Найти в Дзене
Цифра и Промка

50 промышленников России, изменивших свою отрасль - часть 4

АЛЕКСЕЙ И АЛЕКСАНДР ЛОКАЛОВЫ (ЛЬНЯНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА) Отец, Алексей Васильевич Локалов, в первой четверти 19 века, еще будучи молодым человеком, "поднялся" на поставке льна из села Великое Ярославской губернии в Архангельский порт, для вывоза за границу, а в середине века стал главным поставщиком на мануфактуру в Егорьевске для известного купца Хлудова. И здесь Алексей Локалов придумал схему, которая позволила ему, как бы сейчас сказали, "масштабироваться": за сырьё с ним расплачивались не деньгами, а продукцией Егорьевской мануфактуры — пряжей, которую предприниматель, раздавал или продавал крестьянам, ткавшим для него полотно на своих домашних станках, а затем выкупал и продавал с большой наценкой. По такой "давальческой" схеме на Локалова работало около 800 станков, что позволило сформировать серьезный товарный объем и после отмены крепостного права выкупить земельный участок у села Гаврилов-Ям и запустить небольшую ткацкую фабрику и отбельное производство; в начале на "ручном приводе"

АЛЕКСЕЙ И АЛЕКСАНДР ЛОКАЛОВЫ (ЛЬНЯНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА)

Отец, Алексей Васильевич Локалов, в первой четверти 19 века, еще будучи молодым человеком, "поднялся" на поставке льна из села Великое Ярославской губернии в Архангельский порт, для вывоза за границу, а в середине века стал главным поставщиком на мануфактуру в Егорьевске для известного купца Хлудова.

И здесь Алексей Локалов придумал схему, которая позволила ему, как бы сейчас сказали, "масштабироваться": за сырьё с ним расплачивались не деньгами, а продукцией Егорьевской мануфактуры — пряжей, которую предприниматель, раздавал или продавал крестьянам, ткавшим для него полотно на своих домашних станках, а затем выкупал и продавал с большой наценкой.

По такой "давальческой" схеме на Локалова работало около 800 станков, что позволило сформировать серьезный товарный объем и после отмены крепостного права выкупить земельный участок у села Гаврилов-Ям и запустить небольшую ткацкую фабрику и отбельное производство; в начале на "ручном приводе".

Через 20 лет уже вместе с сыном Александром начали проектировать механизированную прядильную фабрику и пригласили не кого-нибудь, а фирму Людвига Кнопа, который в России заработал баснословный капитал за счет поставки английских паровых машин. Для новой фабрики в Англии были закуплено 78 механических станков. При этом, из Англии приезжали не только станки, но и монтажники-наладчики, которые в течение нескольких лет отлаживали производство, обучали наших рабочих.

Запуск производства был произведен в феврале 1872 г., менее чем через 9 месяцев после начала строительства; в итоге мануфактура вошла в число крупнейших в России. Чтобы понимать масштаб - к 1881 г. на фабрике работало 8768 ткацких веретен, 340 механических ткацких станков и 2500 рабочих. Даже по современным меркам - это крупный завод.

При этом сын, Александр, строил эффективную Производственную систему, в том числе на основе изучения ирландского опыта, где индустрии было уже более 150 лет. В год предприятие производило продукцию на сумму 1,5 миллиона рублей в год; чтобы понимать масштаб - совокупные вклады всех граждан в 1894 года составили 300 млн. рублей.

Наиболее сложной стадией производства была отбеливание полотна - попеременная выдержка полотна в растворах хлорной извести и соды, для удаления хлора. В промежутках полотно выстилалось на солнце. Скорость отбелки зависела от концентрации и температуры растворов и от времени выдержки; нарушение технологии приводило к потере прочности полотна. Поэтому процесс отбеливания организовал выпускник Санкт-Петербургского Технологического института.

Александр Локалов при заводе создал серьезную инфраструктуру для повышения уровня жизни рабочих и их семей: больницу, жилье, ясли, школу, ремесленные мастерские. И в определенный момент пошел на эксперимент - стал отчислять 2% чистой прибыли на некоторых служащих. Так что участие в прибылях придумали вовсе не консультанты из "Большой четверки".

С Александром связана одна интересная история - он пригласил молодого архитектора Шехтеля построить ему особняк (архитектор потом сильно поднялся и сегодня мы можем видеть одно из его творений - здание Ярославского вокзала в Москве). Говорят, хотел удивить одну зазнобу, но девушка не "повелась". Но в отличие от современных мажоров-миллиардеров отец и сын основное внимание всё-таки тратили на производство.

Дом Локалова, построенный архитектором Шехтелем
Дом Локалова, построенный архитектором Шехтелем
Локаловская мануфактура
Локаловская мануфактура
Александр Локалов (сын)
Александр Локалов (сын)
Алексей Локалов (отец)
Алексей Локалов (отец)