдом"? Крайне сомнительно: для продюсеров Netflix боевик стал удобной затычкой для апрельского слота, а для самого постановщика - импровизированной игрой в сценариста, и только всего. Стоит надеяться, что урок из столь больного опыта Эванс точно вынес