Найти в Дзене
KinoGeek

Рецензия на фильм "Опустошение" - ультра-кровавый боевик со старомодными лекалами

Карьерный путь Гарета Эванса - пример для подражания многим начинающим кинематографистам: начитанный и эрудированный синефил мечтал ворваться в культурную нишу с ноги, проявить нарабатываемый десятилетиями талант на кинокамере и разбить брешь зрительской предвзятости. Британский постановщик фанател по гонконгским боевикам, воодушевлялся восточной экспрессией и активно вдохновлялся экшен-картинами старой школы: так на свет и родилась уже культовая для жанра дилогия "Рейда", ради съёмок которой Эванс отправился на территорию Индонезии. Неистовая ярость, выливающаяся на преступников и криминальных элементов разных мастей сквозь рукопашные удары, пробития черепных коробок и переломы конечностей, перетекла в эти ленты аккурат из боевиков коллег по азиатскому кино-цеху. Дальше - больше: Гарет отошёл от первоначального стиля в "Апостоле", авторском хорроре с закрученным повествованием, а позже - в многоступенчатых "Бандах Лондона", где режиссёр отвечал за постановку экшена и каскадёрскую хореографию. Готов ли Эванс осваивать новые территории?

Многострадальное "Опустошение" пережило колоссальный производственный ад: съёмки картины были закончены ещё в октябре 2021-го года, после чего американский боевик Эванса отправился в стадию долгого пост-продакшена. Мешало выпуску фильма буквально всё: от продюсерских разногласий и конфликтов в расписании актёров, до голливудских забастовок и неуверенностью самих руководителей Netflix в скорой премьере. Кажется, за четыре года с момента появления первых новостей об "Опустошении" успел забыть каждый поклонник боевиков: от того и не удивительно, что прямо сейчас о картине говорит мало кто из зрителей. А ведь именно эта работа должна была стать для Эванса самой поворотной за всю карьеру: но как именно?

-2

Действия развиваются в безымянном американском мегаполисе, аккурат за несколько дней/часов до Рождества. Здесь матёрый и внутренне побитый детектив Патрик Уокер (Том Харди) расчищает преступную деятельность города, параллельно стараясь вернуть расположение бывшей жены и маленькой дочери, дожидающейся папу с работы на семейное празднование. Улицы во вселенной фильма окутаны криминалом, снежные хлопья и неоновое освещение замыливают человеческую порочность, и именно здесь пропадает сын влиятельного кандидата в мэры (Форест Уитакер): тот в отчаянии просит Уокера найти парня, иначе на поверхность всплывёт компромат касательно тёмного прошлого политика. Стандартная для жанра завязка перетекает в кровопролитные стычки, а те - в масштабный политический заговор, участвуют в котором не только коррумпированные полицейские, но и гонконгские триады

-3

Мастер постановки экшена, Гарет Эванс никогда не мог похвастаться качественным сторителлингом, что выступал для его фильмов лишь вязкой текучкой, связующим элементом между драками в приступах агонии, кровавыми перестрелками и метаниями холодного оружия. "Опустошение" строится по параллельному принципу: теперь большее внимание постановщик уделяет психологическим метаниям своего протагониста, брутального детектива, прячущего за серьёзной гримасой внутренние травмы. Не обойдётся и без отступлений: так, в город прибывает мать погибшего руководителя местной триады, намеренная отомстить за смерть своего мальчика и пройтись катком по всей политической системе региона. Удивительно, но теперь смерть для Гарета Эванса - не красивое умерщвление на потеху голодной публике, а самая настоящая трагедия. Пускай мотивы режиссёра и не обходятся без вылизанных формулировок, посмеяться над которыми сможет даже самый непредвзятый зритель

-4

Обходя стороной все наибанальнейшие претензии, вроде вороха жанровых кино-штампов, "Опустошение" всё равно выделяет своей блеклой истории чересчур много времени. Вовсе не удивительно, что именно на коалицию с Netflix Эванс возложил так много надежд: режиссёр попробовал себя в нише не только визуальной, но и сценарной, распасовав все атрибуты своего бывшего стиля. Конфликты отцов и детей в исполнении постановщика вызывают слёзы на глазах, но вовсе не от печали, а от смеха: театрально исполненные сцены выяснений взаимоотношений родственников отталкивают от первоначального нарратива, экшен для которого - главенствующее звено. И как только Гарет решает отключиться от искусственного сюжета, "Опустошение" взмывает далеко вверх, минуя все наши предубеждения: ведь на порог выходят все внешние элементы, благодаря которым тот же "Рейд" стал для поклонников жанра цельной единицей искусства

-5

Только теперь фильм Эванса строится по принципу разбивки экшена на несколько взаимосвязанных секвенций: в отличие от любой части "Рейда", в истории которого перманентно содержались высококлассные сцены физических столкновений, "Опустошение" подводит нас к экшену плавно и неспешно. Но как только балом в кадре начинает заправлять профессиональная постановка, картина начинает дышать полной грудью, избавляясь от того балласта, что тянул её на самое дно в завязке. Будь то ультра-кровавая схватка в неоновом баре, с применением сразу нескольких композиций Gesaffelstein на фоне, или масштабная перестрелка за городскими границами, где в ход идёт каждое подручное средство, - экшен в "Опустошении" заставляет верить, что жанр боевика всё ещё жив, а атрибуты его активно дополняются матёрыми хореографами. Кровь заливает экран сверху донизу, крики несчастных копов и китайских мафиози разносятся чаще автоматных выстрелов, а звуковые эффекты рукопашных ударов и хрустов костей прорезают чёрное зеркало, оставаясь с вами вплоть до финальных титров. Так и должен выглядеть экшен в каждом высокобюджетном боевике

-6

Как бы то ни было, Гарет Эванс попробовал поиграться с неизведанными для него границами, поставив на передний план сюжет по всем устаревшим голливудским стандартам и матёрого Тома Харди (стоит отметить, что актёру как влитые подходят именно подобные роли). При отключении осязания и мыслительного процесса "Опустошение" впечатляет монструозной проработкой своего визуального ряда, ослепляет неоновыми бликами и заставляет верить, что жанр всё ещё жив и весьма далёк от своей стагнации. Но к большому сожалению, для самого режиссёра работа с американскими коллегами - действительно гигантский шаг назад, и повлияли на это не только бесконечные пересъёмки, но и односторонняя оптика Эванса. Стоит лишь надеяться, что "Опустошение" станет для постановщика нахальным примером: примером, что не всегда стоит соваться в ту нишу, в которой ты покажешься фанатам откровенно слабым. Будут ли вспоминать высокобюджетный проект Гарета по прошествии нескольких лет, как то было с "Рейдом"? Крайне сомнительно: для продюсеров Netflix боевик стал удобной затычкой для апрельского слота, а для самого постановщика - импровизированной игрой в сценариста, и только всего. Стоит надеяться, что урок из столь больного опыта Эванс точно вынес

-7

Боевики
1123 интересуются