Найти в Дзене
С Богом по жизни

Время молитвы

«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:13-18). Один брат во Христе в течение многих лет я преподавал греческий язык Нового Завета изучающим Библию. Среди студентов, которые посещали его курс, была женщина приблизительно пятидесяти лет. У ней был сын, которому было около тридцати лет, о котором ей приходилось заботиться. Это было нелегко. Он был умственно отсталым. У него был разум пяти- или шестилетнего ребенк
Оглавление
«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:13-18).

Один брат во Христе в течение многих лет я преподавал греческий язык Нового Завета изучающим Библию. Среди студентов, которые посещали его курс, была женщина приблизительно пятидесяти лет. У ней был сын, которому было около тридцати лет, о котором ей приходилось заботиться. Это было нелегко. Он был умственно отсталым. У него был разум пяти- или шестилетнего ребенка. Он был ростом под метр девяносто, угрюмый и необщительный. Иногда ее сын становился агрессивным и неуправляемым. Однажды во время воскресного богослужения он отошел от нее. Это была большая община, но он прошел через все помещение к кафедре, взял микрофон и запел песню. С помощью нескольких сильных мужчин ей удалось увести его и посадить рядом с собой.

Каждое занятие по греческому языку они начинали с молитвы и особых молитвенных просьб. Каждый в классе знал о ее проблемах. Как-то перед началом занятий она сказала что-то вроде следующего: «Иногда очень сложно заботиться о моем сыне. Это — испытание. Но я благодарна за него. Бог использует это испытание, чтобы показать мне и помочь понять вещи, которые иначе я бы не увидела и не поняла».

Когда я размышлял над Иак. 5:13-18, я вспомнил рассказ об этой женщине и ее молитвенной просьбе. Иаков говорил нам о молитве, о том, как христиане должны сделать молитву частью своей жизни. Большинство людей периодически переживают тяжелые времена. Когда такое происходит, только Бог становится для них прибежищем, укрытием в скале.

ДВА БИБЛЕЙСКИХ ПРИНЦИПА

Можно увидеть некоторое несоответствие между двумя библейскими учениями о молитве. С одной стороны, Библия учит, что христиане должны молиться, будучи в абсолютной уверенности, что Бог слышит Свой народ и отвечает на их призывы о помощи. Таких отрывков очень много:

«Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1:5, 6).

Иисус сказал:

«Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11:24).
«И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13).

Означают ли вышеприведенные стихи, что Бог исполнит все, о чем бы человек ни попросил, в любых обстоятельствах? Кроме отрывков о тяжелых испытаниях христианам приходят на ум и другие. В Гефсиманском саду Иисус молил о том, чтобы чаша испытаний, которую Ему было суждено испить, миновала Его. Но затем Он добавил: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Почему Иисус добавил эти слова? Почему Он просто не попросил о том, чего желал и не оставил все в руках Бога? Неужели Иисус сомневался, что Бог мог Ему помочь? Поэтому Он сказал: «...но как Ты»? Что мы знаем точно, так это то, что эта чаша не миновала Иисуса. Иисуса судили, признали виновным и распяли. По мнению большинства, Бог не ответил на Его молитву.

Апостол Иоанн обозначил критерий молитвы. Он сказал, что все наши просьбы должны исходит из того, чтобы прежде стремиться исполнить Божью волю. «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5:14). Просите с верой, говорит Библия. Верьте, что Бог даст вам то, о чем вы просите. Однако мы знаем, что Бог не даем нам автоматически все, чего мы просим.

БОГ СИЛЕН ИСПОЛНИТЬ

Библия учит нас тому, чему учит и опыт: когда Бог велит христианину молиться с верой, Он не говорит, что автоматически исполнит любую его просьбу. Вера, о которой здесь идет речь, не в том, что Бог благосклонно ответит на любую нашу просьбу. Скорее, она в следующем: мы верим, что Бог силен сделать все, чего пожелает. Он — всемогущий, и Он — благ. Вот то, что должны хранить в своих сердцах верующие, когда молятся Богу. Не наше дело судить Бога и говорить Ему, что Он должен делать. Бог видит то, чего не можем видеть мы. Он понимает нашу боль, но Он также принимает во внимание грех и спасение, которые находятся за пределами человеческого знания. Бог смотрит на все в жизни с точки зрения вечности.

Молитва веры — это молитва с доверием. Когда Иаков сказал, что мы должны молиться, не сомневаясь, он говорил о том, что мы не должны сомневаться в благости Божьих путей. Мы не должны сомневаться в Его высшей власти. Вера в Бога — это не то, что берется из ниоткуда. Мы верим Ему, потому что мы видим Его любовь в лицах наших детей, в крышах над нашими головами, в пище на наших столах. Мы видим Божью любовь в восходе солнца и синем небе. Но более всего, мы видим Его любовь в одном, превосходящем всё событии. Он стал одним из нас, когда родился Иисус Христос. Иисус, «с нами Бог» (Мф. 1:23; см. Ис. 7:14) взял на Себя наше бремя и освободил нас от греха. Бог, которому мы служим — Отец; Он любит нас.

Принимая все это во внимание, Иаков велит нам молиться. Молиться, когда приходят испытания или страдания. Молиться, когда мы счастливы. Молиться, когда случается болезнь. «Страдает ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы» (Иак. 5:13). Христиане обращаются к Богу, каждый со своими мольбами. Мы молим Его помочь в наших жизнях. И даже в этом случае молитва, как и другие аспекты нашей веры, также является делом церкви. Мы должны молиться друг за друга. По словам Павла мы должны воздевать к Богу чистые руки (1 Тим. 2:8).

Во времена бедствий мы обращаемся к нашим пастырям, нашим духовным лидерам, старейшинам церкви и просим их помочь нам, вспоминая нас в своих молитвах. «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14, 15).

Иаков нам обещает: Бог слышит наши молитвы. Это значит, что, когда человек болен или испытывает какую-то другую нужду, он может обратиться к Богу, и иногда Бог отвечает на его мольбы. Благодаря молитвам происходят такие вещи, которые никогда бы не случились. Бог изменяет курс происходящих в мире событий из-за обращенных к Нему молитв.

И все же нам следует быть острожными со словами Иакова. Иногда по каким-то Своим причинам Бог говорит нам: «Нет». Все мы, если только Господь не вернется при нашей жизни, когда-то умрем. Когда умирают люди, никакие молитвы в мире не могут вернуть их обратно. Слова Иакова не являются волшебным заклинанием. Молитва веры спасает больного, а кровь Христа спасает от греха. Но и в том, и в другом случае это не означает, что Бог постоянно подчиняет Свою волю нашим просьбам. Бог действительно восстанавливает больных, но Он не делает этого каждый раз, когда Его об этом молят.

Иногда люди читают Иак. 5:15 и говорят: «Того, о чем я молился, не произошло. Вероятно, это означает, что я молился неправильно. Должно быть, я больший грешник, чем остальные. Бог ответил на их молитвы, но не ответил на мои. Что со мной не так?» Что бы еще мы ни узнали из книги Иакова, мы должны знать следующее: Божьи пути — не наши пути. Мы не видим всего, что видит Он. Всякий раз, когда Бог отвечает на любую молитву, Он отвечает на мольбу грешника. Я не претендую на то, чтобы знать все пути Бога, но я могу сказать следующее: Бог отвечает на наши молитвы по Своей воле.

БОГ СЛЫШИТ МОЛИТВУ ПРАВЕДНОГО

Молитва является жизненно важной и сложной частью нашей веры. Хотя Бог отвечает на молитвы Своего народа согласно Своей верховной воле, по-прежнему истинно то, что иногда мы совершаем что-то, что препятствует действенности наших молитв. Мы знаем это, потому что Он говорит об этом в Библии.

Часто люди обращаются к Богу, как к своего рода подстраховке. На самом деле они не верят, что из молитвы будет какой-то толк, но молятся на всякий случай. Иногда люди молятся по привычке или формально. Такая сомневающаяся молитва оскорбительна для Бога. Молитвы, произнесенные с сомнением, не будут отвечены. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Бога» (Иак. 1:6, 7).

Сомнение — не единственное, что сдерживает наши молитвы. Человек может молиться с корыстными мотивами. Он может молиться о своей личной выгоде и комфорте. Иаков пишет: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3).

Есть еще одна причина, почему Бог, возможно, нас не слышит. Я хочу быть острожным. Отвеченная молитва не всегда свидетельствует о добродетельной, безгрешной жизни молящегося. Равным образом, когда Бог говорит нам: «Нет», это не означает, что Он на нас гневается. Тем не менее, Библия учит, что Бог обращает Свой слух к тем, кто верны Ему (см. 1 Ин. 3:21-23).

Поскольку мы говорим о том, что должно сопутствовать молитве, следует упомянуть также и исповедание грехов, и покаяние. Когда христиане исповедуют свои грехи и оставляют их, они молятся Богу в смирении, зная, что они недостойны. Об этом хорошо сказал Иаков: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).

Наши молитвы могут быть недейственными по ряду причин. И все же было бы ошибкой утверждать, что в каждом случае нам понятно, почему Бог говорит или не говорит: «Да» в ответ на наши молитвы. Мы должны полагаться на Его любовь и доброту и продолжать молиться. Павел рассказал верующим из Коринфской церкви как он отчаянно молил Бога об исцелении, но Бог сказал ему: «Нет». Он говорил о жале в плоть. Что бы это ни было, оно причиняло ему боль и страдания.

«Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:8, 9). Мы можем научиться у Павла принимать Божий ответ.

КАЖДЫЙ ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН МОЛИТЬСЯ

Иаков хотел, чтобы его читатели понимали, что молитва не является делом особой группы святых. Это дело каждого верующего, каждого святого. Ранее в гл. 5 Иаков привел Иова как пример долготерпения (Иак. 5:11). Затем он обращается к образу Илии как примеру того, как следует молиться. В одном смысле Илия был великим Божьим человеком. В другом — он был обычным представителем людского рода. Во времена Илии народ Израиля массово отворачивался от Бога. Несправедливость и идолопоклонство были повсюду. Царь Ахав и его жена Иезавель возглавляли это бесчинство. В присутствии народа Илия во всеуслышание заявил, что Бог пошлет на их землю засуху.

И затем Иаков пишет о молитве пророка следующее: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак. 5:17). По истечении 3,5 лет Илия снова помолился, и по его слову Бог послал дождь на землю (Иак. 5:18). Иаков хотел, чтобы пример Илии вдохновил нас. Даже нас — облеченных в смертные тела, со всеми нашими грехами — Бог слышит. Илия был таким же человеком из плоти, как мы.

Ад и Геенна | С Богом по жизни | Дзен